Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с нарушениями интеллекта.
На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка с умственной недостаточностью, способствовала его успешной интеграции в современное общество.
В этой работе важное место занимает психологическая служба, призванная обеспечить разнообразные формы помощи педагогическому, детскому коллективам, а также индивидуально ребёнку и его семье.
Учитывая, что главной задачей С(К) школы VIII вида является формирование личности ребёнка с интеллектуальным нарушением, в учебный план был включён курс (блок коррекционных технологий) "Психологический практикум" для учащихся 5-11 кл. Это обязательный курс, хотя он и не оценивается привычной школьной отметкой. Психологический практикум является логическим продолжением другого коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов " для учащихся 0 - 4 кл. Он, безусловно, не подменяет другие виды работы школьного психолога. Особое место "Психологический практикум" занимает в С(К) школе - интернате, где воспитываются дети - сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей.
Воспитательная работа в учреждениях данного типа направлена на формирование коммуникативных навыков у учащихся, но возможности её ограничены. Именно поэтому возникла потребность в сообщении специальных знаний, формировании и развитии умений и навыков, необходимых для успешной реализации процесса общения. Их воспитанники могут получить, изучая курс "Психологический практикум".
Подростковый возраст - последний период пребывания детей, лишённых родительского попечительства, в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни, поэтому вопросы личностной и социальной зрелости выпускников детского дома имеют первостепенное значение.
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детского дома проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Уже к 10 - 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на практической полезности, формируется "способность не углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания.
Для всех воспитанников детских домов характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой -неудовлетворённость этой потребности: малое количество обращений взрослого к ребёнку. В этих контактах взрослого с ребёнком, как правило, в меньшей степени проявляется их эмоциональная заинтересованность, стремление к установлению близких личностных связей. В основном они направлены на регламентацию поведения.
Именно поэтому "Психологический практикум" направлен на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с умственной недостаточностью.
Основные задачи "Психологического практикума" следующие:
- Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке.
- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.
- Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".
Таким образом, основная задача психолога сводится к формированию у подростка не исполнительской деятельности, а сотрудничества, социального окружения. Достичь этой цели возможно за счёт активного включения учащихся в психологические упражнения, игры, беседы и т. д. При организации занятий следует избегать формы урока, оценок, принятых при обучении образовательным предметам. Взаимодействуя с детьми, психолог должен накапливать информацию, перепроверять её в других (модифицированных) условиях, чтобы иметь объективные данные для того или иного заключения, необходимого ему для индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.
Практикум по учебному плану рассчитан на 1 час в неделю в 5 – 9 кл. и проводится в форме групповых занятий, количество участников не более 10-12 человек. Программа является примерной, психолог вправе дополнять темы, увеличивать или уменьшать количество часов на те или иные разделы, однако крайне важно быть компетентным не только в психологических проблемах, вынесенных в содержание программы, но и в специальных вопросах, касающихся психологии и педагогики детей с умственной недостаточностью. Следует помнить о том, что каждое занятие должно быть тщательно подготовлено и оборудовано в соответствии с основными принципами коррекционной работы во вспомогательной школе: наглядностью, образностью, доступностью и др.
При организации практикума следует опираться на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология, домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни.
При составлении данной программы использованы "Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного плана специальной школы. Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) и другая специальная литература.
Раздел "Введение" (16 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Как появился человек на земле.
- Какие животные похожи на человека, где они обитают.
- Думают ли животные.
- Чем отличается человек от животного.
- Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует.
- Как мы распознаём горе и радость.
- Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим?
- Кого мы называем другом, товарищем, знакомым.
- Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей.
- Что нам снится, откуда приходят сны.
- Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение.
- Почему возникает страх.
- Мозг и его тайны.
- Психика и мозг человека.
- Что изучает психология, для чего она нужна человеку.
- Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).
Понятия: археологи, вожак, инстинкт, органы чувств, горе, радость, поступок, мимика, друг, дружба, товарищ, сон, сновидение, настроение, страх, мозг, психика, наука, психология, внутренний мир, внешний вид, черты характера, привычка.
Раздел "Как мы познаём мир" (18 часов)
Тема: "Ощущение и восприятия" (6 часов)
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
Выводы:
- С помощью органов чувств человек ощущает и воспринимает окружающий мир
- Физические характеристики среды обитания человека.
- Значение ощущений и восприятия: помогают в обычной и экстремальной ситуации человеку.
Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.
Тема: "Внимание и внимательность" (6 часов)
Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
Обсуждаемые проблемы:
- Что такое внимание.
- Почему человек допускает ошибки.
- Как правильно сохранить внимание на уроке, в процессе труда в школе и дома.
- Режим внимания.
- В каких случаях от человека требуется особое проявление внимания.
- Что такое внимательность в поведении человека в школе, дома, в гостях, на транспорте и т. д.
- Какие черты характеризуют невоспитанного человека. Как они проявляются.
- Как люди оценивают человека с плохим вниманием (рассеянный, ненадёжный, бесполезный).
- Можно ли дружить с невнимательным человеком.
- Как стать внимательным.
Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек
Тема: "Запоминай и помни" (6 часов)
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
- связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
- умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности;
- понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Обсуждаемые проблемы:
- Может ли человек обойтись без памяти.
- Что такое хорошая память.
- Как правильно запоминать.
- О пользе забывания.
Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.
Раздел " Введение " (2 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Из чего состоит психологическая жизнь человека.
- Познай себя, и ты познаешь жизнь.
Выводы: психология - это наука, в которой человек изучает себя, чтобы познать мир. Необходимо учиться всматриваться, вслушиваться, размышлять.
Понятия: психология, внутренний мир, психика.
Раздел "Как мы познаём мир" (26 часов)
Тема: "Ощущения и восприятия" (2 часа)
Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
Обсуждаемые проблемы:
- Как ощутить радость жизни?
Выводы:
- Ощущения и восприятия можно развивать с помощью специальных упражнений.
- Ощущение и восприятие регулируют поведение человека в различных ситуациях.
Понятия: ощущения, восприятие, сила этих процессов.
Тема: "Внимание и внимательность" (5 часов)
Практические занятия и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация.
Выводы:
- Внимание - это порядок мысли (объём внимания).
- Умение видеть нужное среди прочего (избирательность внимания).
- Важно уметь переключать внимание.
- Научишься сосредотачиваться, научишься и вдумываться.
Понятия: внимание, объём внимания, избирательность, концентрация, переключение, скорость,внимательность.
Тема: "Запоминай и помни" (4 часа)
Упражнения на развитие памяти. Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.
Обсуждаемые проблемы:
- Правила хорошего обращения с памятью.
- Виды памяти, особенности памяти учащиеся.
Выводы:
- Чтобы запомнить надолго, необходимо понять, осознать запоминаемое.
- Память сохраняет связи между отдельными фактами и объектами.
- Память собирает информацию от разных органов чувств, связывает её и делает знание о предмете точнее.
Понятия: память, слуховая, зрительная, комбинированная, произвольная, непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание.
Тема: Качества ума (6 часов)
Упражнения, игры на развитие мышления.
Обсуждаемые проблемы:
- Красота разума.
- Как решать мыслительные задачи.
- Кто царит в нашей голове.
- Правила развития ума.
- Виды мышления.
- Способы мышления.
- Как умом победить силу.
Выводы:
- Узнавать неизвестное можно разными способами.
- Решение задачи - это понимание ее логики.
- Знание закономерностей экономии мысли.
- Знания хорошо закрепляются при самостоятельном применении.
Понятия: мышление, ум, разум, логика, анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Тема: "Воображение" (2 часа)
Упражнения на развитие воображения.
Обсуждаемые проблемы:
- Правила развития воображения.
Вывод:
- Воображение помогает лучше узнавать мир, развивать и открывать себя.
Понятия: воображение, творчество.
Тема: "Речь и общение" (7 часов.)
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
Обсуждаемые проблемы:
- Чем отличается слово от воробья.
- Сможет ли Маугли заговорить.
- Язык мой - друг мой.
- Хорошие речи и слушать приятно.
- Как слово наше отзовётся.
- Правила общения.
Выводы:
- Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми.
- Общение необходимо, чтобы устанавливать и поддерживать контакт, отношения, обмениваться информацией, согласовывать деятельность, понимать окружающих. Для этого необходимо научиться продуктивно общаться.
Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Раздел "Познай себя " (6 часов)
Тема: "Как и что мы чувствуем" (6 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Почему в цирке работает клоун.
- Страсти на стадионе.
- Когда нам грустно
- Как возникает страх и трусость.
- Бесстрашный человек - это хорошо или плохо?
Занятия с использованием музыкальных, изобразительных (художественных), литературных материалов для выделения и анализа эмоциональных состояний и переживаний человека. Групповые диспуты (суждения) о правильности выводов. Анализ жизненных наблюдений с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. Практические приёмы деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции.
Выводы:
- Смех без причины - признак глупости.
- Слезы не всегда беда.
- Приветливость помогает обрести друзей.
- Скучно тому, кто ничего не делает.
- Страх можно преодолеть с близкими и друзьями.
Понятия: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость.
Раздел «Введение» (2 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- История психологии.
- Как работают психологи.
Понятия: психология, психологи, психотерапевты.
Раздел "Как мы познаём мир" (12 часов)
Тема: "Психологические процессы" (2 часа)
Упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий. Правила развития основных психологических процессов.
Выводы:
- Человек способен развиваться, изменять себя и окружающий мир.
Понятия: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Тема: "Общение" (10 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Действительно ли "злые языки страшнее пистолета".
- Как понять человека. Всегда ли чужая душа - потёмки?
- Согласного стада и волк не берет.
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
Выводы:
- Никогда не спеши делать категорические выводы о человеке.
- Все люди разные, каждый человек уникален и неповторим.
- Никогда не путай поведение человека и его личность.
- Нужно принимать любого человека таким, каков он есть.
Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).
Раздел "Познай себя " (20 часов)
Тема: "Как и что мы чувствуем" (12 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Зачем нужны эмоции.
- "Да, жалок тот, в ком совесть не чиста".
- "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно".
Упражнения, задания, игровые ситуации на развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными ситуациями: "Раскрась свои чувства", "Комплимент", "Пульс", "Хоровод", "Пиктограммы", "Лесенка", "Куда уходит злость" и т. д.
Выводы:
- Эмоциями можно управлять, регулируя их внешнее проявление.
- К людям нужно относиться доброжелательно и уважительно.
- Ни в коем случае не стоит выражать свои эмоции в сквернословии.
Понятия: эмоции, эмоциональные ситуации, радость, счастье, веселье, грусть, печаль тоска, горе, гнев, страх, совесть, управление эмоциями, трудная ситуация.
Тема: "Воля" (4 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- История марафонского бега.
- Упрямство и настойчивость.
- Не хочу и надо.
Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.)
Обсуждение результатов с самооценкой причин ошибок, повторов, неуспеха.
Анализ литературных текстов, событий, раскрывающих волевые действия человека, его дисциплинированность.
Выводы:
- Воля-это стремление к осознанной цели.
- Воля- выбор правильного решения не только для себя.
- Воля-умение преодолеть трудности и остаться человеком.
- Дисциплина тела и духа - качества волевого человека.
Понятия: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.
Тема: "Характер" (4 часа)
Обсуждаемые проблемы:
-Правда ходит на прямых ногах, кривда -на кривых.
-Шило в мешке не утаишь.
-Что такое совесть.
-Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер.
-Всякий человек -кузнец своего счастья.
Задания на самооценку с помощью выбора из списка наиболее часто встречающихся черт характера (не более 10 черт). Рассказы учащихся с объяснением и подтверждением фактами выбранных ими наименований.Сравнение рассказа о себе с тем, как характеризуют рассказчика его близкие друзья и одноклассники. Анализ причин расхождения в самооценке и в оценке окружающих. Анализ литературных текстов, представляющих разные характеры людей. Как воспитывается характер.
Выводы:
- Характер - это действие и поступки человека в его повседневной жизни.
- Характер не рождается с человеком, он воспитывается в течение всей жизни.
- Уметь признавать свои ошибки, значит быть честным человеком.
- Скромность украшает каждого.
- Преодолевая свои ошибки, мы воспитываем в себе сильного человека.
Понятия: характер, поступок, поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера.
Раздел «Введение» (2 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Давайте знакомиться с собой и друг с другом.
Понятия: дружба, друзья, настоящий друг
Раздел "Как мы познаём мир" (2 часа)
Закрепление правил развития психических процессов. Игры, упражнения, задания на их развитие. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Понятия: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, общение.
Раздел "Познай себя" (18 часов)
Тема: "Как и что мы чувствуем" (4 часа)
Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
Обсуждаемые проблемы:
- Зачем осознавать и понимать эмоции.
- Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины.
- Что такое стресс и как его преодолеть.
Выводы:
- Устойчивость к стрессу можно формировать и развивать.
- Каждый человек может управлять своими эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей.
Понятия: эмоции, положительные и отрицательные эмоции, страх и вина, неуверенность, стресс, горе, несчастье, недомогание.
Тема: "Воля" (3 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Своя воля страшней неволи.
- Будь своему слову хозяин.
- Правила воспитания воли.
Упражнения и задания на развитие воли.
Выводы:
- Воспитание воли - длительный, постепенный процесс.
- Контролируй своё поведение.
- Не бросай незавершённое дело.
- Анализом своих поступков можно обнаружить допущенные ошибки.
Понятия: воля, волевые черты, своеволие, убеждения, идеалы, выдержка, терпение, самообладание.
Тема: "Характер" (9 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Видна птица по полёту.
- Можно ли стать гением.
- Терпение даёт умение.
- Толпа и личность.
- Не место красит человека.
- Как стать личностью.
- Может ли ползать рождённый летать.
Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки: "Зеркало", "Что я знаю о себе", "Перевоплощение", "Коршун и бабочка", "Я такой же, как ты" и др.
Выводы:
- Личность должна постоянно развиваться, реализовывать свои возможности в деятельности и общении.
- Характер включает качества, определяющие отношение человека к другим людям и работе, которую он выполняет.
Понятия: характер, поступок, привычка, терпение, личность, самооценка, черты характера, уравновешенность, активность, личность, идеал, воспитание характера.
Тема: "Кем быть" (2 часа)
Познавательные беседы с толкованием пословиц и поговорок о труде человека. Анализ характеристик человека трудолюбивого и нерадивого. Рассказы о том, как человек выбирает себе профессию: по интересу, по умению, по знаниям.
Работа с анкетами профессиональной направленности, интересов, намерений (адаптированный вариант НИН). Анализ итогов с обсуждением возможности учащихся работать по избранным ими профессиям, индивидуальные и групповые консультации.
Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.
Раздел " Я среди людей " (12 часов)
Тема: "Как мы видим друг друга" (6 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Разговор взглядов.
- Язык жестов и движений.
- Как понять другого человека.
- Особенности подросткового возраста.
- Про мужчин и женщин.
- "По одёжке встречают ..."
Тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я".
Выводы:
- Каждый человек индивидуален, познание себя - познание других.
- Если хочешь переделывать людей, начни с себя.
- Люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
- Разница в поведении девушек и юношей обусловлена особенностями их психологии.
- В каждом возрасте есть свои не только физиологические, но и психические особенности.
Понятия: жесты, мимика, взгляд и поза, подросток, женский и мужской пол, достоинства, недостатки.
Тема: "Межличностные отношения" (6 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- "Нет друга, так ищи".
- "Как преодолеть границы".
- "Права человека среди людей.
- "Самое утреннее из чувств".
- «Почему люди спорят и ссорятся».
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других: "Перевоплощение", "Психологический портрет", "Я такой же, как ты», «Комплимент", "Если бы я был тобой", "Телепатия" и др.
Выводы:
- Относись к другим людям так, так ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
- Без понимания невозможно общение и взаимодействие.
- Необходимо адекватно воспринимать людей.
- Люди ссорятся из - за того, что не понимают мысли и чувства друг друга, или из - за того, что недовольны друг другом.
Понятия: дружба, барьеры общения, права человека, самооценка, спор, ссора.
Раздел «Введение» (1 час)
Обсуждаемые проблемы:
-Что и как изучает психология.
-Зачем изучать психологию.
Понятия: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос, психология.
Раздел "Познай себя " (5 часов)
Тема: "Психология личности" (5 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Человек снимает личину.
- Как мы себя ценим.
- Что такое самоценность.
- Личностью не рождаются, а становятся.
- Личность - это настоящее в человеке, а личина?
- Зависит ли характер от темперамента?
Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением, на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных.
Выводы:
- Индивидуальность - это личность в её своеобразии.
- Основная потребность человека -стремление к самовыражению.
- Личность обладает внутренним контролем.
- Темперамент влияет на формирование характера и поведение человека.
Понятия: личность, индивидуальность, личина, самооценка и самоценность, индивидуальность, характер и темперамент, положительные и отрицательные качества характера, управление поведением.
Раздел "Как мы познаём мир" (17 часов)
Тема: "Психологические процессы и информация" (4 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Почему взрослые советуют или приказывают: "Думай!".
- Все ли стерпит бумага.
- Прогресс человечества - в чём его плюсы.
- Как понять человека.
Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией: "Живая скульптура", "Веришь - не веришь", "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей" и др.
Выводы:
- Человек может научиться воспринимать и анализировать ситуацию.
- Мысли следует выражать ясно и конкретно.
- Можно научиться вырабатывать своё мнение и обосновывать его.
Понятия: жизненная ситуация, мысли и чувства, информация, виды информации, собственное мнение.
Тема: "Творчество" (3 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Что такое творчество.
- Любое дело – творчески.
- Когда интересно жить.
- Что мне нравится в себе.
Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники», «Приветствие», «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», "Литературный пересказ", «Акробат».
Выводы:
- Творчество - процесс, присущий деятельности человека.
- Процесс творчества связан с особой мыслительной деятельностью.
- Творчество можно развивать.
- Творчество - качество, необходимое современному человеку.
Понятия: творчество, мыслить творчески, творчество и воображение.
Тема: "Проблемы и как их решать" (4 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Что я хочу.
- Что я могу сделать для осуществления желаемого.
- Что не могу я, но могут другие.
Упражнения, задания на развитие навыков принятия и исполнения решений: "Комплимент", "Литературный пересказ", "Сорви шапку", "Рука в руке", "Ищем секрет", «Подарок другу», "Самопохвала" и т. п.
Выводы:
- Прежде чем решить проблему, её нужно увидеть.
- Любую проблему следует решать осознанно, целенаправленно.
- Чтобы решить проблему нужно совершить путь от "хочу" к "смогу".
Понятия: желания и возможности, преграды в исполнении желаний, проблемы и их решения.
Тема: "Личность и её социальные роли" (3 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Что такое социальная роль.
- Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины.
- Перевоплощение личности.
Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» и др.
Выводы.
- Человек вынужден в процессе жизни выполнять (играть) различные социальные роли.
- Выбор социальных ролей и их успешность зависит от личностных качеств человека.
- Любую социальную роль нужно выполнять добросовестно, ответственно, уверенно.
Понятия: личность, социальная роль и ее виды, уверенность, положительные и отрицательные роли
Тема: "Кем быть" (3 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Человек и профессия.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Где родился, там и пригодился.
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.
Выводы:
- К человеку каждой профессии предъявляются определённые требования.
- В любой профессии значительную роль играют личностные качества человека.
- Человек должен трудиться, приносить пользу обществу.
- При выборе профессии следует учитывать особенности своей психологической деятельности, склонности, способности.
Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.
Раздел "Я среди людей " (9 часов)
Тема: "Психология межличностных отношений" (4 часа)
Обсуждаемые проблемы:
- Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть.
- Личные взаимоотношения людей.
- Чего никогда нельзя делать в любви.
- Сигналы отношений.
- Причины одиночества.
Тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений.
Выводы:
- В дружбе, в любви и просто в отношениях с людьми нужно следовать правилу: "Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе".
- Позитивность межличностных отношений зависит от личностных качеств человека.
- Существуют различия в психологии мужчин и женщин. Их необходимо учитывать, строя взаимоотношения.
- Человек может научиться строить позитивные межличностные отношения и преодолевать негативные.
Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства, недостатки, одиночество, безразличие, отчуждение, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность.
Тема: "Психология конфликта" (5 часов)
Обсуждаемые проблемы:
- Причины ссор и конфликтов.
- Маленькие хитрости в решении ссор.
- Что нужно, чтобы решить конфликт.
- Повиновение или решение.
- Что значит принять решение.
- Как согласовать мнения.
- "Правильная" забота.
Упражнения, тренинги на развитие навыков понимания других, навыков решения конфликтов.
Выводы:
- Конфликты возникают из - за разногласия вкусов, взглядов, убеждений, непонимания мыслей, чувств друг друга.
- Ни один не может выйти победителем в конфликте без того, чтобы его противник не оказался побеждённым.
- Существуют правила разрешения конфликтов, их нужно знать и выполнять.
- Конфликты могут возникать как между малознакомыми, так и между близкими людьми.
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора.
Раздел "Обобщение" (2 часа)
Повторение изученных разделов.
Тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегулирования, самопознания, самоопределения.
Требования к подготовке учащихся
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ
Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ
Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»