Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музыкально- литературная композиция для школьников 2-9 класса по теме "Мир, в котором я живу"

Музыкально - литературная композиция  «Мир, в котором я живу»
Сценарий  внеклассного мероприятия для школьников
Автор: Фоминых Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования  инструмент фортепиано МБОУ СОШ с УИОП №48 г. Киров, Кировской области.
Описание: сценарий внеклассного мероприятия  в форме музыкально - литературной композиции для учащихся   2-9 классов для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в рамках авторской программы « Музыкальная палитра»  по теме: « Мир, в котором я живу». Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования детских музыкальных и художественных школ, домов творчества. Учащиеся познакомятся с творчеством современных композиторов, каждый получает возможность проявить свою активность, творческую индивидуальность, применить имеющиеся у него знания, умения, навыки по теме, самостоятельно исполнить фортепианные произведения.
Оборудование: CD – проигрыватель, компьютер, на занятии может быть присутствовать презентация, афиша с именами исполнителей, композиторов, рисунки с иллюстрациями к музыкальным произведениям
Подготовительная работа:
• Организовать встречу – беседу, интервью детьми  с композиторами Вятки: Шишовой    Натальей, Бехтеревой Галиной, Гребёнкиным Владиславом;
• Задание детям: сформулировать вопросы композиторам;
• Оформить эссе (сообщение) о композиторах;
• Подготовить концертные номера.
Цель: создать условия для развития общекультурной музыкальной компетентности через восприятие музыки и поэзии как неотъемлемой части национальной культуры.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о с современной и культурной жизни города, творчестве вятских деятелей искусств;
2. Развивающая: развить индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: сформировать чувство патриотизма, гордости за своих современников, красоту родного края.
Ход музыкально – литературной композиции.
Читает ученик:
«Человечеству хочется песен, люди мыслят о лютне, о лире.
Ветер, ветви, весенняя сырость, и черны, как истлевший папирус,
Прошлогодние травы. Человечеству хочется песен!
Человечество право! И иду я по этому миру, я хочу отыскать эту лиру,
Или как там зовется отныне, инструмент для прикосновения
Пальцев, трепетных от вдохновенья» .
Звучит вокально – хоровое произведение (в записи) «Гимн городу Вятке».
Читает ученица:
Музыку написала выпускница нашей школы Галина Борисовна Бехтерева. Прозвучало произведение на стихи учителя нашей школы Ирины Анатольевны Чудиновских.
16 лет назад Галина Борисовна начала писать музыку. За это время создано около 100 сольных вокальных произведений, произведения для детского и смешанного хора, фортепианные пьесы. Большая часть произведений, а из хоров все исполняются или были исполнены ранее, и не только в Кирове, но и в Нижнем Новгороде, Костроме, Перми. В последние годы, всё что выходит из под пера автора, не ложится на стол, а сразу расходится по коллективам.
Читает ученик:
А сейчас впервые в исполнении выпускницы нашей школы прозвучит пьеса для фортепиано «Одинокая звезда», написанная Галиной Борисовной.
Звучит произведение (на экране монитора зарисовка звёздного неба).
Читает ученица:
Ах, как светло и сладко мне,
Как небосвод высок                        
Со мной грустит над Вяткою,  
Старинный городок.                      
Молчим, но на проулочке  
По вздыбленным холмам
Его живые улочки
Гуляют здесь и там.
Читает ученица:
Туманами и птицами,                                      
Криками журавлиными,                                
Молчанием и словами,                                    
Счастливыми глазами,
Росами, зарницами,
Лесами, цветами, полями
Верою и надеждою,
Любовью и слезами,
Колокольными звонами
Рождается утро Вятки!
Звучит пьеса для фортепиано «Утро Вятки» в исполнении ученика 8 класса.
(на экране пейзаж берега реки Вятки).
Читает ученик:
Прозвучала пьеса Натальи Шишовой из сборника «Фортепианные акварели», который предназначен для юных пианистов как младшего, среднего, так и старшего возрастов (на экране портрет композитора).
Читает ученица:
Сборник имеет необычное оформление: все пьесы сопровождаются акварельными зарисовками и поэтическим текстом. Акварельные работы выполнены учениками Детской Художественной школы города  Кирова под руководством преподавателя Опалевой Елены Владимировны.
Читает ученик:
А стихи сочинила Васенина Марина Геннадьевна, таким образом, получился синтез трех видов искусств: музыки, поэзии и живописи. Работая над исполнением музыкального произведения, ученики нашего класса представили в рисунках свои музыкальные образы, которые вы видите сегодня в зале.
Читает ученица:
Во время встречи с композитором мы узнали, что пьеса была написана на едином дыхании. В тот момент отмечался весенний праздник Пасхи, и под впечатлением этого светлого праздника родилась пьеса с яркими красочными гармониями и колокольными перезвонами.
Читает исполнитель:
Я смотрела долго в небо,
А потом заснула.
Мне приснилось, что танцую
С юным принцем лунным.
Бал зеленых человечков,
Корабли вселенной.
И мерцание звезды,
Путь летящий, млечный.
Звучит пьеса в исполнении ученика 5 класса  «Фантастический танец» Н. Шишовой (на экране картинка танцующей девочки на фоне звездного неба)
Читает ученик:
Эта пьеса – полёт творческой фантазии юной девочки, в котором она путешествует по млечному пути в окружении мерцающих звезд в далекое космическое пространство.
Читает ученик: (из интервью с композитором Натальей Шишовой)
Два года назад вышел в свет сборник. «Надо сказать, - отмечает один из авторов,- работалось над сборником легко, так как между нами не было никаких разногласий, наоборот, все были объединены единой целью – создать наиболее яркие образы, чтобы увлечь детей»
Читает исполнитель: (на экране зарисовка сказочных кукольных персонажей)
Дирижёр игрушечный
Палочкой взмахнул.
Вальс прелестный кукольный
Всех построил в круг.
Голубые глазки, рюмочки, банты.
В музыке движение –
Раз и два, и три!
Звучит «Кукольный вальс» Н. Шишовой, исполняет ученица  4 класса.
Читает исполнитель:
Кто-то сказал, что грусть не бывает смешна.
Не бывает колюча, не имеет лица,
Не имеет цвета,
Не имеет формы…
Долго слушал кактус печальный
Эти вздорные разговоры.
В исполнении ученицы 2 класса, звучит пьеса Н. Шишовой «Печальный кактус»
Читает ученица: (на экране фото  дымковской  игрушки)
Город вятской игрушки,
Детских радужных снов,
Ванек - встанек, матрешек.
И коньков – горбунков.
Сочинение «Марш утят» исполняет автор Фоминых Лада ученица  3 класса.
Читает исполнитель:
Раз, два, левой!
Идёт взвод смелых!
Начищены и серьезны…
Солдатики, с вами можно?
Долго ждали в коробке,
Когда будет стройподготовка.
Раз, два, левой!
Служим правдой и верой!
Звучит пьеса «Марширующие солдатики» в исполнении ученицы  5 класса.
Читает ведущий:
На четыре четверти настроение,
На четыре четверти выступление,
Ритм, характер, движение,
Улыбка, восторг,
Я регтаймом впускаю
Солнце утром в свой дом.
Н. Шишова «Регтайм», исполнитель – выпускница школы.
Читает ученик: - Пьеса «Танец Комара и Мухи» - юмористического характера, пьеса – шутка, в которой разыгрывается сцена ссоры Комара с Мухой. Секундовые интонации придают пьесе характер назойливого жужжания мухи, а смена темпов и динамики соответствует тому действию, которое происходит между главными героями  Мухой и Комаром.
Читает ученица:
Комар с Мухой танцевали,                          
Женихом с невестой звали.                          
Как Ромео и Джульетту,                                
Но увы, перестарались.    
Отдавил он мухе лапку,
Уронив при этом шляпку,
Разорвал неловкий  платье,
Вот несчастье, так несчастье!
Муха глазками сверкнула,
Гневно топнула ногой!
А комар без сожаленья
Улетел … плясать с другой.
Звучит пьеса « Танец Комара и Мухи» Натальи Шишовой в исполнении ученицы 7 класса, (на экране сцена из сказки «Муха цокотуха»)
Читает ученик:
Нашему краю везло и везет на талантливых людей: художники братья Васнецовы, Иван Шишкин, Аркадий Рылов, Алексей Исупов, Николай Хохряков.
(на экране портреты Ф. Шаляпина, А. Ведерникова, В. Гребёнкина.)
Гордится Вятская земля и знаменитыми певцами: Федором Михайловичем Шаляпиным, Александром Филипповичем Ведерниковым. Большой вклад в развитие вятской музыкальной культуры вносит педагог – композитор Владислав Серафимович Гребёнкин.
Читает ученица:
Сочинять он начал в годы учебы в Горьковской консерватории. В настоящее время издано три тетради его обработок «Вятских народных песен». Много романсов и вокально – хоровой музыки исполняется в России и за рубежом.
Сейчас готовится к выпуску сборник фортепианных произведений. В него вошли прелюдии, полька, сонатина, маленькие вариации, которые сейчас вы услышим в исполнении ученика 9 класса.
Звучат вариации Владислава  Гребенкина
Читает ученик:
Наш концерт мы хотим завершить словами Марины Васениной:
Обмакни кисть, художник,
В свое настроение.
Нарисуй грусть, зависть,
Порыв, сожаление.
Прибавь радости, счастья,
Удачи, везения.
Назови картину просто…
«Вдохновение»
Использованы стихи Леонида Мартынова, Марины Васениной, Ирины Чудиновских.
Нотное приложение:
Г. Бехтерева.  Музыка-судьба моя.
Н. Шишова. Фортепианные акварели.
В. Гребёнкин. Пьесы для фортепиано.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для школьников. И хорошее настроение не покинет больше вас… Сценарий мероприятия на Новый год для 5-7 классов Праздник цветов. Сценарий для 3-6 классов Сценарий викторины для начальных классов «В гостях у сказки»

Похожие статьи:

Фольклорный праздник в начальной школе

Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк

Классный час на тему «Руки человека», 1-2 класс

Классный час на тему «Добро и зло», 1-2 класс

Методическая разработка занятия для младших школьников «Театр бывает разным»

Опубликовано: 3721 день назад (15 февраля 2014)
Просмотров: 5916
+13
Голосов: 13
Ольга Михайловна Подгорных # 16 февраля 2014 в 02:55 +3
Наталья Евгеньевна, спасибо за классный час! Я, конечно, не учитель, но прочитала с большим удовольствием! Как хорошо, что у Вас столько много талантливых людей, можно только позавидовать! Классный час оригинальный, интересный, в нем перекликаются сразу несколько, но связанных между собой, тем! Удачи Вам!
Наталья Сергеевна Федотова # 16 февраля 2014 в 09:23 +3
Очень интересный материал, хорошо, что Вы прививаете детям любовь к родному краю. Вашей земле действительно есть чем гордиться. И такие мероприятия помогут сохранить культурное наследие Вятской земли. Вы - молодец!
Наталья Евгеньевна Фоминых # 16 февраля 2014 в 10:13 +2
Спасибо, Ольга Михайловна, Наталья Сергеевна за добрые слова!
Марина Анатольевна Юдичева # 16 февраля 2014 в 18:31 +3
Наталья Евгеньевна,спасибо за такую интересную композицию.С большим удовольствием прочитала ваш сценарий о нашей Вятке.Замечательные стихи подобраны про наш край.Данная композиция будет для детей не только интересной,но и развивающей.Возьму стихи себе на заметку.Удачи Вам!
Наталья Евгеньевна Фоминых # 16 февраля 2014 в 21:03 +2
Спасибо большое, Марина Анатольевна!
Ольга Анатольевна Купцова # 17 февраля 2014 в 23:14 +2
Замечательная разработка,не только дети,но и взрослые могут узнать что то новое и интересное .Стихи очень хорошие,цепляют за душу!Удачи Наташенька в творчестве и море вдохновения!
Наталия Александровна Клюка # 18 февраля 2014 в 01:00 +5
Наталья Евгеньевна, прекрасно!!! Спасибо, что пригласили меня на свою музыкально-литературную композицию. Мне было очень интересно читать Ваш сценарий. Музыкально-литературная композиция берёт за душу своим лиризмом, высоким поэтическим слогом и, думаю, не менее красивой музыкой. Как органично переплетаются три вида искусства - музыка, поэзия, живопись. Какие талантливые люди живут на Вятской земле. Как умело в ходе композиции прослеживается связь времён - от Шаляпина и Ведерникова к Бехтеревой и Шишовой и далее к сегодняшним ученикам вашей школы, которые непременно продолжат лучшие традиции Вятского края. Уверена, слова и музыка затронули самые нежные струны в душе всех участников этого удивительного концерта, вызвали чувство гордости за сою малую родину, чувство глубокого патриотизма и любви к Родине. Вы молодец, я с удовольствием отдаю Вам свой голос +1!
Татьяна Лысенко # 19 февраля 2014 в 22:46 +1
Очень интересный сценарий. Всё очень, очень понравилось.
Наталья Евгеньевна Фоминых # 21 февраля 2014 в 13:31 +1
Спасибо.)
Наталья Александровна Жданова # 21 февраля 2014 в 04:40 +1
+1
Ризида Фарадисовна Хакимзянова # 23 февраля 2014 в 20:53 +1
Замечательная идея - приобщать детей к культуре родного края, развивать патриотические качества. Удачи Вам в этом нелёгком трудоёмком деле!
Елена Анатольевна Вавилова # 9 марта 2014 в 15:28 +1
Вы молодец.Голосую!
Оксана Ерина # 13 марта 2014 в 18:32 +1
Просто замечательно
Ирина Владимировна Якимова # 27 мая 2014 в 22:00 0
Наталья Евгеньевна, с удовольствием познакомилась с Вашей литературно-музыкальной композицией! Сама являюсь поклонницей данного направления работы с детьми, составила не одну композицию, поэтому очень хорошо понимаю, какая большая работа была проведена Вами на пути её создания! Мои композиции - для дошколят, Ваша - для детей постарше! В этом и огромный интерес для меня! Синтез трёх искусств (музыка, поэзия, живопись) - как же велико их воздействие на любого человека! Уверена, их сочетание, как ничто другое, способно в полной мере сформировать у детей чувство патриотизма, гордости за своих современников, красоту родного края. Удивительные стихи, в них есть нежность, красота, какая-то тайна! А сколько юмора и "жизни" в пьесе «Танец Комара и Мухи»! Очень понравились слова Марины Васениной, которыми завершается композиция! Просто удивительно! Вам, коллега, мой голос!
Игорь Владимирович Грушевский # 11 октября 2014 в 20:52 0
Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! С удовольствием познакомился с Вашей музыкально-литературной композицией! Очень понравилась! Голос!