Конспект занятия по художественному творчеству «Роспись дымковской барыни с караваем»
Школьный возраст – начальная школа (9-10 лет)
Описание: в конспекте представлен материал об истории дымковской игрушки, описаны основы росписи, представлены фотографии глиняной игрушки и пошаговый этап работы по рисованию дымковской барыни.
Материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам начальной школы и дополнительного образования.
Цель: нарисовать дымковскую барышню.
Задачи:
- познакомить с историей происхождения и особенностями изготовления дымковских игрушек из глины;
- научить рисовать элементы дымковской росписи;
- развивать познавательный интерес к изучению народного творчества;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре.
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра.
Шаблон дымковской барышни:
Ход занятия
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с народным промыслом – дымковская игрушка.
Педагог читает стихотворение:
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок
Словно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село родное люди «Дымково» назвали
Там любили песни, пляски, в том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки - не простые, а волшебно - расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор, на отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право!
Говорят о ней по всюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведём сейчас рассказ.
Педагог:
Дымковская игрушка — это народный промысел, который зародился в слободе Дымково. Дымково – это его родина глиняной расписной игрушки, которую так и назвали – дымковская. Её истоки уходят в давнее прошлое. Родилась она в слободе Дымково еще 16 веке, неподалёку от города Хлынова – так раньше называли город Вятку или Киров. Слобода Дымково находилась на лугах, за рекой Вяткой. Каждую весну Дымково заливало паводком. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках глиняный игрушки, а весной продавали их на ярмарке на празднике «Свистунья».
«Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался весной. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.
Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена. Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передали знания.
А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом. Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.
Педагог:
Ребята, давайте рассмотрим элементы дымковской росписи. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Орнаменты дымковской игрушки — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Каждый из этих узоров имеет свое значение-кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
Этапы росписи:
1. Нарисуем простым карандашом с помощью шаблона на листе А4 контур дымковской барыни.
2. Нарисуем простым карандашом форму кокошника, волосы и лицо.
3. Нарисуем барыни украшения (бусы, серьги), рюши на плечах платья, каравай в руках.
4. Рисуем линию-конкур фартука.
5. Рисуем оборки на фартуке и прямые полоски на юбке.
6. Раскрашиваем дымковскую барыню гуашью. В конце работы обводим контур черной гуашью.
7. Дымковская барыня готова!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока рисования тигра
Конспект занятия по ДПИ в дополнительном образовании
Конспект занятия в дополнительном образовании. Ромашка из бисера
Занятие по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании. Тема "Мозаика"
Похожие статьи:
Мозаичное рисование. Мастер-класс
Как нарисовать натюрморт