Теоретические основы креативности детей дошкольного возраста
Автор: Неменущая Екатерина Михайловна, воспитатель
Место работы: МБДОУ № 150, г. Ростов-на-ДонуТеоретические основы креативности детей.
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной деятельности. В связи с этим перед ДОУ встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие сторон личности, ориентированное на развитие креативности.
В трудах отечественных психологов креативность выступает как специфическая черта мышления, которая отличается от других психических процессов. В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» чаще всего связывают с понятием «творчество».
Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Психологи при характеристике креативности указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, А.Г. Шмелев утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, фантазию, выдумку, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как непреодолимое стремление к творческой деятельности. [7;8]
В отечественных исследованиях понятие «креативность» чаще всего заменяют творчеством и рассматривают данную проблему в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности. Л.С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума.
В работах Я.А. Пономарева отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальнейших знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество. [8] Л.С. Выготский, Д. Кабалевский и др. обращаясь к вопросу о том, что является творчеством человека, что обеспечивает творчество, указывают на воображение.
В Философском словаре под воображением понимается психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки материла восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают два
вида воображения:
• Воссоздающее – процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу;
• Творческое – самостоятельное создание новых образов.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга» [2]. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».
Психолог выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:
• Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности.
• Воображение выступает как средство расширения опыта.
• Воображение руководствуется эмоциональным фактором и влияет на чувства.
• Воображение становится действительностью, когда оно «кристаллизируется», воплощается, начинает существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, творчество, как и способность к нему, выраженная понятием «креативность», развивается, а развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта, поэтому рассмотрение креативности в детстве представляет собой важную задачу.
Исследования Л.С. Выготского показывают, что воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. [2] Психолог делает вывод о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от потребностей и интересов, от воплощения продуктов воображения в материальную форму, от технического умения, от традиций, от окружающей среды. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. [2] воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления – анализ через синтез, так как преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами. [10]
А.В. Петровский выделяет следующие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнообразных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные воображения, которые присущи детям Я.А. Дудецкий называет включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, осуществление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств.
В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети 3-5 лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети 6-7 лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. [4]
Обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения и фантазии. Также психологи утверждают, что развитие креативности качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению креативности как свойства личности. «Личность» - термин обозначающий, человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт характеризующих индивида как человека или иного общества или общности [9].
Согласно взгляда Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других, личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека, и одним из важнейших критериев личности является творчество, так как в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству. Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: речевой, изобретательной, музыкальной.
О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит оригинальность выполнения детьми творческих задач и использование образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. [4]
Поэтому отечественные и зарубежные исследователи определяют креативность как способность или свойство личности. Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и так далее. [1] Э. Фромм понятие креативности трактует как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [6]. В ряде исследований креативность связывают с интеллектом. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Существует три основных подхода к соотношению интеллекта и креативности:
1. Представители первого подхода утверждают, что так таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.
2. Представители второго подхода предполагаю характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.
3. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей.
Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
• Оригинальность,
• Семантическая гибкость,
• Образная адаптивная гибкость,
• Семантическая спонтанная гибкость.
Дж. Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. Такой ребенок чрезвычайно любопытен, способен с головой уходить в работу, демонстрирует высокий энергетический уровень, часто делает все по-своему и так далее [6].
Таким образом, креативность может трактоваться как способность к творчеству, где данная способность понимается в широком смысле: связывать креативность с развитием личности и интеллекта, развитием у ребенка воображения; личностный подход позволяет трактовать творчество как явление развивающееся, и соответственно с ним развивается креативность.
Список литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2/ под ред. К.М. Гуревича. М., 2002 г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,2001 г.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1998 г.
4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. М., 2001 г.
5. Леонтьев А.Н.. Проблемы развития психики. М., 2002 г.
6. Одаренные дети. М., 1999 г.
7. Основы психодиагностики/ под ред. А.Г. Шмелева. Ростов н/Д, 1999 г.
8. Пономарев Я.А, Психология творчества и педагогика. М., 1998 г.
9. Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. М., 1993 г.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999 г.
Рекомендуем посмотреть:
Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто
Как сделать детский сад престижным?
Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности
Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности
Похожие статьи:
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ
Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста