Подготовка детей к школе: совместная работа родителей и педагогов
Автор: Струнина Екатерина Андреевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ № 27, г. Челябинск.
Подготовка детей к школе: совместная работа родителей и педагогов.
Цель: развитие интеллектуальной, личностно-эмоциональной и физической сферы ребёнка.
Подготовка детей к школе – это комплексное развитие его интеллектуальной, личностно-эмоциональной сферы, а также достижение определённого уровня физической зрелости. Но в основном, в школу приходят дети, не готовые к систематическому обучению. Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Как правило, у детей не сформирована учебно-познавательная мотивация, так как мероприятия по социальному, эмоционально-личностному и физическому развитию в дошкольном возрасте обычно носят кратковременный и даже однократный характер.
Дети ждут от школы прежде всего возможность приобрести новых друзей, «понравиться учительнице», «побегать на переменах», «надеть красивый новый рюкзак, туфли». Это говорит о том, что дети по-прежнему остаются дошколятами вопреки ожиданиям своих родителей.
Очень важно, чтобы воспитатель объяснил детям, зачем ходят в школу. Можно провести игру или беседу. Родители также должны быть подготовлены к разговору с ребёнком на эту тему. В уголке для родителей желательно вывесить список тем бесед с ребёнком, сценарии игры в «Школу», а также перечень иллюстраций из школьной жизни. Например, на одной картинке изображена девочка, делающая уроки, на другой - два мальчика, бегающих на перемене, на третьей – учебники и игрушки, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребёнка, какая картинка ему больше нравится, какая похожа на жизнь школьника, что бы он сейчас выбрал – игрушки или книги, а что бы выбрал, когда пойдёт в школу.
Необходимо стимулировать познавательные интересы детей, например, в группе оборудовать уголок школьника, полку с книгами и учебниками, которые будут читать в первом классе. Обстановка на занятиях должна быть спокойной, доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным, любые замечания – поддерживающими и конструктивными.
Важно помочь ребёнку разобраться в каждом задании и при необходимости – подробно объяснить его или несколько раз повторить инструкцию. Разберите сначала задание совместно, предложите ребёнку рассказать, что он должен сделать, затем покажите это действие сами, а ребёнок пусть понаблюдает, и только потом дайте ему возможность приступить к работе.
Необходимо научить детей задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что именно затрудняет выполнение задания. Не стоит торопить ребёнка, он должен сам выбрать темп деятельности. Ориентировать стоит не на скорость, а на качество. Педагог должен избегать слов «неправильно», «не так», лучше заменить их на «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз».
Оценивая работу, обязательно нужно отметить ошибки и объяснить, как их исправить. Если необходимо проведите повторное задание. При выполнении графических заданий, нужно следить за правильной посадкой, положением ручки и тетради, учитывая их различия у праворуких и леворуких детей. В ходе занятия не забывайте хвалить каждого ребёнка, не акцентируйте внимание на неудаче: дети должны быть уверены, что все трудности преодолимы.
В ходе занятий нельзя допускать переутомления ребёнка. Если вы заметили признаки утомления (двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания, жалобы на головную боль или боль в животе, неадекватные реакции и т.д.) необходимо сразу же сделать паузу.
Следует помнить, что одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе мало, необходима психологическая готовность. Проверку психологической готовности обычно проводит психолог, но также её могут провести воспитатели и родители.
Выясните, умеет ли ребёнок: заниматься одним делом 20-30 минут, не отвлекаясь или хотя бы сидеть на месте это время; правильно понимать с первого раза простейшие задания, действовать точно по образцу, действовать в заданном темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут; хорошо ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; ориентироваться в понятиях «больше», «меньше», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «одинаковое», «разное»; запоминать короткие стихотворения.
Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка не вызывает у детей затруднений, он может в ходе этого задания выполнять гигиенические правила письма:
посадка при письме (дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, а ноги всей ступнёй стоят на полу или подставке, голова чуть наклонена влево);
положение рук при письме (руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки чуть выступал за край стола, правая рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе, придерживая снизу рабочий лист);
положение кисти пишущей руки (кисть правой руки большей части ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для письма служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони);
положение ручки (ручка кладётся на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного - легко кладётся сверху на расстоянии 1,5 см от пишущего узла для управления ручкой при письме);
положение тетради (тетрадь лежит на столе с наклоном влево, так чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребёнка).
Важно!!!
Для детей, пишущих левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как с ведущей.
Сначала взрослый объясняет и показывает, например, посадку при письме, ребёнок сначала смотрит, затем пробует самостоятельно принять правильное положение, а педагог ему помогает. Далее ребёнок должен сам контролировать свою посадку.
Гигиенические правила изучаются в такой последовательности: посадка, положение тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребёнок и взрослый должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до привычного автоматизма.
Взрослым необходимо помнить, что независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Советы родителям будущих первоклассников
Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе
Похожие статьи:
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Экскурсия для дошкольников в школу