Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимосвязь типов семейных отношений и статусного положения детей

Изучение взаимосвязи типов семейных отношений и статусного положения детей
Я предлагаю вам материал своего исследования. Тема очень актуальна для всех категорий лиц: родителей, учителей, воспитателей, педагогов-психологов.
Актуальность: в настоящее время имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду приоритетных направлений, а именно: исследования семейных отношений – раскрытия характера их взаимодействия, и выявление статусного положения младшего школьника, его отношения со сверстниками в классе.
Семья выступает важным институтом социализации ребенка. Школа и отношения в классе также оказывают существенное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка, на его статусное положение.
В нашей работе мы опираемся на мнение А.И. Баркан, которым было рассмотрено 11 типов семейных отношений, а так же, мы согласны с Дж.Морено, выделившим 5 видов статусного положения младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-практическим путем доказать взаимосвязь семейных отношений и статусного положения младших школьников.
Объект исследования: статусное положение младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь типов семейных отношений и статусного положения учащихся 2 класса.
Гипотеза: между типами семейных отношений и статусным положением ребенка существует следующая взаимосвязь:
1. При типах семейных отношений «кумир семьи», «в культе болезни» или гиперопека у ребенка будет такой социальный статус как лидер, звезда или принятый.
2. При воспитании с повышенной моральной ответственностью, гипоопеке, «золушке» или «ежовые рукавицы» – изолированный или отвергнутый.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятий: «статус», «семейные отношения».
2. Рассмотреть виды статусного положения и условия его формирования.
3. Изучить типы семейных отношений.
4. Опытно-практическим путём доказать взаимосвязь типов семейных отношений и статусного положения учащихся 2 класса.
5. Составить рекомендации для родителей по статусному положению детей.
Методологическая основа:
• теоретическое положение Дж. Морено о статусном положении личности;
• теоретическое положение А.И.Баркан о типах семейных отношений.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические: социометрия Дж.Морено; опросник для родителей «Типы воспитания детей» В.Б.Шапарь; рисуночный тест «Моя семья» А.И. Баркан.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал по проблеме взаимосвязи типов семейных отношений и статусного положения младших школьников.
Практическая значимость: составленными рекомендациями могут воспользоваться родители при воспитании детей в семье, учителя, педагоги-психологи.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей» города Черногорска, 2 класс (25 человек).
Ход исследования:
Для начала я рассмотрела такое понятие как «статус». Я опираюсь на понятие, которое ввел Дж.Морено, понимая под статусом положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В соответствии с социометрической методикой, предложенной Дж.Морено, система межличностных взаимоотношений состоит из следующих статусных позиций:
Лидер
Звезда
Принятые
Изолированные
Отвергнутые

Лидер - член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, то есть пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
Звезда - эмоционально притягательный для остальных членов группы человек, к которому хорошо, с симпатией относится большая часть группы. Звезда может как являться лидером, так и не иметь организаторских способностей, необходимых для лидера, и, соответственно, не являться им.
Принятые - члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу.
Изолированные - члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такою самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).
Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.

Далее было рассмотрено понятие «семейные отношения». Это связи между членами семьи, которые проявляются через характер и способы межличностного взаимодействия, через влияние членов семьи друг на друга при совместной деятельности и общении. В работе мы опираемся на теоретическое положение А.Баркан, которая выделила 11 типов семейных отношений:
1. «Кумир семьи»
2. Гиперопека
3. Гипоопека
4. Безнадзорность
5. «Золушка»
6. «Ежовые рукавицы»
7. Повышенная моральная ответственность
8. «Культ болезни»
9. «Кронпринц»
10. Противоречивое воспитание
11. Смена образцов воспитания


Проведя все необходимые диагностики, обработав их, я составила сопоставительную таблицу, где увидела сводные результаты исследования взаимосвязи типов семейных отношений и статусного положения учеников 2 класса.

Анализ результатов свидетельствует о том, что при таких типах воспитания в семье как «кумир семьи», «в культе болезни» и гиперопека ребёнок будет занимать в классе высокий социальный статус звезда, лидер или принятый. Если же у ребёнка в семье преобладают такие типы взаимоотношений с родителями как гипоопека, «золушка», «ежовые рукавицы» или воспитание с повышенной моральной ответственностью, то в классе ребёнок будет отвергнутым или изолированным.
Вывод: изучив взаимосвязь типов семейных отношений и статусного положения младших школьников, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась: действительно, если в семье ребёнок занимает далеко не последнее место, на него постоянно обращено внимание родителей, они восхищаются им, считают его кумиром семьи, то и в классе ребёнок будет стараться занять такое же место, ведь он привык быть главным. Если же в семье ребёнку не уделяют внимания или довольно жестко воспитывают его, в связи с разными на это причинами (больше внимание уделяют второму ребёнку, неблагоприятная, накаленная обстановка между членами семьи или просто у родителей нет настроения), то ребёнок и в классе будет изолирован или даже отвергнут своими сверстниками.
Зачастую, родители просто не видят связи между воспитанием в семье и статусом их ребенка в классе но они должны понять, что от их отношения к ребёнку будет зависеть его статусное положение в классе и дальнейшее положение в обществе.

Рекомендуем посмотреть:

Совместное мероприятие родителей и детей в начальной школе Беседа для родителей начальных классов Конференция для родителей в начальной школе Заседания родительского клуба в начальной школе

Похожие статьи:

Организация работы с семьей в начальной школе в соответствии профессионального стандарта педагога

Конспект НОД в подготовительной группе. Путешествие в лес | Речевые и подвижные игры для детей 3-5 лет
Опубликовано: 3211 день назад (13 июня 2015)
Просмотров: 2573
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Наталья Валерьевна Старкова # 13 июня 2015 в 20:15 0
Екатерина Владимировна, интересная работа, правда есть моменты спорные. Не вдаваясь в полемику, хочу подчеркнуть, всё вышесказанное актуально только для младшего школьника -уже в 3-4 классе, при переходе в младший подростковый возраст всё очень резко меняется!Поэтому рекомендовать родителям именно эти стили семейных отношений я бы не стала. Но для дальнейшего обсуждения психологам, педагогам, работа очень интересна! Голос Вам за труд.