Пластилиновые игры и их возможности для развития речи детей.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Однако, как показывает практика, среди наших родителей считается, что ребенку посещающему кабинет психологической коррекции сложно либо рано заниматься лепкой. Действительно, поделки, которые было предложено сделать, в рамках подготовки к празднику осени довольно непростые. Они требуют манипуляций с пластичным материалом и тонких действий путем вдавливанием крупы: гречка, рис, горох, пшено. Кроме того, для создания поделки нужно терпение и время.
Наши дети в силу своих особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития мелкой моторики у них делает затруднительной работу с большими кусками пластилина, а также не все могут сами изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у ребят может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, размазать его по столу и другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям. Но, несмотря на все описанные выше трудности, не следует отказываться от работы с пластилином.
В процессе подготовки к занятиям за основу взята методика, позволяющая создавать поделки из пластилина буквально за считанные минуты. На занятиях дети знакомятся с материалом его свойствами, учатся изготавливать пластилиновые картинки методами надавливания и размазывания, осваивают прием вдавливания. Навыки работы с пластилином усваиваются детьми быстро и без особого труда. Нужно только заинтересовать малышей, показать, как нужно действовать.
Для занятий следует использовать мягкий пластилин хорошего качества. Современные технологии усовершенствовали пластилин. Он стал более мягким и эластичным, приобрел чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.
Занятия лепкой целесообразно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2–3 человека). Длительность занятий с детьми составляет от 5 до 15 минут. Для закрепления навыков можно использовать один и тот же сюжет несколько раз.
Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином, формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей для обучения и развития детей.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе работы ведется непрерывная беседа с детьми, что, безусловно, положительно сказывается на их речевом развитии. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание.
Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия лепкой способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Они позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применить первые варианты обобщения, дать малышам представления о цвете, величине, форме, количестве предметов, их пространственном расположении.
Очень важно эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательную игру. Готовые работы нужно внимательно рассмотреть, одобрить, показать родителям а исполнителя похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек творчества.
Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что всем посещающим наш кабинет, необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому полезно организовывать выставки детских работ. Считаю, что нужно почаще хвалить малышей, не бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя более уверенными в будущем.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по сенсорике для детского сада
Игры-забавы для средней группы
Игра для детского сада "Семейные хлопоты"
Дидактические игры для дошкольников 3 - 5 лет
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет
Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»