Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием ИКТ «Подготовка к сочинению-описанию»

Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8 классе, предназначен для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 8 классе
Урок русского языка в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры»
Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.
Задачи урока: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предмету
Эпиграф
Ничего не боялся я столько,
как жить в городе без истории,
преданий и памятников
Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

Ход урока
I. Постановка целей и задач урока
-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?
- Есть ли в нашем родном городе Почепе такой памятник? (Да, это Воскресенский собор)
-Определите, пожалуйста, тему урока.
-А умеете ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?
II. Словарно - лексическая работа. Разбор словосочетаний
Памятник
архитектура
грандиозный
постамент
зодчий
- Какие из этих слов являются синонимами? Составить с ними словосочетания и разобрать
- Где можно использовать данные словосочетания?
III. Создание проблемной ситуации.
- Мы выяснили, что собор или хотя бы его изображение видели почти все. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе?
- Почему же вы не можете справиться с этим заданием?
- Тогда я сформулирую другое задание. Перед вами фотография храма. Кто из вас сможет описать храм?
- Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами?
Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему.
Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов - это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания, научиться описывать, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание на тему «Моё знакомство с Воскресенским собором». Для облегчения работы вы будете заполнять опорную карточку.
Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» , «архитектора» и «декоратора»
IV. Индивидуальные задания
Выступление историка
Если отправиться в путешествие на запад от Брянска в сторону Гомеля, то через 80 км вам встретится небольшой, но очень старинный город Почеп. Входивший когда-то в состав Малороссии город, в 1709 году был подарен Петром I своему любимцу А. Д. Меньшикову. В середине XVIII века Почеп принадлежал последнему гетману Украины графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Пользуясь благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и связями при дворе, он сумел получить огромные земельные владения и восстановить ненадолго гетманство. Став полноправным хозяином Почепа, граф Разумовский принялся обустраивать город с размахом. Кроме шикарного дворца и парка, по заказу К. Г. Разумовского в 1765–1771 годах был построен красивейший Воскресенский собор. Проект храма разрабатывался придворным итальянским архитектором Антонио Ринальди. Творения итальянского зодчего до сих пор украшают Петербург и его окрестности. Первоначально собор входил в ансамбль усадьбы Разумовского (дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны).
Выступление «архитектора»
На сегодняшний день храм является главной достопримечательностью города Почепа и его визитной карточкой. В архитектурном облике собора прослеживаются черты классицизма и барокко. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что храм построен в форме креста. Сбоку пристроена высокая колокольня с длинным шпилем. Познакомимся с некоторыми архитектурными терминами (приводятся примеры терминов) Храм имеет два этажа, из которых главным является второй.
Его интерьер поражает своим великолепием, нехарактерным для провинциального храма. Золочёные капители, витражи на окнах создают внутри праздничную, торжественную атмосферу .
Выступление «декоратора»
В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ. На западной стене второго этажа сохранилась уникальная надпись XVIII века, которая сообщает нам о дате основания собора.
Воскресенский собор Почепа мог вполне стать украшением столицы, но ему выпала судьба быть главной достопримечательностью провинциального городка.
V. Физкультминутка (упражнение для глаз при работе с компьютером)
VI. Групповые задания.

Составить предложения, используя причастные и деепричастные обороты и выполнить синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений
(Примеры предложений
О чём же думал тот гениальный мастер, оставляя после себя эту светлую белокаменную сказку?
Мы пришли посмотреть на расположенный вдоль реки храм.
Мы залюбовались куполом, выделяющимся на фоне сумеречного неба. Маковки церкви, сияющие последними лучами солнца, были разного цвета. Плывущие по багряно-золотому небу облака отражались в них и становились похожи на ангелов.
Пройдя по тропинке, ты попадёшь в церковь)
VII. Работа с учебником (упр. 90- учебник «Русский язык. 8 класс» /авторы: Т.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская - М., «Просвещение», 2013г.). Анализ текста.
- Как можно озаглавить этот текст?
- Какие средства выразительности использовал автор текста?
- С чем можно сравнить этот храм?
- Придумайте примеры сравнений , подходящих для нашего Воскресенского собора. (Парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам; Лучистая звезда; Лебедь- храм)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю создания храма, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…)
- К чему стремился создававший храм архитектор?
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая,
у третьего пронзительная…
Надо только научиться слушать эти ноты…
(видео «Воскресенский собор г. Почепа Брянской области»)
Дополнительный материал
Материал для сочинения «Моё знакомство с Воскресенским собором». (Опорная карточка)
• Воскресенский собор находится (где?) на _________________________ ,
в месте ___________________________________.
• Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________
______________________________________________________________________.
• На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.
• Как оформлен собор снаружи? _____________________
_______________________________________________________________________.
• Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________
________________________________________________________________________.
• Храм похож на __________________________________________________.
• Как вписан храм в окружающий пейзаж?_________________________________________


Презентация на тему: Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Участник №127 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Конспект урока литературы в 7 классе с презентацией. Поэма Лермонтова
Опубликовано: 2917 дней назад (26 ноября 2016)
Просмотров: 2274
+2
Голосов: 2
Тамара Борисовна Вершинина # 27 ноября 2016 в 11:14 0
Здравствуйте, Елена Николаевна! Мне очень понравился конспект вашего урока. Думаю, что после такой кропотливой предварительной работы учащиеся напишут достойные сочинения. Примите мой голос.
Елена Николаевна Кусакина # 27 ноября 2016 в 16:27 0
Спасибо большое, Тамара Борисовна!