Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Наглядное игровое пособие своими руками для изучения букв алфавита с детьми

Игровое пособие-алфавит «Буквы читаем, легко запоминаем!»
Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №11 «Сказка» город Кумертау Республика Башкортостан
Назначение: наглядное игровое пособие, как дополнительный наглядный материал может быть использован педагогами, родителями при обучении чтению детей, которые испытывают трудности в запоминании букв, образа буквы. При этом делать это весело, непринужденно, играя.
Задачи:
- развивать зрительные внимание, память, мышление
- упражнять навык ориентирования;
Буквы читаем – легко запоминаем!
Многолетний опыт логопедической работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что в группе всегда есть дети, которым очень трудно запомнить букву. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения слогов, простых слов. Причины разные, но довольно часто, это низкий уровень развития памяти и внимания.
Использование различных дополнительных пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает процесс запоминания более конкретным, доступным, осознанным и интересным.

Существует множество алфавитов и просто отдельных букв, изготовленных из различного материала: из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, цветного песка.

В моем алфавите буквы сделаны из обычных коробок, у которых снимается верхний слой и по шаблону вырезается буква, наклеивается на ватман, можно наклеить на плотный картон. Можно сделать в виде карточек. Все на ваше усмотрение.

Главное – помнить, что все совместные занятия должны проходить только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и вам, и детям.
На своих подгрупповых и индивидуальных занятиях я предлагаю детям разные задания, которые зависят от уровня речевого развития ребенка, его индивидуальных особенностей и возможностей:
- вместе «пропеть» буквы под мотив песни «В лесу родилась ёлочка»;
- обвести и прочитать только большие (заглавные) буквы верхнего ряда - низким голосом, как Михайло Потапыч;
- обвести и прочитать маленькие (строчные) буквы - высоким голосом, как Мишутка;
- найти заданную букву и обвести пальчиком по контуру сверху вниз (снизу вверх);
- обвести только «гласные» буквы, только «согласные»;
- назвать звонкие согласные или глухие согласные;
- выучить стихотворение про букву (которую ребенок путает, забывает), выучить стихотворение, насыщенное словами с этим изучаемым звуком;
- придумать слово с этой буквой (слово-действие, слово-признак);
- ребенок обводит букву, а затем эту же букву рисует у себя на ладошке или взрослый рисует пальчиком букву на спине ребенка);

Найти и обвести заданную букву в алфавите и в предложенном ему небольшом тексте (использую небольшие вырезки из газет, журналов), ребенок за оговоренное время, (например – 1 минута) должен найти и обвести (подчеркнуть) как можно больше этих букв.
Сначала дети находят максимум 2-3 буквы, но постепенно появляется навык и количество букв значительно увеличивается. Ребенок сам их подсчитывает и с краю записывает соответствующую цифру. (Я нашел 5 букв – К или Т). Если играют дети, то среди них определяется самый ловкий «охотник».

Конечно, в первое время лучше подбирать текст, насыщенный данной буквой. Если это стихотворный текст или обычная потешка, потом можно его заучить. Если это короткий рассказ – прочитать, обсудить и пересказать.
Когда дети уже понимают значение слов «ряд» (слева направо и наоборот), «столбик(ец)» (сверху вниз и наоборот), предлагаю прочитать буквы в верхнем ряду, в нижнем, во втором (третьем) ряду:
- прочитать буквы первого столбика (второго, третьего…);
- найти, обвести и прочитать букву, которая находится во втором ряду и четвертом столбике, придумать слово на этот звук, который напишем с большой буквы, с маленькой, вспомнить и повторить правило.

Задания могут быть разные, но цель остается одна – ребенок в процессе выполнения сначала простых заданий, запоминает букву, ее образ.

Пособие можно положить на ковер. И тогда ребенок (дети) видит буквы уже в другой горизонтальной плоскости.
Предлагаю разные наборы букв:


Предлагаю найти букву и закрыть ее карточкой, кубиком. Кто быстрее найдет «свою» букву в своем ряду (столбике) и закроет её и т.д. Вариантов множество. Данный вариант показывает ребенку, что буквы могут быть написаны разным шрифтом, на разных предметах, но читаются (называются) всегда о-ди-на-ко-го.

Таким образом, какой бы степени развития логического мышления ни достигли дети, какие трудности не встречали - наглядность всегда остается важнейшим средством их обучения.
Надеюсь, что это дополнительное пособие-алфавит, а еще придуманные вами новые игровые задания помогут вашим детям запоминать буквы легко. Учиться читать - весело.
Фантазируйте! Успехов вам и вашим детям!

Рекомендуем посмотреть:

Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет Когда ребёнок готов читать? Готов ли ребенок учиться читать?

Похожие статьи:

Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет

Конспекты занятий в предшкольной подготовке

Алфавит в картинках для детей

Участник №30 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2019 года
Эссе учителя-логопеда детского сада. Кумертау - 65! | Игровое обучающее логопедическое пособие своими руками
Опубликовано: 2103 дня назад (18 февраля 2019)
Просмотров: 3739
Рубрика: Без рубрики
+23
Голосов: 23
Марина Сергеевна Гавриш # 18 февраля 2019 в 16:07 +5
Хорошее пособие для индивидуального развития детей. Развивает зрительные внимание, память, мышление, помогает ориентироваться в пространстве. Очень интересные задания для запоминания буквенного ряда. Это пособие станет отличным помощником педагогу или родителям в изучении букв)))
Полина Вячеславовна Мурзугалеева # 19 февраля 2019 в 14:52 +5
Как вовремя я наткнулась на эту статью.У меня подготовительная группа и я прям нуждаюсь в играх ,а тем более своими руками.Чудненько.Пойду делать.
Ольга Николаевна Сибилёва # 19 февраля 2019 в 15:56 +9
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна! Спасибо за приглашение. Вы представили множество советов и заданий, как ребёнку зрительно запомнить образ буквы. А данное пособие облегчает усвоение материала и способствует формированию развития речевых умений и навыков. А ещё - что тоже немаловажно - оно вполне бюджетное! Думаю, что Ваша публикация будет востребована среди коллег.
Творческих успехов и вдохновения! Голос №1.
Наталья Ивановна Маркина # 22 февраля 2019 в 21:29 +4
Добрый вечер,Ферюза Кабулжановна! Спасибо за приглашение. Замечательное игровое пособие-алфавит «Буквы читаем, легко запоминаем!» Учить играя - это всегда интересно, а самое главное есть результат!Примите голос!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 23 февраля 2019 в 12:50 +6
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна! Игровое пособие-алфавит «Буквы читаем, легко запоминаем!» очень интересное.
Такое наглядное игровое пособие развивает зрительные внимание, память, мышление.Весело и непринужденно дети упражняются в запоминании букв. Ваш материал будет полезен и педагогами,и родителями. Творческих успехов и вдохновения! Голос!
Ольга Владимировна Перковская # 23 февраля 2019 в 15:17 +4
Ферюза Кабулжаевна, здравствуйте! Ваше наглядное игровое пособие, как дополнительный наглядный материал может быть использован педагогами, родителями при обучении чтению детей, которые испытывают трудности в запоминании букв, образа буквы. Все ваши упражнения интересные и являются ценным дополнением для алфавита. Спасибо!
Мария Андреевна Колибабчук # 24 февраля 2019 в 18:30 +3
Здравствуйте, ознакомилась с вашей публикацией с удовольствием, кубики-алфавит дают прекрасную возможность каждому ребенку изучать буквенный ряд, т.е. есть возможность заниматься индивидуально. Не требует больших затрат при изготовлении. Удачи и успехов.
Ирина Ивановна Жабина # 24 февраля 2019 в 20:26 +5
Добрый вечер! Спасибо за приглашение. Вы предложили ряд интересных заданий на закрепление зрительного образа букв, используя доступный наглядный материал, который очень эстетично оформлен. Небольшое дополнение. Вы предлагаете найти звонкие и глухие согласные. Надеюсь, что Вы подразумеваете буквы, которые обозначают только звонкие и только глухие звуки, а не парные. И важно, думаю, было подчеркнуть для читателей, что буквы одинаково произносятся, по-разному изображенные, только изолированно, а не в слогах и в словах. Просто на собственном опыте, встречалась с тем, что некоторые воспитатели часто путаются в понятиях "звук, буква". Для Вас, логопеда, это как дважды два, а воспитателям и родителям нужно поподробнее разъяснять, чтобы учителя начальных классов не переучивали детей. Спасибо за полезный материал. Примите голос, желаю успеха и творческих побед!
Лариса Владимировна Валитова # 26 февраля 2019 в 05:39 +2
Здравствуйте Ферюза Кабулжановна. Обучение с помощью такого алфавита, несомненно, повлияет на способность ребенка его усвоить. Разнообразные задания развивают не только зрительную и слуховую память, но и тактильную. Все вместе это способствует развитию обучения ребенка. Спасибо. Голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 27 февраля 2019 в 08:26 +4
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна! Спасибо за приглашение. Интересная идея - вырезать буквы из обычных упаковочных коробок! Спасибо за предоставленные идеи с играми, это кладезь для воспитателей, родителей, логопедов и учителей начальных классов. Ваше пособие способствует формированию развития речевых умений и навыков. Творческих успехов и вдохновения! Голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 27 февраля 2019 в 12:38 +2
Отличная публикация. Такое пособие пригодится многим педагогам в их работе. Спасибо за идею. Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 28 февраля 2019 в 22:00 +2
Здравствуйте Ферюза Кабулжановна! Работа полезна своим практическим применением как для педагогов, так и для родителей. В статье четко обозначена проблема и какими упражнениями можно добиться хороших результатов. Спасибо за ваш опыт. ГОЛОС! Удачи!
Лариса Борисовна Бугакова # 1 марта 2019 в 17:38 +2
Замечательное игровое пособие.Отличный помощник учителям,родителям при обучении чтению детей.Самое главное, что не требует больших затрат при изготовлении и можно легко изготовить самому.Голос!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 1 марта 2019 в 19:06 +3
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна!
Сейчас в школы приходят дети с разным уровнем развития и подготовки к обучению.
Так же поступают дети с ОВЗ, которые не могут запомнить буквы, забывают их, путают.
Постоянно приходится искать и придумывать новые варианты для работы с обучающимися.
Представленное Вами методическое пособие по запоминанию букв будет хорошей помощью для педагогов.
Спасибо Вам за идею и представленные варианты игр с буквами!
Примите голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 10 марта 2019 в 12:38 +1
Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 10 марта 2019 в 19:27 +2
Ферюза Кабулжановна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с игровым пособием-алфавит «Буквы читаем, легко запоминаем!»
Продуктивно! Эффективно! Вы даёте очень ценные советы по запоминанию алфавита, превращая процесс в игру, это ЗДОРОВО! Примите мой голос в Вашу копилочку, УДАЧИ в конкурсе!!!
Людмила Васильевна Биткова # 11 марта 2019 в 20:52 0
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна! Я думаю коллегам пригодится Ваша методическая разработка.Спасибо за работу. Голос.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 12 марта 2019 в 17:00 +1
Людмила Васильевна, очень приятно) Спасибо за ваш комментарий)))
Наталия Владимировна Пуханова # 11 марта 2019 в 21:50 +1
Ферюза Кабулжановна, здравствуйте!Спасибо за приглашение. Данное пособие облегчает усвоение материала и способствует формированию развития речевых умений и навыков. Творческих успехов и вдохновения! Голос!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 12 марта 2019 в 16:59 0
Наталия Владимировна, спасибо за отзыв)
Наталия Николаевна Кафанова # 17 марта 2019 в 21:27 +1
Добрый вечер,Ферюза Кабулжановна! Хорошее пособие, помогает детям в освоение букв русского языка. Голосую.
Мира Симеунович # 17 марта 2019 в 23:47 +1
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна. Спасибо за приглашение на просмотр такого интересного материала! Вы представили игровое пособие, которое обеспечивает непринуждённое развитие внимания, памяти, мышления. Благодаря таким образам букв, дети смогут легче усвоить их, развивая тем самым речевые умения и навыки. Чувственные образы облегчают запоминание букв в игровой атмосфере и в положительном, веселом настроении.
С удовольствием голосую и желаю успехов!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 19 марта 2019 в 18:14 +1
Ферюза Кабулжановна, спасибо за приглашение. Отличный материал!Столько разнообразных заданий по алфавиту. Публикация качественно оформлена. Голосую +1
Ольга Васильевна Подколзина # 21 марта 2019 в 08:04 +1
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна! Спасибо за приглашение, мне очень понравилась Ваша разработка, в ней представлен, на мой взгляд, ценный и интересный материал, направленный на запоминание букв детьми. С удовольствием голосую!
Ирина Игоревна # 19 ноября 2019 в 20:04 0
Интересные игры на знакомство и закрепление образов букв.