Роль природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольников
Фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей, является природа. Интерес ведёт человека к бесконечным целям познания. Книга занимает своё место в этих процессах.
Природоведческая литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка, выполняя следующие функции:
1. Расширяет представления о мире;
2. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах;
3. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.
Именно в дошкольном возрасте оправдано широкое использование природоведческой литературы с таким объёмом информации, которая несет познавательное развитие объединяя две образовательных области «познавательное развитие» и «речевое развитие».
С. Н. Николаева, автор программы "Юный эколог", предлагает начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми пропустить литературный стержень.
В системе работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы в своей профессиональной деятельности я использую её в таких аспектах деятельности как: непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями детей.
В списке произведений, с которыми в течение года знакомятся дети присутствуют произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересной находкой в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же
событиях:
1. В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» «Чей нос лучше?», «Зелёный пруд», «Мастера без топора», «Синичкин календарь».
2. И. Акимушкин «Жил-был медведь»,
3. Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»,
4. С. Воронин «Моя берёза», Е. Чарушин «Что за зверь?»,
5. М. Пришвин «Золотой луг»,
6. С. Михалков «Ёлочка».
Одним из ведущих методов в экологическом воспитании мной используется и наблюдение. При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, за трудом человека в природе так же используется природоведческая литература.
Чтение предшествует наблюдению. В этом случае моя задача, как воспитателя, вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоём. Чтение литературы также сопровождает наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка и осмыслить увиденное. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые нужно обратить внимание.
Как показала практика, ознакомление с природоведческой литературой охватывает разные виды моей совместной деятельности с детьми: обсуждение содержания, пересказ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр слайдов; моделирование; театрализация, игра, ролевые диалоги; составление мини рассказов, «книжек-малышек»; художественное творчество, оформление выставок продуктивной деятельности; проведение викторин, праздников и досугов. На начальном этапе возник вопрос: как же правильно организовать деятельность, чтобы она формировала и поддерживала познавательный интерес?
Я нашла ответ в следующих профессиональных действиях.
1.
Создание условий для возникновения интереса:
1) Подготовка внешней среды и организация жизни, способствующая возникновению потребности в информации об объекте или потребности в конкретных действиях;
2) Подготовка ребёнка к восприятию - предполагает наличие знаний, умений, общей познавательной направленности ребёнка;
2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности - это служит психологической предпосылкой возникновения интереса самого ребёнка, его инициативной активности, появления познавательной потребности (удивление, восхищение, жалость, забота, неожиданность, загадочность).
3. Организация систематической поисковой деятельности, в которой формируется подлинный интерес, познавательное отношение и внутренняя мотивация, связанные с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могу не заниматься этим») - в разных формах деятельности: проектной, экспериментально-исследовательской, восприятия художественной литературы.
4. Рефлексия деятельности с таким расчетом, чтобы у детей возникали всё новые вопросы и ставились всё новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми (интерес, любознательность, инициатива, активность, самостоятельность).
Таким образом, многообразие содержания природоведческой литературы дает возможность использовать её в разных видах детской деятельности. Такая литературы обеспечивает познавательный интерес к природе в целом, подготавливает детей к более углубленному изучению основ экологической культуры и воспитывает бережное отношение к живым объектам.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание младших дошкольников
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы