Развитие логического мышления у старших дошкольников
Подготовка детей к школе, это одна из ведущих задач в моей работе. А это предполагает развитие словесно-логического мышления. По данной теме я работаю второй год с детьми подготовительной группы. Необходимым условием для развития полноценной личности ребенка, является развитие его мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое.
Известно, что любая математическая задача на смекалку, для какого-либо возраста она не предназначалась, несет в себе определенную, умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными…
Я перебрала множество литературы, предлагающего многообразие логического материала, игр, задач, головоломок, что привело к необходимости их классификации, хотя достаточно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.
Все эти группы преследуют одну и туже цель: развитие логического мышления. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Я задумалась над следующими вопросами: Какие это мыслительные умения? С помощью, каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство столь сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка?
Чтобы разобраться в этих вопросах я обратилась к программе «Истоки». В ней особая роль отводится личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком – «штучном» отношении к ребенку и его развитию. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческим способностям детей. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующих дидактических принципах:
Принцип психологической комфортности: создавать образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.
Принцип деятельности: вводить новые задания не в готовом виде, а через самостоятельное творчество.
Принцип минимакса: обеспечивать возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своими темпами.
Принцип целостного представления о мире: раскрывать взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
Принцип вариативности: формировать у детей умение осуществлять собственный выбор и предоставлять им систематически возможность выбора.
Принцип творчества: сориентировать процесс обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип непрерывности: обеспечивать преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого решения, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Чтобы окончательно определить задачи, средства и пути их решения я исследовала уровень развития словесно-логического мышления с помощью следующих тестов: «Последовательные картинки», «Исключение четвертого», «Невербальная классификация».
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Математическое развитие детей дошкольного возраста
Упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Развитие словесно-логического мышления на индивидуальном развивающем занятии психолога
Похожие статьи:
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей