Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка, 9 класс. Сложноподчинённое предложение

Русский язык - 9 класс
Виды придаточных предложений
Цели урока:
1) знакомство с видами придаточных предложений; отработка навыков использования в речи и на письме конструкций сложноподчиненных предложений;
2) воспитание у учащихся чувств патриотизма;
3) развитие у учащихся внимания к слову как выразительному средству языка.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Земля – родина человечества.
А что для человека может быть дороже Родины!
Ведь Родина – это не только точка на географической карте...
Г. Титов
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Какую основную мысль в эпиграфе нашего урока вы бы выделили?
Ответы учащихся.
-Да, правильно. Тема высказывания нашего урока – патриотизм.
-Что такое патриотизм?
Ответы учащихся.
- Словари дают следующее толкование данного слова:
==Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
==Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.
- Итак, цели нашего урока: отработка навыков использования в речи и на письме конструкций сложноподчиненных предложений; мы с вами выясним сущность понятий «патриотизм», «патриот», «родина»; потренируемся в решении задания 12 вариантов ОГЭ-2015.
Вернёмся к эпиграфу. Прочтите эпиграф и подумайте:
- Как понимает космонавт Г.Титов слово «Родина»? Согласны ли вы с ним?
(Герман Титов считает планету Земля Родиной всего человечества. И он прав, ведь в широком смысле под словом «родина» мы понимаем место, где мы родились и живём. Все мы – люди. Мы родились и живём на планете Земля. Значит, это наша Родина.)
(Я согласен с Германом Титовым в том, что Родина – это не только точка на географической карте. Родина – она в нашей душе, в нашем сердце. Для человека не может быть ничего дороже Родины. Недаром ведь множество художников, писателей, композиторов и поэтов, выражая свои лучшие чувства по отношению к Родине, во все времена создавали шедевры мирового искусства и литературы.)

2. Синтаксическая пятиминутка.
Для настоящих поэтов нет избитых тем. Пока люди способны любить – они будут писать стихи о любви, пока люди любят свою Родину – они будут писать стихи о Родине.
Тема Отчизны в русской поэзии одна из самых многогранных, сложных, противоречивых и одновременно богатых. Талантливейший поэт ХХ века Юрий Кузнецов попытался объяснить, почему его коллеги-соотечественники не могли не писать о России:
Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.

3. Объяснение нового материала.
Виды придаточных предложений:
Определительные
Изъяснительные
Обстоятельственные

4. Соотнесите предложения с типом придаточного.
== Любовь к Родине у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живешь…
== Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. /Сенека/
== Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях. /Гомер/
== Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм. /Блок А. А./
== Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. /Байрон Д./
== Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров. /Торо Г./
== Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. /В.Сухомлинский/
== Для всякого изгнанника родина — это язык, на котором он не перестает говорить.
/Мирче Элиаде/
== Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. /Монтескье/
== Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! /А. Пушкин/
== В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. /Т.Г. Шевченко /
== Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. /Джон Кеннеди/

5. Составление схемы предложения.
Процветает пусть Россия вновь,
Соблюдая граждан всех права,
Чтобы радость наполняла дух,
Чтобы жизнь у нас прекрасною была!

6. Цифровой диктант.
Отметить номера сложноподчинённых предложений.
1.Для того чтобы понять, кто же такой патриот следует вспомнить о том, что же такое патриотизм. 2.После этих слов было бы уместно заглянуть в словарь и посмотреть там определения данных понятий, но почему - то не хочется этого делать. 3.Хочется говорить не от имени составителя словаря, а от имени простого русского народа. 4.Хотя уже давно замечено, что наш народ при всей своей любви поругать своё государство, всё равно ни смотря, ни на что продолжает любить свою Родину.5. А что значит любить Родину? 6.Это значит верить в лучшее будущее для своего народа, ведь без него не было бы ничего.
7.Являться гражданином значит быть частью своего народа и отечества, быть соотечественником, значит быть патриотом.
8. Но это не значит, что патриот это лишь тот, кто служит Родине, защищает её границы, например, являясь пограничником или солдатом. 9. Патриотом можно быть и в мирное время. 10. Ведь ещё в 1856 году Николай Некрасов в своём стихотворении «Поэт и гражданин» пишет следующее изречение: « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
11. Человека нельзя заставить любить свою Родину, но и нельзя заставить её разлюбить. 12. Поэтому многие люди, находясь (по тем или иным причинам) вдали от своей Родины, чувствуют щемящую душевную тоску по Ней. 13. И успокаиваются лишь тогда, когда им удаётся вернуться назад. 14. Поэтому Родину не зря называют Матерью, Отчизной, ведь Родина – это начало пути для человека, как и его отчий дом, род, семья. 15. Не стоит забывать о том, что дословно слово Родина переводится как "земля отцов, предков". 16. Поэтому можно также сделать следующий вывод: любить Отчизну, быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколение в поколение.

7.Решение задания 12 вариантов ОГЭ 2015г.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Добрая, (1) ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, (2) ее населяющих. Что заставляет ее, (3) прекрасную нашу планету, (4) становиться такой злой и беспощадной? Об этом давно задумывались люди, замечая, (5) что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, (6) возникающими в человеческом обществе: войнами, (7) революциями, (8) религиозными распрями, (9) душевным потрясениями. 5
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, (1) свои традиции, (2) пережившие века. Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, (3) что во все времена на её территории обитало множество разных народов с различными языками, (4) религиями, (5) культурами, (6) антропологическим обликом. 3

8. Подведение итогов урока. Оценки.
== С чего начинается любовь к большой Родине?
Ответы учащихся.
== В заключение хочется прочитать такие строки:
« Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины…»
Делайте все возможное, чтобы наша Родина процветала и была самой лучшей.

9. Домашнее задание:

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие | Сочинение о выборе профессии, 9 класс
Опубликовано: 3131 день назад (27 апреля 2016)
Просмотров: 3134
Рубрика: Мои уроки
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 27 апреля 2016 в 17:52 +2
Уважаемая коллега! Жаль, что вы не до конца отредактировали текст конспекта урока! Хотелось бы напомнить, что цель урока - одна главная, а задач должно быть три: обучающая, развивающая, воспитательная. Не очень понятно смысловое назначение синтаксической пятиминутки: вы просто читали отрывок стихотворения или разбирали тип предложения, пунктуацию? Также советую использовать на уроке динамические паузы и гимнастику для глаз. Нет описания назначения разработки. Если все доделаете, то будет хороший урок! Успехов.