Игровое пособие-алфавит «Буквы читаем, легко запоминаем!»
Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №11 «Сказка» город Кумертау Республика Башкортостан
Назначение: наглядное игровое пособие, как дополнительный наглядный материал может быть использован педагогами, родителями при обучении чтению детей, которые испытывают трудности в запоминании букв, образа буквы. При этом делать это весело, непринужденно, играя.
Задачи:
- развивать зрительные внимание, память, мышление
- упражнять навык ориентирования;
Буквы читаем – легко запоминаем!
Многолетний опыт логопедической работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что в группе всегда есть дети, которым очень трудно запомнить букву. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения слогов, простых слов. Причины разные, но довольно часто, это низкий уровень развития памяти и внимания.
Использование различных дополнительных пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает процесс запоминания более конкретным, доступным, осознанным и интересным.
Существует множество алфавитов и просто отдельных букв, изготовленных из различного материала: из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, цветного песка.
В моем алфавите буквы сделаны из обычных коробок, у которых снимается верхний слой и по шаблону вырезается буква, наклеивается на ватман, можно наклеить на плотный картон. Можно сделать в виде карточек. Все на ваше усмотрение.
Главное – помнить, что все совместные занятия должны проходить только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и вам, и детям.
На своих подгрупповых и индивидуальных занятиях я предлагаю детям разные задания, которые зависят от уровня речевого развития ребенка, его
индивидуальных особенностей и возможностей:
- вместе «пропеть» буквы под мотив песни «В лесу родилась ёлочка»;
- обвести и прочитать только большие (заглавные) буквы верхнего ряда - низким голосом, как Михайло Потапыч;
- обвести и прочитать маленькие (строчные) буквы - высоким голосом, как Мишутка;
- найти заданную букву и обвести пальчиком по контуру сверху вниз (снизу вверх);
- обвести только «гласные» буквы, только «согласные»;
- назвать звонкие согласные или глухие согласные;
- выучить стихотворение про букву (которую ребенок путает, забывает), выучить стихотворение, насыщенное словами с этим изучаемым звуком;
- придумать слово с этой буквой (слово-действие, слово-признак);
- ребенок обводит букву, а затем эту же букву рисует у себя на ладошке или взрослый рисует пальчиком букву на спине ребенка);
Найти и обвести заданную букву в алфавите и в предложенном ему небольшом тексте (использую небольшие вырезки из газет, журналов), ребенок за оговоренное время, (например – 1 минута) должен найти и обвести (подчеркнуть) как можно больше этих букв.
Сначала дети находят максимум 2-3 буквы, но постепенно появляется навык и количество букв значительно увеличивается. Ребенок сам их подсчитывает и с краю записывает соответствующую цифру. (Я нашел 5 букв – К или Т). Если играют дети, то среди них определяется самый ловкий «охотник».
Конечно, в первое время лучше подбирать текст, насыщенный данной буквой. Если это стихотворный текст или обычная потешка, потом можно его заучить. Если это короткий рассказ – прочитать, обсудить и пересказать.
Когда дети уже понимают значение слов «ряд» (слева направо и наоборот), «столбик(ец)» (сверху вниз и наоборот), предлагаю прочитать буквы в верхнем ряду, в нижнем, во втором (третьем) ряду:
- прочитать буквы первого столбика (второго, третьего…);
- найти, обвести и прочитать букву, которая находится во втором ряду и четвертом столбике, придумать слово на этот звук, который напишем с большой буквы, с маленькой, вспомнить и повторить правило.
Задания могут быть разные, но цель остается одна – ребенок в процессе выполнения сначала простых заданий, запоминает букву, ее образ.
Пособие можно положить на ковер. И тогда ребенок (дети) видит буквы уже в другой горизонтальной плоскости.
Предлагаю разные наборы букв:
Предлагаю найти букву и закрыть ее карточкой, кубиком. Кто быстрее найдет «свою» букву в своем ряду (столбике) и закроет её и т.д. Вариантов множество. Данный вариант показывает ребенку, что буквы могут быть написаны разным шрифтом, на разных предметах, но читаются (называются) всегда
о-ди-на-ко-го.
Таким образом, какой бы степени развития логического мышления ни достигли дети, какие трудности не встречали - наглядность всегда остается важнейшим средством их обучения.
Надеюсь, что это дополнительное пособие-алфавит, а еще придуманные вами новые игровые задания помогут вашим детям запоминать буквы легко. Учиться читать - весело.
Фантазируйте! Успехов вам и вашим детям!
Рекомендуем посмотреть:
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада
Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет
Когда ребёнок готов читать?
Готов ли ребенок учиться читать?
Похожие статьи:
Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет
Конспекты занятий в предшкольной подготовке
Алфавит в картинках для детей