Музыкальное занятие в подготовительной группе ДОУ. Конспект с презентацией
Конспект занятия по музыкальному развитию в подготовительной группе детского сада на тему "В поисках музыкальных сокровищ"
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе детского сада по программе Ладушки И.Каплуновой, И.Новоскольцевой в технологии Педагогическая ситуация Тип ООД: тематическое Возраст воспитанников:6-7 лет Технология: «Педагогическая ситуация» Цель занятия: освоение дошкольниками культурных способов музыкальной деятельности Задачи: 1. обучающие: формировать восприятие
- характера и жанра музыки,
- музыкально-ритмических движений, соответствующих характеру музыкального произведения,
- игры по правилам;
- разучивания мелодии новой песни; 2. развивающие – развивать у дошкольников
- музыкальную память на примере классической и детской музыки,
- внимание, звуко-высотный, тембровый слух и чувство ритма,
- способность к танцевальной импровизации,
- умение ориентироваться в пространстве; 3. воспитательные – формировать чувство уважения к чувствам другого человека, развивать самостоятельность в процессе принятия решения в ситуации выбора. Словарная работа: активный словарь – эмоции, характер, песня, танец, марш. Предварительная работа: разучивание песни Г.Струве «Пёстрый колпачок», шага галопа. Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая. Методы и приёмы: наглядно – зрительный - дирижёрский жест, презентация.
наглядно-слуховой – слушание пьес и песен;
словесный – беседа;
практический – пение, музыкально-ритмическое движение, танцевальная, танцевально-импровизационная деятельность, подвижная игра, музыкально-дидактическая игра. Специфический для данного вида деятельности - метод передачи характера музыки в движениях. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система, баян. Атрибуты: пёстрый колпачок, игрушечная ёлочка, цветной шарфик и игрушка-лошадка. Раздаточный материал: карточки дидактических игр «Эмоции», «Что делают тролли».
Музыкальный материал взят из программы И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Ладушки» для подготовительной группы детского сада (1 занятие декабря)
Ход занятия
1. Вводный этап (мотивационно-целевой) Задачи этапа:
- организация внимания детей,
- определение темы занятия,
- актуализация знаний по теме,
- целеполагание и мотивация детей на предстоящую деятельность.
Дети входят в зал под марш Е.Тиличеевой. Встают в круг. Музыкальный руководитель(поёт, импровизируя): Здравствуйте, ребята! Дети (поют): Добрый день! Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся весёлым танцем. Игра «Здравствуйте», датская народная мелодия (программа «Ладушки» для старшей группы). После танца
Музыкальный руководитель:
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
Музыкальный руководитель включает аудиозапись пьесы «Марш» Е.Тиличеевой, дети садятся на стулья. Музыкальный руководитель:
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде-
Разноцветном, расписном.
И раздвинулись вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Тихо дремлет лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой. К.Ибряев
Музыкальный руководитель: А вы хотели бы отправиться в музыкальное путешествие? (Ответы детей). А вы сможете быть внимательными слушателями? Тогда послушайте знакомую музыку и ответьте на вопрос, куда она перенесла.
Актуализация знаний слушание аудиозаписей пьес Ё.Нака «Танец дикарей», народной мелодии «Русский наигрыш». Дети отвечают: «В Африку, в Россию». После ответов детей демонстрируются слайды 1, 2.
Затруднение в ситуации. Музыкальный руководитель включает пьесу Э.Грига «В пещере горного короля». Слушание 15-20 секунд. Дети не знают, что ответить и импровизируют. Музыкальный руководитель хвалит детей за сообразительность.
Музыкальный руководитель: Вам интересно услышать продолжение пьесы? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Тогда послушайте пьесу до конца.
Основной этап (содержательный) Задачи этапа: решение проблемы занятия, включающее
- активные действия по приобретению новых и совершенствованию уже имеющихся знаний, умений, навыков,
- экспериментирование с предметами и материалами,
- самостоятельную работу с использованием полученных знаний.
Слушание пьесы «В пещере горного короля» Э.Грига до конца. Музыкальный руководитель: Это музыка норвежского композитора Эдварда Грига. (Слайд № 3). Пьеса называется «В пещере горного короля», и у неё есть история. (Слайд № 4)
Пер Гюнт, паренёк из Норвегии, бежал из родной деревни и поселился в лесу. (Слайд № 5).Там он встретил Женщину в Зелёном (слайд № 6) и попал в пещеру её отца, горного короля. (Слайд № 7) Слуги короля, злые тролли, окружили Пера Гюнта. Так и остался бы Пер Гюнт в подземном царстве, если бы удары колокола не распугали эту лесную нечисть. Хотите прослушать её ещё раз? (Ответ детей). Предлагаю вам на выбор вам два вида карточек - «Эмоции» и «Что делают тролли».
Дети выбирают карточки по желанию. По карточкам, которые они показывают, видно, как меняются эмоции от интереса до страха, а шаг троллей переходит в дикую пляску.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, слушали внимательно. Сложите карточки в кармашки.
А что же Пер Гюнт? Он бежал из леса и отправился в путешествие. (Слайд № 8). Хотите ли вы продолжить своё музыкальное путешествие? Тогда предлагаю вам последовать за воспитателем. Она знает дорогу и готова вам её показать.
Музыкально- ритмическое упражнение «Шаг с акцентом и лёгкий бег» Венгерская народная мелодия.
Музыкальный руководитель: И вновь возвращаемся к истории Пера Гюнта. Всю жизнь Пер Гюнт стремился стать богатым человеком. А вы хотели бы отыскать клад? Давайте попробуем найти его в зале! (Дети ходят по залу и отыскивают сундучок. Садятся)
Музыкальный руководитель: Посмотрим, что внутри! Здесь разные вещицы. Интересно, для чего они нам? (варианты детей) Музыкальный руководитель: Игрушечная ёлочка… Дети: Новый год! Музыкальный руководитель: Да, скоро Новый год, и пора учить новогодние песни. Послушайте внимательно новую для вас песню «В просторном светлом зале» А.Штерна.
Первый этап работы над песней – знакомство с песней в ходе просмотра презентации (слайды 9-17). Беседа о настроении песни.
Упражнения на развитие дыхания «Дуем на свечу».
Распевка «Санки» Т. Шикаловой. Разучивание припева песни по принципу "Музыкальное эхо"
Музыкальный руководитель достаёт пёстрый колпачок. Музыкальный руководитель: Сообразите, дети, для чего в сундучке колпачок. Дети могут предложить:
- поиграть в пальчиковую игру;
- передавать колпачок под музыку по кругу, а после паузы танцевать, надев колпачок на голову;
- исполнить песню Г.Струве «Пёстрый колпачок».
Музыкальный руководитель предлагает передавать колпачок и петь, а после паузы танцевать в колпачке.
Работа над песней начинается с пения интервала секста на слоги «ти-ла-ла» в виде нисходящей секвенции в медленном темпе с задержкой на высоком звуке сначала по принципу «Музыкальное эхо», затем одновременно.
Второй этап разучивания песни «Пёстрый колпачок» Цель работы над песней: закрепить текст и научить чисто петь интервал секста в мелодии. Пение под фонограмму, передача колпачка из рук в руки, а после паузы на проигрыш – танцевальная импровизация ребёнка-солиста.
Музыкальный руководитель: А вот и лошадка. Что предложите делать с лошадкой? Дети могут предложить поскакать как лошадки.
Музыкальный руководитель: Отлично! Встаём в пары и исполняем «Танец вокруг ёлки». Цель: закрепить технику исполнения прямого галопа. Воспитатель исполняет танец вместе с детьми, показывая образец. Музыкальный руководитель: А вот и красивый шарфик. Дети: Игра в жмурки! («Жмурка», русская народная мелодия) Цель игры: совершенствовать умение согласовывать движения с разнохарактерной музыкой.
Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.
3. Рефлексивный этап Задачи этапа: выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Музыкальный руководитель: Ребята, а сундучок-то пуст. Что это значит? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Да, мы завершили поиски музыкальных сокровищ. Занятие подходит к концу. Стали ли вы богаче? Что узнали нового? Чему научились? Мы путешествовали вслед за музыкой Эдварда Грига и его героем Пером Гюнтом. (Слайд № 18). На следующем занятии вы узнаете о других приключениях Пера Гюнта.
Мы и пели, и плясали,
И немножечко устали.
Завтра в садик мы придём,
Петь, плясать опять начнём. (поёт) До свиданья, дети! Дети(поют): До свиданья! Дети уходят из музыкального зала под марш Е.Тиличеевой.
Презентация для занятия по музыкальному развитию в подготовительной группе детского сада на тему «В поисках музыкальных сокровищ»