Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Автоматизация звука Л в словах и предложениях речевой материал

Авторская разработка лабиринтов для автоматизации звуков Л, ЛЬ
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

Ошибки при автоматизации звуков часто допускают родители, пытающиеся самостоятельно исправить неправильное произношение у своего ребенка. Если подобные ошибки допускает логопед, то можно говорить о его профессиональной без грамотности.
10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:
1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит не четко.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
· губно-зубные звуки (В, Ф);
· сонорные звуки (Р, Л);
· заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:
· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;
· звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:
· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:
· в начале слова (шапка, шея);
· в конце слова (камыш, финиш);
· с средине слова (ошибка, машина);
· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, не какие звуки вы ребенку не автоматизируете. Проверить речевой выдох можно здесь.

8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией). У детей с ФФНР не возможно автоматизировать звук не научив его различать среди других звуков.

Процесс автоматизации звуков достаточно трудоёмкий. С целью привлечения детей-логопатов к процессу автоматизации звуков были созданы лабиринты для автоматизации звуков. Ниже приведены примеры лабиринтов на звуки Л, ЛЬ. Данные варианты игр созданы в электронном варианте в виде игры. Главный герой двигается по дорожке, называя по 3 раза каждый предмет, который встречается ему на пути. Только, назвав все изображения верно, главный герой доберется до финиша. В данном случае эти лабиринты можно распечатать, и ребнок пальцев может вести по дорожке, встречаю на своем пути препятствия.


Рекомендуем посмотреть:

Сценарий логопедического утренника в детском саду. Старшая группа Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда. Использование ИКТ | Разрезная картотека артикуляционной гимнастики для детского сада
Опубликовано: 3274 дня назад (5 декабря 2015)
Просмотров: 5877
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Татьяна Аркадьевна Трофименко # 5 декабря 2015 в 22:56 +1
Отличный материал !Голос!
Ольга Викторовна Погорелова # 6 декабря 2015 в 08:08 +1
Очень яркие и красивые лабиринты. Я думаю, что с такими лабиринтами ребенок будет заниматься с большим желанием и интересом, ведь детей привлекает все яркое, красочное и необычное. Голос!
Елена Андреевна Волгина # 6 декабря 2015 в 09:54 +2
Ольга Викторовна, спасибо за Ваш отзыв. А когда ребёнок работает с данными лабиринтами в компьютерном варианте, то внимание и усидчивость малыша утраивается joke Тем более Красная шапочка начинает двигаться по дорожке. Жаль, что не могу выставить сюда саму игру для пользования. Надо поинтересоваться у администраторов.Такой разработкой может пользоваться как учитель-логопед, так и воспитатель.
Любовь Зайцева # 6 декабря 2015 в 10:41 0
Голосую +1!
Галина Анатольевна Лейко # 6 декабря 2015 в 12:35 0
Елена Андреевна, Вы умница. Все подробно изложили и представили достаточно интересные и продуктивные средства для коррекции речи- лабиринты. Я не логопед, но вижу как работает наш педагог. Предложу ей такой вариант для работы с детьми. Уверена, он её заинтересует. Лично мне очень понравились такие лабиринты. Спасибо. Голос!
Елена Андреевна Волгина # 9 декабря 2015 в 09:36 0
Галина Анатольевна, спасибо за Ваш отзыв. Это очень важно для меня. Это говорит о том, что я иду в верном направлении. Спасибо!
Ермакова Наталья Александровна # 7 декабря 2015 в 02:35 0
Елена Андреевна, очень интересный материал, хотелось бы увидеть игру. Принимайте голос!
Светлана Викторовна # 12 декабря 2015 в 17:28 0
Здравствуйте
Материал частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз качественно оформить материал самостоятельно.
Для этого рекомендуем Вам внимательно прочитать правила ведения записей в блоге
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Хотим Вам напомнить, что за плохо оформленные материалы мы никаких наградных документов (Свидетельств о публикации, Сертификат участника конкурса…) не выдаём.
С уважением, Администратор сайта