Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок - путешествие по литературному чтению в 3 классе «Сказка о Царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина

Урок - путешествие по литературному чтению в 3 классе «Сказка о Царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина
Автор: Кирьян Е.Н., учитель начальных классов ОШ №4 г.Макеевка.
Назначение: урок - путешествие по литературному чтению в 3 классе «Сказка о Царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина могут использовать в своей работе учителя начальных классов.Предназначен для детей 8 - 10 лет.
Цели:
1. Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
2. Развитие индивидуальности и творческой самореализации обучающихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством А. С. Пушкина – сказочника; раскрыть художественный мир литературных сказок, их особенности.
Развивающие: совершенствовать навыки работы с художественным текстом;
развивать литературную речь, память, мышление, умение проводить анализ и рецензировать выступление других; совершенствовать технику чтения; учить каждого ученика принимать активное участие в работе.
Воспитывающие: прививать любовь к литературе, к устному народному творчеству; воспитывать любознательность, собранность, взаимопомощь, повышать самооценку, стремление быть счастливым и делать такими других.
Оборудование:
• на доске – портрет В. А. Тропинина «А. С. Пушкин»;
• картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»;
• выставка книг - сказок А. С. Пушкина;
• на доске – выставка детских рисунков к сказкам А. С. Пушкина «Эти сказки просто чудо!»
• на партах – карточки с заданиями и анализа черт героев сказки.
Ход урока
I.Эвокация
(актуализация опорных знаний)
1.Организация класса. Мотивация учения.
Доброе утро! Доброе утро!
Доброй судьбы сегодня, всегда…
Пусть будет все на земле, как должно быть:
Солнце – как солнце, небо – как небо,
Дождик – как дождик, дети – как дети.
Каждому дому счастья желаю,
Макам – цветенья, пшенице – урожая,
Небу – мира, голубу – неба,
Каждому ребенку – всего, что ему надо.
Пусть улыбаются дети всегда,
Каждое утро! Каждого дня!
- Сегодня я хочу предложить вам необычный урок.

Девизом этого урока станут такие слова:
Урок чтения начинаем,
Фантазию, конечно же, включаем.
Не только нужно ведь читать,
Предвидеть надо, наблюдать,
Чтоб в тексте нам не потеряться,
За микрофон пора нам браться.
Над текстом думать, сопереживать,
И от лица любого уметь
Весь текст пересказать.

На уроке вам придется работать в парах, группах, доказывать, аргументировать свои ответы.
Давайте вспомним правила учебного сотрудничества (чтение цепочкой).
*Осмысливать задания.
*Доказывать, отстаивать свою точку зрения.
*Выслушивать мысли каждого.
*Не перебивать друг друга.
*Соблюдать правило поднятой руки.
2.Составление ассоциативного куста.
- Какие книги вы любите читать больше всего? (Сказки)
- Да, сказки мы все любим слушать и читать.
- А с чем у вас ассоциируется слово сказка?
Сказка: царь, дворец, волшебник, фея, добро, зло, избушка, дед, баба, море, царевич, царевна.
- Какие бывают сказки? (Ответы детей.)
- Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все любим. Я прочитаю вам маленький отрывок из его сказки, а вы подскажите имя автора.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Кто автор этих строк?
(Александр Сергеевич Пушкин)
- Посмотрите на портрет А. С. Пушкина, который висит на доске.
3. «Мозговая атака». Открытый микрофон.
- Итак, открытый микрофон. Интервью возьмет…
* Кто он – А. С. Пушкин?
1 ученик.
Много выдающихся людей есть на свете,
Их слава сквозь годы дошла и до нас.
Пушкина сказки знают все дети,
С любовью о нем вспоминаем сейчас.
2ученик.
В наследство оставил нам Пушкин
Крылатые мысли, могучий язык.
Твое слово волнует нам сердце,
Оживает природа, и добро зацветает как мак.
3 ученик.
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799г. в Москве. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к обедневшему старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.
Родители Александра Сергеевича были образованные, одаренные люди, интересующиеся театром и литературой.
Александр рос замкнутым, молчаливым. С детства пристрастился к чтению. Перечитал великое множество книг из библиотеки отца.
4 ученик.
Воспитанием Саши занимались две женщины, мама Надежда Осиповна и Арина Родионовна – его няня. С особой теплотой и любовью няня заботилась об Александре. Это простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша слушал ее с восторгом и замиранием сердца, называл ее ласково «голубкой», «матушкой».
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.»
И свои сказки Александр Сергеевич сочинил, вспоминая рассказы няни.
5 ученик.
Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказание, но здесь и не прощают содеянное. Ложь и правда, добро и зло – эти чувства не существуют друг без друга.
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» Д. Самойлов.
6 ученик.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!

II. Сообщение темы и задач урока.
1.Прогнозирование темы урока.
- Как маленькие реки впадают в полноводную красавицу Волгу, так маленькие тропинки образуют большую дорогу. Сегодня мы будем путешествовать тропинками. Помогать нам будет волшебный клубочек. На каждой тропинке вы получите фишку. Фишка будет частью отгадки полного названия сказки А.С. Пушкина, у которой самое длинное название. С ней мы познакомимся сегодня на уроке.
- Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Ответы детей)
- Подумайте, о какой сказке пойдет речь на уроке?
И помогут нам в этом герои его сказок. (На каждый правильный ответ открывается часть названия сказки)

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Путешествие по 1 тропинке, 1 фишка.
- Из какой сказки А.С. Пушкина эти строки?
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.» (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Отгадайте мои загадки и получите вторую фишку.
Путешествуем с волшебным клубочком по второй тропинке.
*Куда отправился старик ловить рыбу? (К синему морю).
*Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года).
*Что закинул в воду старик, чтобы поймать рыбку? (Невод).
*Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Избу).
*К чему вернулась старуха в конце сказки? (К разбитому корыту).

3 тропинка, 3 фишка.
Приглашаю вас в любимую вашу сказку. Отгадайте какую?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет». (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
Отгадайте загадки и получите фишку.
*Назовите главных героев сказки. (Царь, царица, царица-мачеха, королевич Елисей, Чернавка, семь братьев богатырей).
*Кто отвел царевну в лес? (Чернавка).
*Кого встретила в лесу царевна? (Семь братьев богатырей).
*Кто угостил царевну отравленным яблоком? (Царица-мачеха).
- Наше путешествие продолжается, клубочек катится дальше.
4 тропинка, 4 фишка.
Приглашаю вас в другую интересную сказку.
- Из какой сказки Пушкина эти строки?
«Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к …» (Сказка о золотом петушке)
Ответьте на вопросы.
*Кто стал беспокоить старого царя Дадона? (Соседи)
*К кому за помощью обратился царь Дадон? (К мудрецу-звездочету).
*На чем сидел золотой петушок? (На спице).
Отправляемся по пятой тропинке и получаем пятую фишку.
А теперь я вас приглашаю в другую, известную вам сказку.
«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда» (Сказка о попе и работнике его Балде)
*Кого искал поп по базару? (Работника: повара, конюха, плотника).
*Какой совет дала попу попадья (его жена)? (Собрать с чертей оброк-долги).
*Что приговаривал Балда с укоризной, когда давал щелчки попу? («Не гонялся бы ты, поп за дешевизной»)
- Наше путешествие подходит к концу. Нитки в клубочке заканчиваются. Ответьте правильно на вопрос и получите шестую фишку.
- Среди сказок поэта есть одна, которую он назвал поэмой. Что это за сказка? («Руслан и Людмила»)
- Все эти сказки вы видите на нашей книжной выставке.
III. Восприятие и осознание нового материала.
1.– Итак, вы отгадали все загадки и получили все фишки.
У какой же сказки Пушкина самое длинное название? Давайте его прочитаем.
- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей.)
_ Продолжим наше путешествие по сказочной стране на корабле «Белая лебедь.»
_ Что вас ждет в этой стране?
Отгадайте запись на доске.
Х П Е У Х (УСПЕХ)
2.Словарная работа.
Грамота – всякое царское письмо, писание владетельной особы.
Указ – постановление, распоряжение главы государства.
Лук – ручное оружие для метания стрел.
Зыбь – легкое колебание водной поверхности.
Чародей – волшебник, колдун.
Маковки церквей – купола церквей.
Град – город.
Колымага – тяжелая повозка.
Престол – трон монарха, символ власти.
3.Работа в группах. Чтение сказки по частям.
I группа. От слов «Три девицы под окном…»
до слов «Не горюй и спать ложись.» с.92-99
II группа. От слов «Улетела лебедь птица …»
до слов «Да спокойно в свой удел
Через море полетел.» с.99-105
III группа. От слов «Снова князь у моря ходит…»
до слов «А князь в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.» с.105-112
IV группа. От слов «Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит…»
до слов «А шмель в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.» с.112-118
V группа. От слов «Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не своди,
Глядь – поверх текучих вод…»
до слов «Нынче ж еду!» - Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.» с.118-125
VI группа. От слов «Под окном Гвидон сидит…»
До слов «Я там был…» с.125-128
4.Краткий пересказ сказки в группах.
5.Взаимные вопросы:
* Кто подменил письмо царю Салтану? (Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой.)
*Какой приказ-ответ дал царь Салтан? (Ждать царева возвращенья для законного решенья.)
* Почему царица с сыном Гвидоном совершили морское путешествие? (Ответы детей.)
* Кто помог Царевне Лебеди избавиться от злого коршуна? (Гвидон.)
*Что увидели корабельщики на знакомом острове в море? (Город новый златоглавый.)
* Какие волшебства происходят в городе на острове? (Ответы детей.)
* В кого и сколько раз превращался Гвидон, чтобы повидаться с отцом? (Ответы детей.)
* Когда состоялась встреча царя Салтана с семьей? (Ответы детей.)
6. Физкультминутка.
И Гвидон наш потянулся,
Раз прогнулся, два прогнулся,
Ровно стал,
Руки в стороны развел,
А потом поднял их вверх,
Но орешек не достал,
Чтобы орешек ему достать
Нужно на носочки встать.
IV.Продолжение работы по теме урока.
1. Во время путешествия мы побываем в театре.
Инсценирование отрывка из сказки (заранее подготовленными детьми.)
От слов «Мать и сын теперь на воле» до слов «Не горюй и спать ложись.»
2.С театра отправляемся в Третьяковскую галерею.
- В Москве в Третьяковской галерее находится картина русского художника М. Врубеля «Царевна Лебедь.» (На доске репродукция картины.)
- Как вы думаете, к какой части сказки написана эта картина?
- Внимательно посмотрите, как художник представлял себе героиню сказки Пушкина – Царевну Лебедь.
- Нравится ли вам картина?
- Какие чувства она вызывает у вас?
3. Наше путешествие продолжается. Мы в «Царстве музыки».
- К творчеству Пушкина обращались многие композиторы. Русский композитор Н. Римский-Корсаков написал оперу по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.»
Послушайте фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попробуйте угадать сказочного персонажа. (Прослушивание музыкальной пьесы «Полет шмеля.»)
- Кого вы представляли себе, слушая пьесу?
4. Сенкант.
- Что такое сказка?
1.Сказка.
2.Народная, авторская.
3.Учит, рассказывает, помогает.
4.Сказка учит преодолевать трудные ситуации, любить близких и прощать.
5.Жизнь, борьба, счастье.
V. Рефлексия.
1. Продолжить предложение:
*Третья молвила сестрица… (Я б для батюшки - царя родила богатыря.)
*Не губи ты нашу душу… (Выплесни ты нас на сушу.)
*Ты не коршуна убил… (Чародея подстрелил.)
*Белка песенки поет, -
Да орешки все грызет,
А орешки не … (простые, все скорлупки золотые.)
2. Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в родную гавань.
- Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками (в виде веера).
VI. Итог урока.
Народная мудрость гласит:
«Не дорого начало, а похвален конец.»
- С какой сказкой мы познакомились на уроке?
- Кто автор сказки?
- Мне понравилось на уроке. (Ответы детей.)
- После урока я хотел бы … (Ответы детей.)
VII. Домашнее задание.
На выбор: 1. Прочитать выразительно понравившийся отрывок из сказки.
2. Выучить наизусть отрывок из сказки.
3.Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Конспект урока литературного чтения, 3 класс Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Объёмный Снеговик из бумаги своими руками для детей. Мастер-класс с пошаговыми фото | Викторина с ответами о животных, 3 - 4 класс
Опубликовано: 1918 дней назад (25 февраля 2017)
Просмотров: 5733
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Наталия Александровна Клюка # 25 февраля 2017 в 12:21 0
Здравствуйте, Екатерина Николаевна. Очень понравилось Ваше увлекательное литературное путешествие. Разнообразные формы работы, обращение к прозе, поэзии А.С.Пушкина, музыкальным произведениям по творчеству А.С.Пушкина сделало путешествие насыщенным, интересным, потребовало от детей активации мышления, памяти, смекалки, воображения. Такие игровые занятия врезаются в детскую память, способствуют лёгкому усвоению материала. Спасибо за конспект! +1
Екатерина Николаевна Кирьян # 26 февраля 2017 в 19:38 0
Наталия Александровна! Благодарю за теплый отзыв.
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 25 февраля 2017 в 21:20 0
Здравствуйте, Екатерина Николаевна. Очень понравился урок - путешествие по литературному чтению в 3 классе. Интересный, насыщенный. Примите голос!
Екатерина Николаевна Кирьян # 26 февраля 2017 в 19:40 0
Юлия Дмитриевна! Огромное спасибо за добрые слова.
Вера Александровна Орехова # 23 марта 2017 в 08:55 0
Екатерина Николаевна, спасибо за приглашение.
Спасибо за предоставленный материал.
Чувствуется творческий подход, урок интересный, эмоциональный.
Спасибо большое . Успехов Вам! Голос +1.
Любовь Сергеевна Новоселова # 30 марта 2017 в 12:52 +1
Добрый день, Екатерина Николаевна. Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша публикация. С удовольствием ставлю голос № 4. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе.
Ирина Леонидовна Кулагина # 13 апреля 2018 в 19:11 0
Екатерина Николаевна! Очень интересное и увлекательное путешествие вы провели с ребятами. Разные формы работы позволяют поддерживать интерес к литературному чтению, к творчеству А.С. Пушкина. Мне очень понравилось, что вы знакомили с творчеством А.С. Пушкина и через музыкальное, и изобразительное искусство. Несомненно, это творческий подход к проведению уроков по литературному чтению. Творческих успехов в вашей дальнейшей работе! Голос!