Моделирование современного урока математики
Автор: Николаева Елена Владимировна, учитель математики МБОУ СШ №2, г. Починок, Смоленская область
Описание материала: В статье поднимается проблема совершенствования урока, как основного элемента учебного процесса, в условиях реализации требований ФГОС, предложена примерная схема моделирования современного урока. Статья предназначена для учителей, студентов педагогических ОУ.
Цель: Мотивация педагогической общественности на обсуждение проблем введения ФГОС, изучение и распространение опыта.
В настоящее время в обществе происходят процессы, требующие изменений в системе образования. Это обусловлено сочетанием государственных интересов, социальных ожиданий и личностных потребностей. В связи с введением новых образовательных стандартов меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, происходит совершенствование всего образовательного пространства.
За время моей педагогической деятельности приоритеты в образовании менялись неоднократно. И я сталкивалась с ситуациями, когда наработанный годами опыт, отшлифованая методика преподавания предмета объявлялись устаревшими, а активно пропагандировались новые требования к построению урока (да, часто эффектные, но не всегда эффективные в долгосрочной перспективе). На мой взгляд, любые кардинальные изменения в преподавании должны быть тщательно продуманы, ведь мы работаем с людьми. Задача учителя состоит в том, чтобы с максимальной пользой для ученика совместить созданную им эффективную систему работы с новыми требованиями.
Главной формой обучения как в традиционной, так и в современной школе остается
урок, и как бы ни пытались заменить учителя, ввести компьютерные или дистанционные формы обучения, лучше и эффективнее, чем живой диалог, интеллектуальный контакт учителя и ученика, ещё никто не придумал. По моему мнению, урок должен быть современным, то есть ориентированным на будущее, на перспективу, и в то же время актуальным, то есть важным и нужным для конкретного ученика, для сегодняшнего дня, для настоящего.
Учителю в настоящее время отводится роль конструктора(сценариста), который создает проекты уроков, содержащие новые педагогические ситуации, новые задания, предполагающие использование обобщенных способов деятельности, обеспечивает общекультурное и личностное развитие, вооружает ученика умением учиться.
Я предлагаю
опорную схему для конструирования современного урока с учетом образовательных задач, стоящих перед учителем.
1.Организационный этап.
Образовательные задачи: проверить уровень готовности класса, организовать внимание обучающихся.
Возможные приёмы: рапорт дежурного или ученика-ассистента, фиксация отсутствующих.
2.Этап проверки выполнения домашнего задания.
Образовательные задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполненного домашнего задания.
Возможные приёмы: фронтальный опрос, тестирование, самостоятельные работы разноуровневого характера.
3.Подготовка обучающихся для работы на основном этапе.
Образовательные задачи: обеспечить мотивацию, актуализацию личного опыта.
Возможные приёмы: проблемная задача или эвристический вопрос, которые подводят к теме и цели урока, специфические приёмы мотивации.
4.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
Образовательные задачи: обеспечить осмысленное восприятие и первичное запоминание материала; содействовать усвоению способов решения задач.
Возможные приёмы: работа с понятием или определением, использование привычных для ученика аналогий, представление материала в различных формах: словесной, знаковой, табличной; лекция, сообщение, рассказ, использование учебника или других источников информации. Особое место занимает проблемное обучение.
5.Этап первичной проверки изученного материала.
Образовательные задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести первичную коррекцию.
Возможные приёмы: составление вопросов, своих примеров, опорный конспект, беседа.
6.Этап закрепления изученного материала.
Образовательные задачи: обеспечить повышение уровня понимания материала.
Возможные приёмы: решение задач, составление собственных задач и вопросов.
7.Применение знаний и способов действий.
Образовательные задачи: научить применять полученные знания и способы действий в новых ситуациях.
Возможные приёмы: групповая работа, самостоятельные работы , учебные ситуации, дискуссии.
8.Этап обобщения и систематизации.
Образовательные задачи: обеспечить формирование целостной системы знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связей.
Возможные приёмы: пересечение тем, учебные ситуации.
9.Этап контроля и самоконтроля, коррекция знаний и способов действий.
Образовательные задачи: выявить уровень качества усвоения, обеспечить коррекцию пробелов.
Возможные приёмы: контрольные тесты, самостоятельные и контрольные работы, задания с избыточными или недостающими данными, индивидуальные задания, задания с подсказками или инструкциями.
10.Подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия.
Образовательные задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся, обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; инициировать рефлексию обучающихся.
Возможные приёмы: домашние задания различного уровня, подведение итогов работы на уроке обучающимися или учителем, различные приёмы рефлексии: телеграмма, СМС и другие.
В зависимости от целей и типа урока можно использовать определенный
набор этапов, планировать урок, исходя из того, что обычно для решения конкретных образовательных задач достаточно разбить урок на 5-6 этапов.
Современный урок сочетает в себе применение различных педагогических технологий:
деятельностных, проблемно-поисковых, компетентностно-ориентированных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия обучающихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, творческих способностей личности, воспитание активной жизненной позиции. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы обучающихся на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, только опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Усилением прикладного, практического характера всего образования является
компетентностный подход. Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю, является
метод проектов, который рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности. Метод проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создают условия для смены видов работы. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. При выполнении проекта обучающиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми” – это может быть презентация, созданная по конкретной учебной теме, комплекс решенных задач, подготовленное внеклассное мероприятие для младших школьников и тому подобное. Учитель играет роль консультанта, направляющего деятельность ученика или группы.
Использование
информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации исследовательской деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов обучающимися выполняется самостоятельно. Применение данной технологии позволяет повысить уровень компьютерной грамотности, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для формирования личности, подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий, современных подходов к моделированию не только уроков, но и внеурочных занятий служит основой для получения качественных образовательных и воспитательных результатов.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков