Конспект занятия по музыкальному развитию в подготовительной группе детского сада с презентацией
Конспект музыкального занятия для старших дошкольников 6-7 лет «Глазов многонациональный»
Конспект музыкального занятия с национально-региональным компонентом содержания Тип ООД: тематическое Возраст воспитанников: 6-7 лет Цель: создание предпосылок для формирования установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Задачи: 1. обучающие: формировать восприятие
- настроения и жанра музыки, тембров русских народных инструментов;
закреплять навыки
- игры элементарной мелодии на диатонических колокольчиках, исполнения простейших ритмов на тамбуринах, бубнах и ложках,
- музыкально-ритмических движений, соответствующих характеру музыкального произведения,
- исполнения танца по показу взрослого,
- исполнения ранее выученной песни в сопровождении музыкального инструмента; 2. развивающие: – развивать у дошкольников
- музыкальную память на примерах музыки народов, проживающих на территории Глазова,
- внимание, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма,
- способность к танцевальной импровизации,
- умение ориентироваться в пространстве; 3. воспитательные: – формировать чувство уважения к культуре других народов, развивать самостоятельность в процессе принятия решения в ситуации выбора. Словарная работа: активный словарь – герб, гимн, весёлое, грустное, спокойное настроение, песня, танец, марш, колокольчик, тамбурин, бубен, ложки, балалайка, гармонь, жалейка. Предварительная работа: разучивание песни Т.Шикаловой «Удмуртия», партий колокольчиков, тамбуринов, бубнов и ложек в пьесе «Ялыке», просмотр мультфильма «Русские потешки», разучивание игры «Динь-динь-динь, письмо тебе». Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая. Методы и приёмы:наглядно – зрительный - дирижёрский жест, презентация. наглядно-слуховой – слушание пьес и песен; словесный – отгадывание загадок, беседа; практический – пение, музыкально-ритмическое движение, танцевальная, танцевально-импровизационная деятельность, элементарное музицирование, подвижная игра, музыкально-дидактическая игра и т.д. Специфический для данного вида деятельности - метод передачи характера музыки в движениях. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система, баян, набор музыкальных инструментов. Атрибуты: тюбетейка. Раздаточный материал: карточки дидактических игр «Угадай инструмент», «Весело-грустно», «Что делают дети».
Музыкальный материал взят из программы И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Ладушки» для подготовительной группы детского сада. Дополнительно в занятии используется в качестве национально-регионального компонента содержания удмуртская народная песня «Ялыке», татарский танец, песня Г.Гусейнли, Т. Муталлибова «Цып-цып, мои цыплятки».
Ход занятия
1. Вводный этап(мотивационно-целевой) Задачи этапа:
- организация внимания детей,
- определение темы занятия,
- актуализация знаний по теме,
- целеполагание и мотивация детей на предстоящую деятельность.
Дети вбегают в зал под песню «Город Глазов», музыка В. Сокол, стихи С. Анисимова, Г. Юсим и В. Сокол. Встают в круг, выполняют танцевальные движения по показу музыкального руководителя. Музыкальный руководитель (поёт): Здравствуйте, ребята! Дошкольники(поют): Добрый день! Музыкальный руководитель: Сейчас прозвучала песня, которая подводит к пониманию темы сегодняшнего занятия. Итак, о чём сегодня пойдёт речь на занятии? Дети: О Глазове. (Слайд №1) Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель читает стихотворение и демонстрирует слайдовую презентацию:
Город Глазов мой, Родина малая,
Обожаю твои тополя, (Слайд №2)
Неширокие лучики-улицы, (Слайд №3)
Двухэтажные в центре дома. (Слайд №4)
Сердце города - площадь Свободы, (слайд №5)
Городской сад и речка Чепца, (слайды №6,7)
Здесь красиво, просторно и мило
День встречать, проводить вечера.
Глазов тихий, уютный и скромный, (слайд №8)
Но в России известен давно.
Город славят его лицеисты, (Слайд №9)
Наш театр и искусство кино. (Слайд №10) (Лариса Струина)
Музыкальный руководитель: Ребята, хорошо ли вы знаете Глазов? Давайте проверим. Я буду загадывать вам загадки. Вы поднимайте руки, если знаете ответ.
Здесь спортивный бой идёт,
Здесь коньками режут лёд. (Ледовый дворец спорта. Слайд №11)
Бьют на нём колокола,
И народ спешит туда. (Спасо-Преображенский кафедральный собор. Слайд №12)
Классный есть театр у нас.
Он зовётся… («Парафраз». Слайд №13)
Музыкальный руководитель:
Кто из вас, ребята, знает,
Что сей дом обозначает? (показывает фотографию Дома дружбы народов. Слайд №14) Музыкальный руководитель выслушивает варианты ответов детей.
Музыкальный руководитель: Это Дом дружбы народов. В Глазове проживает около 86 тысяч людей разных национальностей – удмурты, русские, татары, армяне, азербайджанцы, немцы и другие. В Доме дружбы народов они собираются и устраивают свои национальные праздники.
(Демонстрируется слайд №15 с гербом Глазова.)
Музыкальный руководитель: Назовите символ Глазова. (Ответ детей). У Глазова есть ещё один символ - гимн, и вы его слышали сегодня. (Слушание припева песни «Город Глазов») Вы знаете, какую песню называют гимном? (Ответ детей) (Слайд №16).
Герб делится на части, и на слайде в контуре герба появляются люди в национальных костюмах народов, населяющих город.
Возникновение главной проблемы всего занятия.(Целеполагание и мотивирование детей на предстоящую деятельность.) Музыкальный руководитель: Смотрите, герб Глазова исчез. Вместо него появились люди в национальных костюмах. Люди каких национальностей изображены на слайде? (Дети узнают удмуртские, русские и татарские костюмы.)
Определение путей решения проблемы Музыкальный руководитель: На каждом изображении знак громкоговорителя. Это значит, что каждое изображение озвучено. Хотите послушать музыку народов, населяющих Глазов? (Ответ детей). Если вы будете хорошими слушателями и выполните все музыкальные задания, то герб Глазова появится снова. Вы готовы к выполнению музыкальных заданий?
Основной этап(содержательный Задачи этапа: решение проблемы занятия, включающее
- активные действия по приобретению новых и совершенствованию уже имеющихся знаний, умений, навыков,
- экспериментирование с предметами и материалами,
- самостоятельную работу с использованием полученных знаний.
Дети выполняют следующие задания: (Слайд №16)
1. слушают «Русские наигрыши» и выполняют тремя подгруппами задание на выбор:
а. определить настроение музыки;
б. определить жанр;
в. определить звучащий инструмент.
Задания выполняются с помощью дидактических игр «Весело-грустно», «Угадай инструмент», «Что делают дети»;
(Слайд №17)
2. играют в оркестре под удмуртскую народную мелодию «Ялыке» по показу взрослых на диатонических колокольчиках, на ложках и бубнах, закрепляя навык исполнения сильной и каждой доли в двухдольном размере;
(Слайд №18)
3. играют в татарскую народную игру «Передай тюбетейку», закрепляя навык начала и окончания действия с музыкой, а также развивая способность к танцевальной импровизации;
(Слайд №19)
4. выполняют музыкально-ритмическое движение «Большие крылья» под армянскую народную мелодию в обработке А.Долуханяна, совершенствуя умение передавать характер музыки в движении;
(Слайд №20)
5. играют в немецкую игру «Динь-динь-динь – письмо тебе», совершенствуя певческие навыки и ориентировку в пространстве;
(Слайд №21)
6. танцуют по показу танец на песню «Цып-цып, мои цыплятки»:Г.Гусейнли, Т. Муталлибов, развивая внимание, координацию движений, чувство ритма.
По мере выполнения заданий открываются части герба Глазова. После исполнения танца «Цып-цып, мои цыплятки» герб Глазова открывается полностью. (Слайд №22)
3. Рефлексивный этап Задачи этапа: выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран. Дети: Герб Глазова! Музыкальный руководитель: Что это значит? Дети: Мы выполнили все задания. Музыкальный руководитель: Что вы сделали, чтобы герб Глазова снова появился? Дети: Пели, танцевали, играли в подвижные игры, играли на инструментах. Музыкальный руководитель: Какие музыкальные задания показались вам сложными? Что было легко? Дети отвечают. Музыкальный руководитель: С музыкой каких народов вы познакомились? Дети отвечают. Музыкальный руководитель: Настроение каково? Дети показывают большие пальцы обеих рук.
(Слайд №23) Музыкальный руководитель: На глазовской земле дружно живут разные народы – удмурты, русские, татары, немцы, армяне, азербайджанцы и многие другие. Всем хватает места на гостеприимной удмуртской земле. Давайте споём про родной удмуртский край. Дети исполняют песню Т. Шикаловой «Удмуртия» в сопровождении баяна. Музыкальный руководитель: Спасибо за работу. Всего доброго! Под песню «Город Глазов» дети убегают из музыкального зала.
Презентация для занятия по музыкальному развитию в подготовительной группе детского сада "Глазов многонациональный"