Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: Осень
Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Прощальная краса осеннего пейзажа"
Тема урока: «Прощальная краса осеннего пейзажа» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Технологии: работа с вариативно дидактическим материалом, игровые технологии, разноуровневая дифференциация с обязательным результатом. Цели урока:
1. Познавательные:
а) организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-7 классах;
б) развивать у детей потребность в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности;
2. Развивающие:
а) развивать умение обобщать, систематизировать;
б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация); речь, способности, эмоции, воображение
3. Воспитательные:
а) воспитывать интерес к предмету, любовь к родному слову на примере лучших образцов русской классики;
б) воспитывать нравственные качества учащихся (патриотическое отношение к своей Родине, любовь к родной природе); способность вырабатывать определенный взгляд на нравственные понятия, определенное эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие художественных образов.
в) воспитывать интерес к предмету в ходе освоения произведений русской классики на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у учащихся любовь к родному слову и к родной природе. Эпиграф к уроку: В стихи б я внес
дыханье роз, луга, осоку,
сенокос,
Грозы раскаты…
Борис Леонидович Пастернак
Средства обучения: мультимедийный проектор, вариативно дидактические карточки, оценочные листы, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент
• Приветствие
• Проверка готовности класса к уроку II. Вводно – мотивационный этап
На фоне музыкальных произведений и фоновых заставках об осени ученики читают наизусть отрывки стихотворений. Слово учителя.
Наш урок сегодня совпал с самой красивой порой в жизни природы. Временем золотой осени, когда клен роняет оранжевые звезды, осина дарит красные китайские фонарики, солнечные лучи игриво пестрят, благоухают яркими красками цветы, окутывает ласковым теплом «бабье лето», и идет такой долгий волшебный золотой дождь.
Мы с вами будем постигать законы грамотного письма на примерах лучших образцов русских классиков, воспевших это удивительное время, ведь красивое родное слово рождает благородные мысли. III. Орфографический и пунктуационный комментарий.
Разноуровневые дифференцированные задания с обязательным результатом.
1. Отг …ворила роща золотая
Берез …вым, в …селым языком,____
И журавли____ печальн … пр …летая,___
Уж(?) (не) жале…т больше ни (о) ком
(Сергей Александрович Есенин)
2. Сыпл …т дожд …к большие горош …ны,____
Рвет (?)ся ветер,___ и даль нечиста,__
Заковыва___тся тополь вз …ерош …нный
Серебристой изнанкой листа
(Николай Заболоцкий)
3. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы б …дрит;
Лед (не) окрепший на речк …. студеной
Словно как та …щий сахар лежит
(Николай Алексеевич Некрасов)
4. Осень. Обсыпа …тся весь наш бедный сад,___
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь (в) дали красу …тся, там,
на дне долин,
Кисти ярко-__ красные вянущих р …бин
(Алексей Толстой) Задание: 1 уровень (базовый) обязательный
1) Вставить пропущенные буквы и запятые и прокомментировать орфографию и пунктуацию.
2 уровень**
2) Составить графические схемы отрывков № 1, № 2, № 4
Проверка по ключам (используется компьютерная презентация) слайд № 2
Учениками – консультантами (10 класс) заполняется карточка учета выполнения заданий.
IV. Запись под диктовку текста (на фоне музыкального отрывка)
Взаимопроверка диктанта, выставление оценки в карточке учета. Проверка по ключу (слайд № 3). Текст диктанта.
Непередаваемое очарование придает земле, вступив в свои права, осень. Она укрывает её пестрым покрывалом, которое шуршит под ногами и готовит ее к предстоящему сну. Деревья, еле пошатываясь на ветру, вспоминают о лете, о зеленых нарядах, о теплых днях, о ярком солнце, которое ласкало их своими нежными лучами. А осень все более твердыми шагами идет по земле, настойчиво напоминая о своем присутствии тем, кто еще не заметил тоскливого неба, красных и желтых листьев под ногами и отсутствия звонких птичьих трелей.
V. Работа по вариативно дидактическим карточкам
- индивидуальная - парная
работа работа
- групповая
Ребята выбирают самостоятельно форму работы по карточкам
1. Карточка для индивидуальной работы.
Задание: Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, раскрыв скобки в словах с орфограммами.
Почему оно «лишнее»? Составить предложение с «лишними» словами в пунктах
а) (бело) ствольная береза, (изжелта) красная трава,
(разно)цветные листья, (тонко) ногие опята;
б) (по) осеннему, (по) долгу моросящий, (кое) где затянулись паутины, (по) прежнему в золоте леса;
в) (не) вянущие рябины, (не) созревший до холодов, (не) покрытая листьями, (не) засыпанные листвою дорожки;
г) (в) следствие непогоды, (не) смотря на осеннюю слякоть, (в) виду моросящих дождях, (в) течение осеннего листопада. 2. Карточка для групповой работы.
Редактирование: найти и исправить орфографические ошибки.
Поздней осенью серело пустыное поле. Один стороживой курган стоял в далеке и, казалось, зорко охранял ровнины. Сутра в изжелтакрасной степи было по осеннему холодно и ветрено. На запади красовалась гряда гор. Тимнея пятнами лесов, как старинное серебро, она старинное серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший на встречу, холодил лицо.
За курганом блиснула ложбина, налитая звонкаголосые по бирежкам, оставляя следы. Мистами просвечивают пятна стоячих вод пакрытых первым льдом.
3. Карточка для парной работы.
Задание: Подготовить на основе данного отрывка слова для контрольного диктанта, объяснить выбор орфограмм.
Осень – волшебница.
Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья. Много – много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками. И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят.
У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом – одним цветом.
Н.Сладков.
VI. Физкультпауза. Чтение стихотворений собственного сочинения.
Физкультура для глаз. VII. Игра «Грамматическое домино. Образование причастий».
1 – вариант
2 – вариант
3 – вариант
Условие игры: учащиеся делятся на 3 группы, им раздаются комплекты карточек для домино. За определенное время они должны собрать домино так, чтобы выбранные варианты суффиксов, соответствовали правилу правописания действительных и страдательных причастий.
Проверяет ученик – консультант и при помощи компьютера.
VIII. Работа с дидактическим материалом.
Выполнить вариативно дифференцированные задания.
Задание выполняется по рядам.
1 уровень * (обязательный)
1) Вставить вместо пропусков слова, которые наиболее соответствуют состоянию природы, описанному автором.
2) Расставить знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.
2 уровень**
3) Составить графические схемы предложений
4) Найти эпитеты и метафоры.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
1. ______березки растворившись в _______тумане казались еще волшебнее _______лесок спящий под дуновение ветерка не нарушал ______ тишину Дремлет_______ пень подоткнув под себя _______ одеяло из ______ листьев падающих в _______ вальсе
2. Тишина______ леса не нарушаемая посторонними звуками была сказочной ______огоньки заката ярко вспыхнув робко коснулись травы ________деревья выросшие за лето стали более стройными
3. Покачиваясь и обгоняя друг друга по воде плыли _________листья Пролетевший над_________ лучами ветер зашумел Пролетая над______ лесом ветер шелестел________ листвою
Проверка по ключу
1 ряд 2 ряд 3 ряд
1. Белоствольные березки, растворившись в жемчужном тумане, казались еще волшебнее Молодой лесок, спящий под дуновение ветерка, не нарушал волшебную тишину Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое одеяло из упавших листьев, падающих в медленном вальсе
….,-.-.-.-.-.-,…..
деепр.об. …х…,/~~~~~/,…..
сущ. прич.об ….,-.-.-.-.-.-,…..
деепр.об.
2. Тишина осеннего леса, не нарушаемая посторонними звуками, была сказочной Веселые огоньки заката, ярко вспыхнув, робко коснулись травы Молодые деревья, выросшие за лето, стали более стройными
…х…,/~~~~~/,…..
сущ. прич.об ….,-.-.-.-.-.-,…..
деепр.об. … …,/~~~~~/,…..
сущ. прич.об
3. Покачиваясь и обгоняя друг друга, по воде плыли золотые листья Пролетевший над заливными лучами ветер зашумел Пролетая над осенним лесом, ветер шелестел листвою
-.-.- и -.-.-.-,
деепр.об. ~~~~~….. х……. -.-.-.-,…..
IX. Подведение итогов урока
X. Домашнее задание ( написать литературный этюд на предложенные темы , используя в работе причастия, причастные обороты, деепричастия, деепричастные обороты : «Мой портрет осени», «Рисую осень словами» , «Мелодия осеннего ветра», «Осеннее танго кленового листка», «Мой венок из осенних листьев», «Я дирижер оркестра осенних инструментов»)
Скачать урок по русскому языку в 7 классе "Прощальная краса осеннего пейзажа"