Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Реализация программы профильного отряда естественнонаучной направленности в условиях дистанционного формата обучения

Опыт работы педагога дополнительного образования. Реализация программы профильного отряда естественнонаучной направленности в условиях дистанционного формата обучения
Аннотация.
В статье рассматривается опыт работы летнего профильного отряда естественнонаучной направленности в дистанционном формате, дан краткий обзор этапов работы. Выделены положительные и отрицательные стороны дистанционной формы.

Летний профильный отряд — это хорошая возможность приобщить обучающихся к изучению природных объектов в полевых условиях в черте города. Профильный отряд рассчитан на две-три недели (10-15 дней) по 3-4 часа в день. Количество участников: 12-18 человек. Каждое занятие имеет теоретическую, практическую, игровую части и время на пикник. Мы изучаем с ребятами биоразнообразие растительного и животного мира парков и скверов города, описываем водный режим рек и озер в черте города, проводим их сравнительный анализ, делаем фенологические наблюдения. Даже, отдельно стоящее дерево становится нашим объектом для изучения: мы его визуально описываем, ищем на нем интересные места, насекомых, листочки, поеденные гусеницами, повреждения и т.п. При этом, ребята ведут полевой дневник, куда фиксируют все наблюдения, сделанные во время практикума. Эти записи в дальнейшем используются при написании исследовательских работ и проектов.

Сегодня, в условиях пандемии, возникла необходимость проводить занятия и мероприятия в дистанционном формате.

В каникулярное время была организована дистанционная образовательная деятельность профильного отряда для учащихся 1-4 классов. Для этого автором была разработана краткосрочная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Загадки древесных и травянистых растений города». Цель программы: изучить биоразнообразие древесной и травянистой растительности города. Программа была рассчитана на дистанционное обучение учащихся в течение 10 дней.

Организация дистанционной работы профильного отряда началась с большой предварительной подготовки обучающего материала. Педагогу необходимо было найти в городе каждое растение, снять о нем видео, подготовить текстовую информацию, отредактировать видео и записать хороший, полноценный и понятный для детей текст. Кроме того, педагогом была разработана тетрадь «Загадки растений», в которой каждый разворот заполнялся информацией, рисунками или фотографиями об одном или нескольких растениях. Оформление разворотов тетради - это личное творчество учащихся, а педагог показывала, лишь, пример оформления.

Затем было необходимо сформировать состав участников профильного отряда. Набрать обучающихся на дистанционное изучение растений, в отличие от очного, – это сложная задача, так как эта деятельность, во-первых, не обязательна, во-вторых, требует от ребенка самостоятельности и ответственности, в-третьих, необходим хороший современный телефон с камерой и установленными мессенджерами. Здесь большую роль сыграли родители учащихся, которые либо как-то мотивировали ребят заниматься в профильном отряде самостоятельно, либо принимали активное участие и помогали своим детям.

Дистанционная деятельность профильного отряда проходила на мессенджере WhatsApp, так как здесь можно создать группу, и он есть на телефонах у всех участников. В мессенджере WhatsApp были созданы 3 группы по 6-8 человек, в которые были включены не только учащиеся, но и их родители, по своему желанию. Две группы были сформированы из учащихся, занимающихся у педагога в учебном году в Детском технопарке Кванториум, а одна группа – сборная – это ученики разных школ города с 1 по 4 класс.

Ежедневная работа профильного отряда состояла в следующем:
- каждое утро в группу WhatsApp педагог выкладывала пошаговую инструкцию по выполнению задания об одном или нескольких растениях, видео-инструктаж о том, как можно оформить страничку в тетради «Загадки растений» и фотографии загадок о растении, выполненные в приложении InShot на телефоне. Каждый участник профильного отряда выполнял все задания самостоятельно.
- все выполненные задания и фотографию или видео оформленной странички в тетради «Загадки растений» участники отправляли педагогу в WhatsApp в течение дня. Педагог проверяла задания, делала уточнения, исправления, общалась с каждым участником в личном чате. Не у всех участников профильного отряда был WhatsApp на телефоне, поэтому в группу были включены родители ребят, которые активно участвовали в выполнении заданий, делали фотографии и снимали видео. Но было видно, что дети и родители занимались вместе и это очень отрадно.

Так, например, при изучении растения боярышник ребята дистанционно получили такое задание:
Боярышник.
1. Просмотрите видео о боярышнике (видео снято педагогом в виде виртуальной экскурсии о боярышнике).
2. Найдите боярышник на вашем пришкольном или дачном участке.
3. Возьмите с боярышника 1-2 листа.
4. Загадка 1. Определите, какой вид боярышника перед вами, зарисуйте лист в тетрадь «Загадки растений» и подпишите его видовое название (участникам отправляется три вида боярышника в виде фотографии, по которой они должны определить вид своего боярышника) (Фото 1).

5. Найдите на боярышнике цветки, определите, есть ли запах?
6. Загадка 2. Чем пахнут цветы боярышника? (Фото 2).

7. Загадка 3. Разгадаете шифр и вы узнаете, как называется вещество, из-за которого цветы боярышника источают такой резкий аромат. Запишите это вещество в тетрадь, когда будете оформлять страничку о боярышнике (участникам отправляется шифр и ключ к нему в виде фотографии) (Фото 3).

8. Сделайте фото-селфи, как вы определяете запах цветков боярышника и пришлите его мне (пример фотографии, Фото 4).

9. Найдите в Интернете или литературе, как выглядят плоды боярышника. Слепите их из пластилина или зарисуйте.
10. Оформите страничку о боярышнике в тетради «Загадки растений» в технике «pop up» (участникам отправляется видео о примере оформления странички и инструкция о том, как сделать элемент «pop up» (Фото 5, 6).


11. Ответы на загадки напишите в тетрадь «Загадки растений», когда будете оформлять страннику о боярышнике.
12. Присылайте мне в ЛС (личные сообщения) фото-сэлфи, фото или видео странички о боярышнике.

Таким образом, в результате дистанционного обучения в профильном отряде учащимися было изучено 12 видов древесных растений, 10 видов травянистых растений города Комсомольска-на-Амуре, каждый участник оформил тетрадь «Загадки растений».

Отметим, что участники профильных отрядов не только смотрели обучающие видео, снятые педагогом о растениях и выполняли задания, но и, по поручению педагога, попробовали сами снять обучающие видео о растениях и придумать задание ребятам из профильного отряда.

Опыт дистанционной работы профильного отряда естественнонаучной направленности позволяет выделить следующие положительные моменты.
Для участников:
- свободный график обучения;
- индивидуальный темп выполнения заданий;
- вариативность в оформлении тетрадей;
- развитие самостоятельности и ответственности — нужно было каждый день выполнять задания и отправлять их педагогу (Фото 7. Отзыв родителей);

- опыт/пример полезного использования гаджетов;
- совместное времяпровождение с родителями — многим учащимся в работе помогали родители, выступая в качестве фотографов, оформителей.
Для педагога:
- собрана большая авторская коллекция обучающих видео о древесных и травянистых растениях города;
- разработан вариант тетради «Загадки растений» по изучению и оформлению информации о растениях города;

Из отрицательных моментов хотелось бы отметить, что ошибкой педагога было не нормировать рабочее время, когда участники присылают выполненное задание. В будущем нужно ставить и соблюдать временные рамки, когда участники могут присылать ответы педагогу.

В процессе изучения растений, учащиеся знакомились с ботаническими терминами (цветок, соцветие, плод, семена и способы их распространения, простой и сложный лист, листовая пластинка, устьица и др.), с видовыми названия растений, узнавали их полезные свойства и особенности произрастания. В конце обучения в профильном отряде участникам была предложена викторина «Что я знаю о растениях», созданная с помощью google формы, где сразу видна статистика ответов участников. Все вопросы викторины касались изученных растений. Целью викторины было определить, как учащиеся усвоили пройденный материал. Викторина состояла из 16 вопросов. Отметим, что учащиеся на 97% справились с вопросами викторины.

Таким образом, дистанционную работу профильного отряда естественнонаучной направленности с учащимися младших классов по изучению растений города считаем успешной.

Рекомендуем посмотреть:

Дистанционное обучение в дополнительном образовании: плюсы и минусы
Мультимедийная викторина на тему: Осень для младших школьников 2-4 класса | Мультимедийная игра "Архитектура города" для учащихся 4-6 классов
Опубликовано: 1448 дней назад (8 декабря 2020)
Просмотров: 670
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!