Конспект занятия «Знакомство с первоцветами»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятие «Знакомство с первоцветами», которое направлено на улучшение знаний воспитанников о первоцветах. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, педагогам природоведенья, воспитателям. Возраст детей 10-12 лет.
Цель: формирование экологических знаний у воспитанников.
Задачи:
познакомить с цветами-первоцветами;
развивать любовь к природе;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
развивать интерес к изучению родного края;
вырабатывать внимательность, наблюдательность;
способствовать навыку работы в группе.
Оборудование: Красная книга, планшеты, карандаши, иллюстрации первоцветов, лист с загадками, эмблемы команд, листы для записей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята!
Прошла зима и наступила…?
Ребята: Весна.
Педагог: Природа с приходом весны оживает. Как только растает снег, растения трогаются в рост. Приходит пора подснежников – первых цветов весны.
Вопрос: Как в народе называют эти первые цветы?
Ребята: На Руси считали, что первоцветы – это первые цветы лета.
Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с этими замечательными растениями. Один из самых красивых и ярких первоцветов – это, конечно, прострел (сон-трава).
Люди всегда любили цветы, посвящали им стихи, песни, слагали о них легенды.
Легенда о сон-траве.
Старуха-Зима, как известно, идет, на разные ухищрения, чтобы не дать красавице-Весне вступить в свои права. Действует обычно с верными помощниками – Стужей и Ветром. Вот как-то давно решила Зима вступить в очередной бой с Весной, напустила лютую Стужу на землю. Все цветы испугались и поникли, и только сон-трава гордо выпрямила стебелек и раскрыла свой фиолетовый пушистый цветок. Солнце заметило «сигнал» и согрело землю теплом, открыв тем самым дорогу Весне.
К сожалению, сейчас этих красивых – белых, розовых, фиолетовых – цветов осталось так мало. Они уничтожаются. Подснежниками, или первоцветами, называют цветы, которые цветут очень рано, сразу после таяния снега. Часто их еще зовут «снегурочкиными» цветами. Они начинают расти еще под снегом.
Послушайте легенду о подснежнике.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, поверила в счастье, отсюда и происходит символ подснежника – надежда.
Мы все соскучились по зеленой траве, цветам. И радуемся, увидев первые листочки на березе, первые цветы гусиного лука.
Цветы очень мелкие и летом мы их вряд ли заметим. Но весной мы им рады.
Вопрос: Какие растения, цветущие весной, вы еще знаете?
Ребята: Мать-и-мачеха, хохлатки, медуница, крокусы.
Педагог: Найдите их на иллюстрациях.
К подснежникам можно отнести мать-и-мачеху. Местами еще лежит снег, там, где припекло солнце, на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, уже в начале апреля появляются золотые цветы мать-и-мачехи. И только к лету появляются большие листья.
Вопрос: А знаете, почему это растение называют мать-и-мачехой?
Педагог: Вместе с гусиным луком зацветает мать-и-мачеха. Удивительно яркие желтые цветы мать-и-мачехи называют солнцеглядами – они поворачиваются вслед за солнцем. Листья у мать-и-мачехи появляются намного позже, они крупные, гладкие, зеленые сверху и сероватые с нижней стороны. Нижняя сторона листа покрыта пушистыми волосками. Прижмешь лист нижней, сероватой стороной к лицу, он покажется вам мягким и теплым, как мамины руки. А верхняя сторона листа жесткая и холодная – это мачеха. Полезное это растение. На цветах ее пчелы найдут первый нектар, а листья лечат кашель, отваром цветом можно промыть глаза.
Послушайте стихотворение о этом полезном растении
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
Наталия Нищева
Вслед за мать-и-мачехой зацветает хохлатка.
Вопрос: Почему так назвали этот цветок?
Ребята: Из-за хохолка.
Педагог:Молодцы правильно из-за хохолка, который есть у каждого маленького цветочка. Цветы эти собраны в нарядную кисточку. Ох, и достается хохлатке! Рвут их большими букетами, но цветочки вянут очень быстро, в воде стоят всего несколько часов, затем начинают опадать. Стоит ли из-за этого уничтожать их? Тем более, что они занесены в Красную книгу. Растение пытается выжить, но если семена взойдут, зацветет, лишь через несколько лет.
На подстилочке лесной
В конце марта под сосной
Будто бы заплатка –
Расцвела хохлатка .
Педагог: Еще один первоцвет это медуница. Медуница – цветок-загадка. Почему ее так назвали?
Цветы дают много нектара. Цветки в первые, дни у нее ярко-розовые, затем они делаются лиловыми, а старые цветочки вообще грязно-серого цвета.
1 чтец: В природе ранняя весна,
Цветов еще почти не видно.
Но тем весна видать красна,
Ей за цветок такой не стыдно.
2 чтец: Средь зеленеющей травы,
Он красно-синим фиолетом
Украсит скудные ковры
Своим разнообразным цветом.
3 чтец: Сначала красным зацветет,
Затем и фиолетом спелым.
От синевы откроешь рот,
А иногда нас удивит и белым.
4 чтец: И все на стебельке одном,
Их разное цветенья время.
Невидимый художник-гном
Раскрасил акварелью племя.
5 чтец: Шмели и пчелы как всегда
Летят нектаром насладиться.
Вот потому, через года,
Цветок зовем мы - медуницей.
гЮрЗа
Педагог: На склонах балок можно встретить еще один прекрасный первоцвет – крокус. У крокуса очень нежный и симпатичный цветок сиреневого цвета.
1 чтец: По земле весна гуляет,
Снег в сугробах быстро тает,
Травка новая растёт,
Крокус снова расцветёт.
2 чтец: Крокус маленький цветок,
Словно звёздочки сынок,
Лепестки свои раскроет,
Снегом вешним их умоет.
Носом жёлтеньким чихнёт,
Запах пчёлок привлечёт.
3 чтец: Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.
Анна Кулагина-Фурсина
Педагог: Какие мы нашли еще цветущие растения весной?
Ребята: крокус, медуница, ландыш.
Педагог: Да ребята в конце весны зацветает ландыш.
Ребята читают стихи о ландыше.
1 чтец: Ранней весною в лесу на опушке
Под кукование звонкой кукушки
Ландыш на тоненькой ножке вспорхнул
И жемчугами своими сверкнул.
Колокольчики, словно жемчужные крошки,
Бисером слёзным свисают на ножках
В смиренном поклоне и тихой печали,
Как будто с тоскою его повенчали.
2 чтец: В преданиях ландыш - символ печали,
Грустных страданий, раздумий ночами.
Там, где упали девичьи слёзы,
Ландыш расцвёл, а не розы.
Всё вобрал в себя этот цветок
Любовь и нежность, страсть и восторг.
Слёзы, душевную боль и отмщение
И ягодкой цвета крови – прощение.
3 чтец: А что за прелесть его тонкий аромат!
Сравнится с ним лишь Гефсиманский сад!
Там сказочные маленькие эльфы
На крылышках разносят аромата шлейфы!
Что может быть приятнее и проще
Лужайки ландышей в тенистой роще.
Не рвите нежный ландыш на букет,
Чтоб не исчез в природе его след!
Лилия Иванова
Педагог: Ландыш – цветок с сильным «характером». Он не жалует многих соседей по вазе и только голубоглазой красавице-незабудке делает исключение. Ландыш – любимый цветок многих народов. Во Франции даже праздник ландышей есть. На Руси много прекрасных легенд сложено об этом цветке.
Вот старинная славянская легенда.
Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, поздно гуляя по лесу, увидела она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была свидетельницей, как из ее глаз катились чистые девичьи слезы, и, упав на землю, превращались в нежные ландыши.
А вот
греческая легенда о первоцвете, который называется
Адонис весенний. В семье пастухов родился мальчик Адонис. Он вырос красивым и стройным. Его полюбила сама богиня любви и красоты Афродита. Она предупредила, что Адонису нельзя охотиться на свирепых зверей. Но однажды Адонис погнался за кабаном, забыв о предупреждении Афродиты. Нагнав кабана, он метнул охотничий нож, и в следующее мгновенье кабан набросился на юношу. Долго искала Афродита своего любимого, а когда нашла, он был уже мертв. И пожелала тогда богиня, чтобы каждую весну покрывалась земля прекрасными желтыми цветами.
Физкультминутка «Весна идёт»
Педагог называет растения, ребята внимательно слушают, если они относятся к первоцветам, то они хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами. (Мать-и- мачеха, саранка, ландыш, медуница, ирис, василек, ромашка и т.д.)
Теперь встали у своих стульчиков и повторяем движение
Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром улыбнется –
Одуванчик в шесть проснется.
(покружиться).
Педагог: А сейчас мы проведем с вами проведем командную игру
«Разгадай цветы» для этого надо разделиться на две команды. Придумать название каждой команды.
1. Задание загадки.
Загадки написаны на листах. Раздаются командам одновременно необходимо подписать название команды. На выполнения задания (3 мин.)
За каждый правильный ответ команда получает фишки.
1) Живу в семье я лютиков,
Лечу я всех подряд.
Мохнатые реснички,
Фиалковый наряд.
Ответ: (Сон-трава)
2) У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: (Подснежник)
3) Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …
Ответ: (Подснежник)
4) Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко,
Путь дорожку до зари
Освещают фонари;
На больших столбах подряд
Лампы белые висят
Ответ: (Ландыш)
5) Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились...
Ответ: (Крокусы)
6)Роса и дождь их оросили,
Они свежи и хороши.
Глазами синими России
Глядят в полях из спелой ржи
Ответ: (Васильки)
7) Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Ответ: (Ромашка)
8)Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Ответ: (Подснежник)
9)У реки на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки-
Желтые глазочки.
Ответ: (Мать- и- мачеха)
10)Из-под снега вырастают,
Раньше всех весну встречают.
Ответ: (Подснежники)
11) Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.
Ответ: (Подснежник)
12) Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Ответ: (Ландыш)
2.Задание: Создать короткий по объёму рассказ на тему
«Первоцветы окрестности Луховицкого района»
Победит команда, у которой больше названо первоцветов и интересней предложения по их сохранению.(3 минуты)
Ребята: озвучивают свои работы, и победители получают фишки.
Педагог: Ребята! Сегодня мы познакомились с первоцветами. И я, верю: прежде чем сорвать любой цветок в лесу, вы обязательно подумаете, а стоит ли их рвать? Пусть они радуют всех, пусть у них созревают семена, тогда на следующую весну вы найдете их на том же месте. И объясните своим друзьям, что все красиво растущие растения требуют охраны. Посмотрите, наши весенние цветы попали даже в Красную книгу.
Подведение итогов.
Подсчитываются фишки, и объявляется победитель.
На этом наше занятие окончено.
Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 1-2 класс
Классный час в начальной школе «Первый весенний месяц». Конспект
Весенние стихи для 2-4 классов
Сказка для детей 7-11 лет на весеннюю тематику
Похожие статьи:
Классный час на тему: «Весна пришла», 1 класс
Внеклассное мероприятие на весенних каникулах. Начальная школа
Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»
Рассказы о весне Пришвина, 1 класс
Про весну для младших школьников 1-2 класса