Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Лопатина Е.Ю. воспитатель
Место работы: ГКОУ РО школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п.Орловского Ростовская область
Описание Данный материал является обобщением небольшого педагогического опыта и предназначен для выступления на методическом совете , будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и другим педагогам образовательных учреждений для детей с ОВЗ.
Актуальность «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
/Л. Выготский/.
В своей работе я использую различные современные педагогические технологии , в частности, проектную деятельность, потому что она:
Создает условия для творческой самореализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; Способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, отношений сотрудничества между педагогом и воспитанником, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Формирует умения планировать, принимать решения, оценивать результаты.
Дети с особыми возможностями здоровья приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Некоторые проекты я перечислю, они были различными по типам, постановке целей и задач, времени реализации, но планируемые результаты по окончании каждого из них были достигнуты.
1. «Счастье есть»-первый исследовательский опыт, рассказ воспитанников о себе и жизни в школе-интернате
2. «Мы знаем, где живет добро»- общественно –полезный социально-ориентированный проект о добре и зле
3. «В обнимку с листопадом»-познавательно-творческий проект о красоте природы вокруг нас.
Естественно, самый главный результат любого из этих мероприятий -это приобретение воспитанниками личного опыта переживания позитивного отношения к себе, другому, к жизненным ценностям.
Многие проводимые в рамках этих проектов мероприятия имели духовно-нравственную, эстетическую направленность, были посвящены красоте природы, богатству и разнообразию ее красок, на открытом воздухе проводились игровые занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский В.Г. считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, она лучше, чем что-либо, обогащает психику ребенка, совершенствует его эстетический вкус.
Детям с ограниченными возможностями здоровья легче, интереснее и доступнее воспринимать информацию, если она связана с личными впечатлениями, поэтому, учитывая уже имеющийся личный опыт воспитанников, и, как бы подытоживая его,
я решила провести занятие на тему «Природа и мы. Путь к душе.»
В подростковом возрасте значительное место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников, поэтому на занятии я использовала такие приемы, как беседа, фронтальный опрос, привлечение средств искусства-живописи, литературы. Мы беседовали о том, что испытывает человек, когда у него тяжело на душе, когда он встревожен, или же, наоборот, весел и беспечен? Отчего это происходит и каковы его возможные действия, куда он пойдет- в храм к Богу или же в другой храм- к Природе-матушке.
Вопросы формулировались мною четко, понятно и доступно для ребенка.
Так как дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке информации, у них страдает речевое развитие, словесный метод я сочетала с применением наглядных -
-с учетом особенностей детей, таких как замедленный темп восприятия информации, сужение его объема я применила средства образной наглядности: яркие, крупные слайды, доступные схемы и шаблоны-
и практических средств-упражнений, продуктивной, игровой деятельности.
На занятии детям с помощью мультимедийных и аудиосредств предлагалось на минутку остановиться и присмотреться, прислушаться к красоте природы, а также самим превратиться в жителей природного мира и их изобразить. Они с удовольствием перевоплощались в зайчиков и лошадок, а так как игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, дети раскрепощались, их эмоциональное состояние становилось все более позитивным.
Далее воспитанники, используя личный опыт и воспоминания от общения с природой в разные моменты времени, самостоятельно характеризовали свое настроение, давали оценку собственным действиям, старались ярко и образно передать состояние своей души от тесного контакта с природой.
Подводя итоги занятия, каждый воспитанник задал себе вопросы «Какой я?», «Какое у меня настроение?», «Каково состояние моей души?» и самостоятельно отвечал на них. С помощью схематических изображений листочков разного цвета дети провели рефлексию своего настроения и эмоционального состояния.
Таким образом, вместе с детьми мы пришли к выводу, что жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем, и если мы будем идти навстречу солнцу, находиться в тесном контакте с ЕЕ величеством Природой, то будет светлым день, будет хотеться жить, а на душе у нас будет светло и ясно.
Результатом проведенного занятия является приобретение воспитанниками опыта ценностного отношения к природе как к источнику красоты, гармонии, обогащения духовного мира и эстетического развития личности ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Социальный проект в школе
Проектная деятельность в 4 классе
Проект для школьников по домоводству
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование