Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по ИЗО, 1 класс

Рабочая программа ИЗО - 1 класс
Соколова Евгения Петровна, учитель начальных классов, школа.
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу по изо для 1 класса,УМК НШ 21 века.

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для учащихся первого класса на основе авторской программы Изобразительное искусство 1-4 классы Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009)
Общая характеристика предмета.

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)
Освоение законов создания произведения искусства(композиция, форма. Пространство)и средств художественной выразительности изобразительного искусства(цвет, свет, колорит, ритм, линия, объём , симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.).Формирование роли и представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей(общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы в действительности, условий жизни человека в художественном творчестве(живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения.
Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство, выстроить композицию.
Начальная школа-время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию(один через зрение, другой на слух, третий через действия, во-вторых у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца)- общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие , развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства(музейная педагогика)
Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем,-развитие у школьников способности воспринимать , понимать, переживать, ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике., учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности:
1. Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
2. Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов , элементов украшений, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм(цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых, и т.д.)
3. Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина, художественное конструирование и дизайн-создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм(коробок разной величины, пузырьков. Пластмассовых контейнеров, упаковок),природного материала(веток, листьев, почек, камней, ракушек)
4. Художественно-творческое восприятие произведений искусства(музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные, исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете и искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Для детей первого класса свойствены впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.), развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать; изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира, развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения- освоение учащимися формата листа.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде.
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе.(солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные).Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.
Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет, настроение.
В практическую деятельность учащихся первого года обучения включены задания , предполагающие использование средств ИКТ . Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.)
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
• активизация самостоятельной творческой деятельности;
• развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством(восприятие и практическая деятельность);
• формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
• воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны..

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества, формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
• развивать творческий потенциал ребенка путём активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведений разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества в художественной деятельности;
• формировать навыки работы в разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
• формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусств. В основе преподавания предмета Изобразительное искусство лежит единство обучения и воспитания, взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы(по Б.П.Юсову)
• Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы, развивать возвышенные чувства при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры, развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.
• Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.
• Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.
• Освоение разнообразных сторон жизни(природа, животные, архитектура, произведения искусства).Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с и жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.
• Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся,-географические, национальные, культурно-исторические.
• Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.
• Сенсорное насыщение представлений и действий детей. детские представления односторонни и разрозненны, основаны на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств-зрения, слуха, обоняния, осязания.
• Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительная(техническая)-основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая(образная)-требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства-существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.
• Активное творчество учащихся-развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемы в программе задания, основанные на социоигровых моментах работы(художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.
• Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах
Методическая основа преподавания изобразительного искусства:
• опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
• процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
• проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
• активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы задания и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы и индивидуальных возможностей учащихся.
Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.
Ценностные ориентиры содержания предмета.

В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):
• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народностям;
• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве;
• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих усвоение содержания предмета;
• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• совершенствование индивидуальных способностей;
• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

Объем программы:
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю).
1 четверть 8 ч
2 четверть 8 ч
3 четверть 9 ч
4 четверть 8 ч
Итого за год: 33 ч

Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
• целостное, гармоничное восприятие мира;
• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
• способность различать звуки окружающего мира(пение птиц, шум ветра, деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы(задания) и выделение её этапов;
• умение доводить работу до конца;
• способность предвидеть результат своей деятельности;
• адекватная оценка результатов своей деятельности;
• способность работать в коллективе;
• умение работать индивидуально и в группах;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать своё собственное мнение.
Метапредметные результаты :
• постановка учебной задачи и контроль её выполнения(умение доводить дело до конца);
• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение проектировать( планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
• умение проводить самостоятельное исследование;
• умение проектировать, планировать самостоятельную деятельность;
• умение находить нужную информацию в интернете;
• участие тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
• обогащение словарного запаса. Развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
• умение пересказывать небольшие тексты(сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, от увиденного, прочитанного( в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
• умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты :
• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
• умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации(самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведений искусства;
• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
• понимание зависимости народного искусства от природных, климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
• умение развивать предложенную сюжетную линию(сочинение общей сказки, пьесы);
• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусств(изобразительного, музыкального, хореографии, литературы)понимать специфику выразительного языка каждого из них;
• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание программы

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)-16 часов
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе , окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению .Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин , выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент. Его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представления о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешивания двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек.
Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики( лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Создание несложного орнамента из элементов подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения-11 часов
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые живут в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ на основе фотоматериалов и собственных наблюдений. Импровизация на тему контраста и нюанса(сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики , настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки в природе(пение птиц, шум ветра, деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в лове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)-6 часов
Представление об изобразительном искусстве, связи изобразительного искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники-живописцы, скульптуры, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников-живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие, эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений, изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятие «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование книг по искусству, видеофильмов. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
• духовные начала личности и целостная картина мира;
• основы художественной культуры;
• понимание роли искусства в жизни человека;
• представление о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
• потребность в творческом проявлении;
• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
• способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
• понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:
• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве
• использовать выразительные средства изобразительного искусства-цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.
• работать с художественными материалами(красками, карандашом, ручкой, фломастером, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т.д.)
• Различать основные и составные, тёплые холодные цвета, пользоваться возможностями цвета(для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков
• Выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами
• Создавать образы природы и человека в живописи и графике
• Выстраивать композицию в соответствии с основными законами(пропорция, перспектива, контраст, линия горизонта: ближе-больше, дальше-меньше, загораживание, композиционный центр)
• Понимать форму как одно из средств выразительности
• Отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве
• Видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта
• Использовать разные виды ритма(спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания выразительности своей работе
• Передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе
• Использовать декоративные , поделочные, скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа
• Создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм
• Изображать объёмные тела на плоскости
• Использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа
• Применять различные способы работы в объёме-вытягивание из целого куска, налепливание на форму(наращивание формы по частям) для её уточнения . создание изделия из частей
• Использовать художественно-выразительный язык скульптуры(ракурс, ритм)
• Чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
• Понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека
• Приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• Понимать роль ритма в орнаменте(ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов.
• Понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве
• Использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы
• Понимать культурно-исторические особенности народного искусства
• Понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства
• Приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и значение.
Выпускник получит возможность научиться:
• Пользоваться средствами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности
• Выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи
• Видеть, чувствовать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира
• Активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства(дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и т.д.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы
• Работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах
• Воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства(композицию, форму, ритм, динамику, пространство)
• Переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ
• Работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и художественные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна
• Участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству
• Выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведений искусства, объяснять сюжет, замысел, содержание произведения
• Проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства(история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и т. д.)
• Использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»
Методические материалы для учителя:
Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011
Специфическое сопровождение (оборудование):
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
Портреты русских и зарубежных художников.

Электронно-программное обеспечение:
Записи классической и народной музыки.

Календарно-тематическое планирование

№ урока, дата Тема урока Характеристика деятельности учащихся
1 четверть
1. Художник-живописец.
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.
2. Наскальная живопись древних людей. Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.
3. Знакомство с
палитрой.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению.
4. Изобразительная плоскость Осваивать , гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе.
5. Художник-график.
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).
6. Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроениями в природе, конструктивными особенностями природных объектов. Уметь о передавать и замечать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности(формы вещей, звуки, запахи в природе, движения людей, животных, птиц.
7. Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом, формой.
Работать с разными мягкими материалами
8. Освоение жизненного пространства человека и животного. Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Иметь представление о набросках и зарисовках
2 четверть
9. Получение нового цвета путём смешения двух красок. Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, создавать художественный образ.
10. Художник-скульптор. Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб. Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек.
11. Представление о рельефе. Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику.
12. Художник-
прикладник. Осваивать лепку из целого куска. передавать в объёме характерные формы игрушек по разным мотивам народных промыслов. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме.
13. Передача движения в объёме,знакомство с понятием динамики. Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм. Создавать коллективные композиции.
14. Великий
художник. - природа Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в готовую форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы.
15. Изображение по представлению, с помощью линий. Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.
16. Выполнение декоративного фриза. Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе. Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве, цвета и настроения. Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
3 четверть
17. Освоение техник работы от пятна и по сырому. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме
на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
18. Создание картин-фантазий. Отображать контраст и нюанс в рисунке. Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года. Уметь работать кистью и палочкой.
19. Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Проводить линии разной толщины-вертикальные, горизонтальные, изогнутые. Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой. Находить в книгах журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы. Уметь описать словами характер звуков, которые живут в этом уголке природы.
20. Передача движения.
Передавать движение и настроение в рисунке. Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь. Уметь работать в группе. Фиксировать внимание на объектах окружающего мира. Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям.
21. Развитие внимания и интереса к цвету в живописи. Звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Импровизировать на темы контраста и нюанса(сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке, танце, слове, повседневные звуки с музыкальными. Проводить самостоятельное исследование на тему «Цвет и звук»
22. Импровизация. Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях(цветовые композиции без конкретного изображения).
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Различать звуки в природе(пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых) и окружающего мира(шум на улице. Звуки машин, голоса людей в доме, на улице, в лесу)
Работать графическими материалами: акварель, пастель.
23. Художник-скульптор. Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.
24. Художник-архитектор. Работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы(коробки, упаковки, геометрические фигуры). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы цветную бумагу, гуашь. Украшать интерьер аппликацией или росписью.
25. Внутренне архитектурное пространство и его украшение. Создавать образ интерьера по описанию. Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения к празднику, для торжественных случаев, событий в классе.
4 четверть
26. Работа с литературными сказочными произведениями. Использовать материал литературных образов в лепке(герои сказок, декоративные мотивы).Создавать из работ коллективные композиции.
27. Контраст и нюанс в разных видах искусства. Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши и акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
28. Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе. Иметь представление об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью, высказывать свои представления и объяснять их
29. Наблюдение за работой художника. Участвовать в обсуждениях на темы «Какие бывают художники:живописцы, скульпторы, графики» «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»
30. Жанры изобразительного искусства:пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой и исторический жанры. Отличать материалы и инструменты художников-живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. понимать, каким образом художник изображает предметы и события.
31. Художник-живописец. Различать жанры изобразительного искусства и уметь группировать их, представить и объяснить. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве, об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.
32. Художник-скульптор.
Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера, называть и объяснять понятия:форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.
Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и окружающей действительности
33. Понятие музея. Экспозиции. Понимать и объяснять роль и значение музея в
жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по ИЗО для 1 класса на осеннюю тематику Конспект урока ИЗО в 1 классе Урок нетрадиционного рисования для детей от 6 лет на тему: Ежик Нетрадиционное рисование в технике набрызг и монотипия для учащихся 1-2 классов. Цирк

Похожие статьи:

Урок. ИЗО и художественный труд, 1 класс

Урок ИЗО по ПДД, 1 класс

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 1-2 класс
Опубликовано: 3593 дня назад (21 февраля 2015)
Просмотров: 5813
Рубрика: материалы
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!