Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста
Данный комплект заданий и игр поможет в тренировке и совершенствованию зрительной и слухоречевой памяти у учащихся младшего и старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен родителям, воспитателям, учителям-дефектологам, психологам Цель: развитие памяти у детей дошкольного возраста Задачи:
- развивать и совершенствовать зрительную память
- развивать и совершенствовать слуховую память
- тренировать произвольное запоминание
- формировать усидчивость и терпение Оборудование: различные игрушки, бланки заданий, сюжетные картинки, фломастеры, счетные палочки
Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение, поэтому так важно начинать развитие памяти как можно раньше.
Варианты игр
Игры для младших дошкольников
1. Прятки с игрушками
Самая известная, простая и проверенная игра. Играть можно в разных вариантах, используя разное количество игрушек, предметов, варьируя игровые ситуации.
Для самых маленьких деток задействуем небольшое количество крупных, контрастных игрушек- например, пирамидка, мячик, мишка. Ход игры
Рассаживаем игрушки на столе и просим внимательно посмотреть и запомнить всех гостей. Далее просим закрыть глазки, прячем одну игрушку, ребёнок должен угадать- кто спрятался?
Другой вариант- меняем игрушки местами, спрашиваем- что изменилось?
Для деток постарше можно использовать большее количество маленьких игрушек, например фигурки из киндер- сюрпризов, сюжетных наборов. Так же прячем одну фигурку или несколько, меняем местами, просим расставить как было до этого или вспомнить- кого не хватает?
2. Прятки с домиками
Аналогично предыдущей игре, с использованием домиков, просим ребёнка угадать- кто спрятался, в каком домике?
3. Напёрстки
Можно использовать разноцветные стаканчики или детские пирамидки.
Расставляем и просим запомнить все цвета , далее прячем один или меняем местами, просим угадать какого цвета не хватает или что изменилось
Так же можно прятать в стаканчики маленькие игрушки или предметы. Усложняем игру, пряча несколько игрушек
4. Конструирование из палочек
На подносе выкладываем из палочек простую фигуру- треугольник или квадрат.
Просим Запомнить, далее закрываем поднос , просим учащихся построить такие же фигуры
Можно усложнять задание, используя палочки разных цветов
Можно строить разные фигуры, цифры, буквы
5. Волшебный мешочек
Эта игра очень любима всеми детьми, и маленькими и постарше. Хорошо развивает тактильную память
Для игры можно использовать различные предметы, игрушки, фигуры, желательно, чтобы они были контрастными по форме , размеру и материалам Ход игры
Демонстрируем детям различные фрукты, рассматриваем , называем.
Далее прячем в мешочек и поясняем игровую задачу- “Сейчас я загадаю тебе фрукт, а ты попробуешь найти. Только нельзя подглядывать и смотреть в мешочек, ищем только ручкой, на ощупь. Найди банан!”
Далее загадываем друг другу различные фрукты и пробуем искать
Так же можно играть с фигурками- прячем круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Можно использовать разные игрушки, очень хорошо при знакомстве с материалами- пластмасса, дерево, железо
Игры для старших дошкольников
1. Словесное рисование
Хорошее упражнение на развитие слуховой памяти и внимания Ход игры
Подбираем простые картинки- раскраски и раздаём детям.
Объясняем - сейчас я прочитаю вам рассказ, а вам нужно внимательно послушать и запомнить все цвета, которые я назвала и потом правильно раскрасить картинку
Например: У бабушки и дедушки есть красивая дача. Дедушка покрасил стены желтым цветом. Черепица на крыше -красная. Труба такого же цвета, как черепица. Оконные рамы зелёного цвета, дверь- белая.на крыльце 3 ступеньки, верхняя голубая, средняя и нижняя- синие. Возле дома растёт большой вяз, листья на нем уже пожелтели...
Можно подбирать разные картинки и придумывать простые истории, главное не перегружать их лишними деталями
2. Мемори
Классическая игра на развитие памяти и внимания. Ход игры
Демонстрируем ребёнку картинки , затем переворачиваем «рубашкой» вверх.
Каждый игрок по очереди открывает 2 карточки, нужно найти парные картинки- в случае если картинки разные, закрываем обратно, стараясь запомнить где какая лежит. Если картинки совпадают- забираем себе пару, выигрывает игрок, насобиравший больше пар
Можно купить готовые наборы или изготовить самостоятельно из парных картинок различной тематики, также хорошо использовать для закрепления различных тем- транспорт, овощи, одежда, итд
3. Чемодан
Можно изготовить из картона чемодан и использовать различные картинки в разных сочетаниях Ход игры
Поясняем игровую задачу - папа собирался в командировку и взял с собой много вещей. Нам с вами нужно внимательно рассмотреть и запомнить все, что папа положил в чемодан.
Далее складываем в чемодан различные предметы- картинки, называем, комментируем. Потом закрываем чемодан и просим детей вспомнить, какие предметы там лежали
Игру можно варьировать, придумывая разные сюжеты ,например -бабушка поехала на дачу и взяла с собой... мама пошла в магазин и купила там.., мальчик Петя пошёл в детский сад и положил в рюкзак
Для наглядности Так же можно использовать коробки- чемоданчики для мелочей, пряча в них разные картинки или игрушки
4. Числа и буквы. Последовательность
Это задание- вариация субтеста методики Векслера, можно использовать для тренировки зрительной или слуховой памяти.
Для заданий на зрительную память предъявляем последовательность цифр или букв на карточках, просим ребёнка посмотреть ,внимательно запомнить, и написать так же,с каждым разом усложняя задание.Останавливаемся, когда ребёнок допускает ошибку
Тренируя слуховую память, зачитываем ряды и просим повторить. Усложняем задание- просим повторять цифры в обратном порядке, например 1,2 - 2,1... 13 5 - 5 3 1
5. Найди отличия
Ещё одно классическое задание, хорошо тренирующее память и внимание.
Можно подбирать картинки разной сложности, в зависимости от возраста учащихся
Демонстрируем рисунок и просим рассмотреть внимательно и запомнить все детали. Далее демонстрируем вторую картинку и спрашиваем- что изменилось?
Если деткам сложно, можно сначала тренироваться, не убирая первую картинку, рассматривая и комментируя отличия между ними
6. Витрина магазина Ход игры
Демонстрируем рисунок-таблицу и рассказываем- в магазине продаются разные игрушки. Называем все , просим запомнить. Маша купила в магазине 3 игрушки.
Далее демонстрируем вторую картинку с недостающими игрушками и просим вспомнить, каких не хватает, какие выбрала Маша.
Можно менять игрушки местами, можно усложнить задачу, спрятав все и попросить ребёнка назвать все, что запомнил, что на какой полке лежало
Так же можно варьировать игровые сюжеты- например, разные звери в зоопарке, магазин продуктов Зоопарк
Продукты
7. Фигуры и цифры/буквы Ход игры
Раздаем бланки с заданиями и просим запомнить в какой фигуре какая цифра/буква
Далее раздаём бланки с пустыми фигурами и просим дописать недостающие цифры - буквы, после проверяем, исправляем ошибки
Вариант с буквами
Это лишь малая часть игр и упражнений на развитие памяти, придумать их можно гораздо больше в разных вариациях. Самое главное - начинать занятия как можно раньше и тренироваться постоянно!