Внеурочное занятие по ознакомлению с окружающим миром, 1 класс
Внеурочное занятие по ознакомлению с окружающим миром, 1 класс «Хозяйка ночного леса»
Автор: Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область. Назначение материала: Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, для проведения тематического досуга; для организации занятий внеурочной деятельности по курсу «Планета Знаний», «Умелые ручки»; детям 7 - 8 лет. Цель занятия: совообразные - знакомство с отрядом хищных птиц. Задачи:
- познакомить детей с особенностями строения сов и местами их обитания;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- развивать кругозор и любознательность младших школьников;
- развивать творческий потенциал детей;
Занятие рассчитано на 70 – 90 мин, поэтому его можно провести в 2 этапа.
Ход занятия
1. Организационный момент Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет удивительное знакомство с миром птиц. А вот о ком мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Угадайте, что за птица,
Ночью ей совсем не спится,
Высоко сидит, во все стороны глядит.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Бесшумно летает, добычу примечает.
Имеет абсолютный слух, хоть исполняет только: «Ух!» (Сова)
(Багрова Е.В.) Учитель:
- Правильно, ребята! Давайте, поближе познакомимся с этими необыкновенными птицами. 2. Работа по теме занятия Рассказ педагога о видах сов с презентацией
Сова – это хищная ночная птица. В зависимости от места жительства у нее может быть разная окраска оперения, маскирующая сову под окружающую местность. Голова совы круглая с большими глазами.
Самая маленькая сова – это воробьиный сыч. Его размеры составляют всего 17-20 см, а вес 50-80 г.
Самая крупная из совообразных – это филин. Его длина составляет 60-70 см, а вес от 2 до 4 кг.
Лапы совы очень сильные и хваткие, у многих видов оперенные. Когти совы острые и загнутые, они помогают ей быстро хватать жертву и удерживать ее. Полет совы почти бесшумен, это происходит благодаря особому строению перьев. Размах крыльев совы составляет около 142-200 сантиметров. Эти птицы летают очень быстро: скорость совы в полете достигает 80 км/ч.
Птица издает характерное щелканье, когда раздражена или испытывает возбуждение. Получается это у нее благодаря клюву. Клюв совы загнут от начала и до самого основания, заканчивается крючком, края ровные и без вырезов.
Совообразные могут поворачивать голову на 180 и даже 270 градусов, не причиняя себе неудобств или вреда. Птица сова – хищник, и ей нужно выслеживать добычу, поэтому глаза располагаются не по бокам, а спереди.
Хрусталик у совообразных находится не в глазном яблоке, а в роговой трубке, поэтому птицы отлично видят ночью.
Слух совы в 4 раза лучше, чем у кошки. Едва добыча выдает себя шорохом или звуком, как птица молниеносно бросается на нее.
2. Игра «Совы на охоте»
Выбираются две совы, они становятся ведущими-охотниками. Остальные дети – мышки. Им надо перебежать с одного края поляны (зала) на другой так, чтобы их не поймали совы. Кто попался «в когти» совы, тот становится новым ведущим. Игра продолжается по желанию игроков (5 – 7 мин).
Удивляется луна: Засветились два окна,
А за ними два крыла
Показались из дупла.
Тенью вылетела птица:
Ночью ей в дупле не спится.
Если писк она услышит,
Плохо будет серой мыши.
Если птицу знаете,
С нами поиграйте. 3. Работа с выставкой книг
Совы - герои множества сказок, мифов и легенд, предвестники несчастий и хранители мудрости. Какие же они на самом деле, вы узнаете из книг. А так же подробнее познакомитесь с тем, как и где живут совы, чем они питаются, как охотятся, устраивают гнёзда и выращивают птенцов.
4. Закрепление полученных знаний
1 ученик:
Ночью спят и зверь и птица,
Только ей одной не спится,-
Знает весь лесной народ:
Всё у ней наоборот.
Но сова одна лишь знает,
Отчего и что бывает
Даст сова такой совет,
Что ее мудрее нет. 2 ученик:
Всё про всех сова услышит.
Ночью в свой дневник запишет,
Кто напал и съел кого,
Как в лесу зовут его.
Силы зря она не тратит,
Но уменья не утратит. 3 ученик:
По ночам мышей ловить
И гнездо из веток вить.
Потому не суетится,
Как пугливая синица:
Та, что так для всех важна,
Суетиться не должна.
(О. Фомина) 5. Работа в творческой мастерской «Сова» Инструменты и материалы:
- альбомный лист
- цветные карандаши, фломастеры
- бумажные салфетки
- клей карандаш
- ножницы
- картинки сов
Техника безопасности при работе с ножницами:
- пользоваться ножницами детям только под руководством педагога (родителя);
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
- при резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу;
- ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
- хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставке); с клеем:
- не открывать клей зубами;
- наносить клей кисточкой;
- после работы плотно закрыть тюбик с клеем;
- не допускать попадания клея на одежду, руки, лицо.
В случае попадания сообщить педагогу (родителям) и хорошо промыть проточной холодной водой; Ребята, сегодня я предлагаю вам выполнить сову в различных техниках.
1. Рисование совы по выбору
2. Создание сюжетной картинки «Сова» с помощью бумажных салфеток
3. Аппликация из бумажных ладошек «Мудрая сова»
Вам надо определиться, в каком направлении вы будете выполнять работу, разбиться на группы и приступить к творчеству.
В команде не ссориться, не спорить, не кричать, а во всем друг другу помогать.
6. Рефлексия. Подведение итогов
Продолжите фразу:
- Сова – это ….
- Самая маленькая сова - ….
- Самая большая сова - ….
Расскажите, какие интересные факты вы узнали о совах. Выставка работ учащихся
Новых знаний, новых творческих побед, друзья!
Презентация на тему: В мире хищных птиц. Совообразные
Елена Викторовна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашим внеурочным занятием по ознакомлению с окружающим миром: «Хозяйка ночного леса».
Познавательно! Увлекательно! Очень интересно!
Вы создаёте условия для знакомства детей с особенностями отряда хищных птиц и местами их обитания, развивая кругозор младших школьников. Занятие грамотно выстроено, всё продумано: выставка, продуктивная деятельность, рефлексия. Публикация оформлена яркими фото с изображением совушек. Примите мой первый голос в Вашу копилочку, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Елена Викторовна, добрый вечер! «Хозяйка ночного леса» мне понравилась. Материал внеурочного занятия познавательный – знакомит детей с разновидностью сов; интересный – посредством презентации привлекается внимание детей; тема воспитывает интерес и любопытство удивительными фактами (о быстроте полёта напр. или возможности поворачивания головы совы). Игра тоже интересная, а выставка книг служит добавочным элементом расширения кругозора детей и развития интереса к теме. Творческая мастерская – логичное продолжение мероприятия, увлекательный способ проявления потенциала детей. С удовольствием голосую! Успехов Вам!
Достойное внимание Вы уделили хозяйке ночного леса (стихи, выставка книг, познавательная страничка). А ещё всё это дополнили и детским ручным творчеством! Только у меня вопрос: "А детки не стали требовать встречи с хозяином ночного леса?" Уж очень интересное занятие получилось! Голос!
Добрый вечер,Елена Викторовна!Удивительное создание — умное, выносливое и приносит пользу человеку. Занятие на 5+.Много интересной информации для ребят. Спасибо за ваш труд!ГОЛОС.