Технологическая карта коррекционного занятия по охране остаточного зрения и развитию зрительного восприятия, 1 класс
Коррекционное занятие в 1 классе. Тема занятия: «Фигуры и объемные тела»
Цели урока:
• познакомить детей с «паспортными» данными объемных форм;
• вырабатывать навыки мануального обследования объемных и плоскостных форм;
• способствовать развитию зрительного восприятия формы. образовательные:
• упражнять в узнавании и назывании осязательно – зрительным способом геометрические тела и фигуры.
• упражнять в соотнесении геометрических фигур с объемными телами: круг-шар, квадрат-куб, овал-эллипсоид, в узнавании форм в окружающих предметах.
• учить различать и называть плоскостные и объемные тела, по «паспортным» данным каждой формы. развивающие:
• развивать тактильную чувствительность и формообразующие движения;
• развивать умение дорисовывать изображения форм до предметных изображений. воспитательные
• воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке: Личностные:
-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний, желание и стремление хорошо учиться;
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные:
- способствовать развитию зрительного восприятия формы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные:
- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- оценивание работы своей, товарища по заданным критериям с помощью педагога; Оборудование: Наглядный материал: круг – шар, куб – квадрат, овал - эллипс;пособие Монтессори -геометрические тела (шар, куб, эллипс, параллелепипед) и плоскостные фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник);схемы упражнений с карандашами, массажные мячи, 2 ребристых карандаша на каждого обучающегося;ящик для тактильного обследования, набор предметов из д/п «Чудесный мешочек»: теннисный мячик, игральный кубик, пирамидка, грецкий орех, зеркало круглое, круглый магнит, блокнот и так далее;Карточки под номерами с нарисованными схемами: 2- куб,4 -цилиндр, 1- шар, 3- конус расположенные в углах без соблюдения последовательности (по технологии Базарного);музыкальное сопровождение; индивидуальная карточка с контурными изображениями геометрических фигур и геометрических тел;карточка «Фотографии с потолка» из пособия «Цветные композиции».
Ход занятия
1.Организационная часть.
Ребята чтобы узнать, о чем мы сегодня будем беседовать отгадайте загадки:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок. (шар)
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? (овал)
Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились. (куб)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
2.Актуализация знаний.
Кто может сформулировать нашу тему занятия? О чем мы будем беседовать?
Рассмотрите модели куба и квадрата, попробуйте назвать признаки сходства и отличия между ними.
Как называются стороны у куба и параллелепипеда? (квадрат и прямоугольник) Как называется линия соединения сторон? (грани) что кроме сторон и граней, ещё есть у этих тел? (углы) Сколько углов у куба? У квадрата? Сколько граней у куба? Сколько сторон у куба и квадрата?
Сравнение шара и круга, овала и эллипсоида, параллелепипеда и прямоугольника.
3. Физминутка
Пальчиковая гимнастика с карандашами и массажным мячиком.
Для выполнения следующего задания необходимо подготовить наши руки. А для этого нам помогут массажные мячи и карандаши. Прокатывая мяч между ладонями проговариваем слова. Все упражнения выполняем по образцу:
«Я качу, качу, качу, качу.
Мячик я в руках верчу.
Вверх вниз, вверх вниз.
И по кругу закружись.
Буду мячик я катать
И ладошки разминать.
Прокачу по пальчикам,
Я массажным мячиком.
Будут пальчики послушны
И работать станут дружно»
А теперь выполните упражнения с карандашами по схемам:
- «Перехватывание карандашей кончиками пальцев и большого пальца» до 10 раз,
-«Удерживание одного карандаша указательными пальцами, выполнение поворотов» до 10 раз,
-«Удерживание 2х карандашей указательными и средними пальцами, выполнение «мостик – канавка» до 10 раз
-«Прокатывание карандаша между ладонями».
4.Постановка учебной задачи
Игра «Чудесный ящичек»
Ребята, давайте немного поиграем.
У меня на столе стоит ящик . В нем лежат разные предметы. Вам надо руками обследовать предмет, определить форму и материал, из которого изготовлен предмет, и описать этот предмет по плану:
Что это?
Какой формы?
Из чего сделан предмет?
Все остальные ребята слушают внимательно и проверяют: верно ли описан предмет.
5.Изучение нового материала
Ребята, вы хорошо выделили и назвали признаки геометрических фигур и тел. И мы с вами сейчас составим «паспорт» каждого геометрического тела. Кто знает, что такое «паспорт»?
«Паспорт» - это схематическое изображение геометрического тела (вид сверху, вид прямо, вид снизу).
Я буду показывать геометрическое тело, а вы попробуйте зарисовать в каждой строчке вид: сверху, прямо, снизу.
1.Шар.
2. Куб
3. Конус
4 Параллелепипед
Сравните свои «паспорта» с образцами на доске. Если вы выполнили задания правильно поставьте «+», если допустили ошибку «-«. Кто все выполнил правильно? Кто допустил 1,2 и более ошибок.
6.Закрепление знаний
Следующее задание вы будете выполнять стоя, в «позе телесного раскрепощения».
В каждых углах класса расположены карточки под номерами с «паспортами» геометрических тел.
По моей команде вы должны поворачиваться всем телом в направлении угла обозначенного цифрой, узнать и назвать зашифрованное тело.
7. Физминутка
Ребята, вспомните, как трудно было отгадывать предметы на ощупь, зрение наш главный помощник. Оно помогает нам видеть и познавать окружающий мир, поэтому его необходимо беречь.
Давайте выполним зрительно – двигательную гимнастику (с элементами кинезилогии)
8.Самостоятельная работа
У вас на партах лежат карточки с нарисованными контурами геометрических тел и фигур. Рассмотрите их, дорисуйте детали к контурам так, чтобы они превратились в предметы. Будьте внимательны, есть предметы плоские похожие на фигуры, а есть предметы объемные похожие на тела.
Обменяйтесь работами, попробуйте узнать получившиеся предметы и проверьте правильность выполнения работы.
Рассмотрите внимательно на второй карточке изображения башенок из геометрических тел. Как будет выглядеть каждая башенка, если на них посмотреть сверху. Соедините каждую башенку с её схемой «Вид сверху».
Проверьте свои работы.
9.Рефлексия. У вас на столах лежат круг, квадрат и треугольник. Если вы легко выполнили все задания положите в коробочку круг, если вы испытывали трудности - треугольник, если было очень трудно - квадрат. Объясните, в каких заданиях вы испытывали трудности и как вы считаете , почему? Что было самым запоминающим? Что нового вы узнали?
Скачать Технологическая карта коррекционного занятия по охране остаточного зрения и развитию зрительного восприятия 1 класс