Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок русского языка 2 класс с презентацией. УМК " Начальная школа 21 века". Устаревшие слова

Тема урока «Устаревшие слова»
Цель урока: познакомить с устаревшими словами
Задачи урока:
наблюдение за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
развитие речи уч-ся, умения работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.
воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам

Планируемые результаты
Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют работать с толковыми словарями, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, фразеологизмах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.
Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.
Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение, замечают различия своей и чужой точек зрения.

Оборудование:
• Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. С.В.Иванов, «Вентана-Граф», 2008 г., с.82
• Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс»- М.:Вентана-Граф,2005.- с.325
• Компьютер, медиапроектор, ИД
• Карточки с заданием
Ход урока
I Орг. момент. Психологический настрой.

Слайд 1 , 2 (Тема и цели урока)

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. И потому что сегодня светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородице. С Праздником вас!
Слайд 3
А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
У меня для вас две благие вести: одна хорошая, а вторая очень хорошая.
С какой начать? ( с хорошей)
-Хорошо! Догадайтесь, что у меня на ладони:

Эта звёздочка-пушинка называется ... (снежинка)
- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Снежинка оставила в полёте удивительный узор.
Выполните такой же узор до середины строки.

Разомнем пальчики и пожелаем друг другу успеха. ( Разминка) И я вам желаю удачи.

У вас на партах конверты-сундучки с пожеланием. Откроем их в конце урока.

- Работа по каллиграфии..

Пусть воркуют птицы! Пусть капель поет!
Светлые страницы жизнь пускай несет!
А благие вести в них мы запишем сами.
В праздник Благовещенье радуйтесь все с нами!

- Элементы какой буквы спрятались в узоре? Пропишите на следующей строке пять заглавных и строчных букв С с. Лучшую пару обведите в рамочку.

Следим за осанкой.

II Словарная работа
Словарные слова на букву С. Диктуют дети, записывают с комментированием.
Собака, сорока, суббота, соловей , спасибо, секрет.( первые пять слов знакомые слова , а последнее новое)

Характеристика звука ( С)

Относительно звука (с) какое слово лишнее?( секрет)
- Это новое словарное слово , запомните его написание.
- Что такое секрет? (Это тайна) Секрет и тайна –как можно назвать эти слова? (синонимы)
- Повторим, что такое слова синонимы
- Какие тайны бывают? (военные, тайна имени, женские, тайны русского языка)
- Молодцы!
- А что нам помогает открывать тайны?
Сегодня на уроке мы будем открывателями новых тайн русского языка.

А вот теперь очень хорошая весть: что у меня в другой руке?
Правильно - ключ!
А кто мне скажет, что это за слово? (Многозначное, перечисляют значения этого слова : бывает к шифру, басовый, скрипичный, к замку)

-А у этого слова есть омоним? (да, ключ – вода, бьющая из-под земли)

А у нас ключ к сундучку со знаниями.

Сегодня это старинный бабушкин сундучок, в котором хранятся … А что, сейчас узнаем.

Открываем сундучок! (Звучит музыка) Слайд 4 ,5

I. Актуализация знаний, введение в проблему.
Представьте себя в старинном городе).

Нас встречают люди ( щелчок по картинке), они о чем-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).
• Ребята, вы поняли, о чём говорят люди?
• Почему мы их не понимаем?
• Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.
• Какие непонятные слова услышали?
(Кольчуга, боярин, кафтан, десница)

-А как узнать значение этих слов?
Откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование этих слов. ( Чтение сопровождается показом иллюстраций,

Слайд 6, 7, 8, 9____
Запишите толкование любого слова в тетрадь .Слайд 10.

-Как мы можем назвать эти слова?

-Мы употребляем в речи эти слова?

II. Постановка темы и цели урока.
-Как же мы назовем такие слова, которые устарели?
Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. (Устаревшие слова – тема нашего урока).
Слайд 11
Мы будем знакомиться с устаревшими словами, объяснять и понимать значения этих слов.

Учебник, с. 86, рубрика «Тайны языка»
Самостоятельное чтение статьи учениками.

Сегодня на уроке мы открыли старинный бабушкин сундучок, в котором хранится много устаревших слов.

Объяснение новой темы:
- А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова?
- Для чего нам надо знать их значение? ( В сказках, в былинах…)
Вы любите сказки? Замечательно!
I. Работа в группах.
Слайд 12
Сказка «Конёк-горбунок» Петра Павловича Ершова написана в 19 веке (1834 году). Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими.
Каждая группа работает над отрывками из этой сказки, ищет в них устаревшие слова и пытается объяснить их значение.
Ребята потом поделятся с нами, что же интересного они узнали.
Итак, 1 группа. Слайд 13
1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.
В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град.
2) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь Слайд 14.
Слайд15
3) Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя.
А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете, почему? ( нет дел)
4) Град – так в старину называли город. Слайд 16
2 группа Слайд 17
1) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами
В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян.
2) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь Слайд 18
3)Слова сафьян и кушак употреблялись в старину.
4) Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть. Слайд 19
5) Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. Слайд 20)
Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? ( Синонимы) Итак, мы видим еще одну причину исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.
3 группа. Слайд 21
1) Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
2) В этом отрывке мы встретили такие слова: вершок, аршин.
3) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь Слайд 22
4) Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. Слайд 23
5) Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см. Слайд 24

А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? ( словарная статья в учебнике) Получается , он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1м55см ), а его уши? (Слайд 25
Сообщение ученика Рост конька горбунка.

Конёк-горбунок "ростом только в три вершка". Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. Многие думают, что рост конька, таким образом, был равен 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека - сколько вершков сверх двух аршин, для коня - сверх одного. Это значит, что рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом
Физкультминутка Слайд 26
Выполняем упражнения за мной. И по-возможности, запоминаем, какие части тела я называю и показываю. Повторяйте.
Встанем
Улыбнёмся мы устами,
И пощелкаем перстами,
Десницы тянем высоко,
Опускаемся легко.

Приложили длань к ланите –
и потрите, и потрите.
Поморгаем мы очами
и потрите ваши длани.
Зарядилися мы впрок
Чтоб продолжить наш урок

Какие слова вы поняли? Что они означают?

5. Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? Слайд 27

– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова?
(выслушиваются версии).
Давайте проверим. Слайд 28. Запишите их в тетрадь в столбик.

А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?
Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас.
Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Записываем: Слайд 29

Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст- перстень
(Выделите корень)

V. Проверка усвоенного.

Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.
Слайд 30 ).

Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово.

Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. Слайд 31

Кушак – пояс
Перст – палец
Седмица – неделя
Аршин – 71 см
Вершок- 4,4см
Длань - ладонь

VII. Итог. Слайд 32

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вам понравился урок?
- Что вы узнали?
(Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.)

- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?
(Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.)
- Какое задание понравилось больше?
- Кому было трудно на уроке?

Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы!
Мне ваша работа на уроке очень понравилась. Особо хочу отметить
Старались …. Пожелаю быть активнее…. Вы можете… И все у вас получится.

На следующем уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами.

И в память об этом уроке вам закладки в форме ключа.

Приложите к конверту, к замочку и прочитайте слово.

Какое это слово? (Умница) Это моя оценка вашей работы на уроке.

Ключ – закладка будет помогать вам открывать тайны русского языка и будет своеобразным талисманом.

Откройте конвертик . Там монетки: золотая, серебряная и бронзовая.

Слайд 33
-если вам было трудно на уроке и вы не поняли тему, выберите бронзовую монетку(коричневую),
-если вам понравилось работать, но вы испытывали небольшие трудности- выберите серебряную (серенькую),
-а если вам было легко и вы все поняли –золотую .

Положите мне в сундучок.
Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке.

На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.

А у меня в сундучке – много золота. Я очень рада, ведь ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как знания и вежливость.

Слайд 34
VIII. Домашнее задание. - Найти в русских народных сказках устаревшие слова. Составить словарик устаревших слов по сказкам.
Выполнить упр.2 стр.86
Слайд 35
Презентация на тему: Устаревшие слова

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Выпускной в начальной школе. Сценарий праздника
Опубликовано: 3347 дней назад (27 сентября 2015)
Просмотров: 12286
+3
Голосов: 3
Валерий Григорьевич Вершинин # 27 сентября 2015 в 18:44 +1
Здравствуйте, Галина Григорьевна! Мне понравился конспект вашего урока. Примите мой голос. Жалко, что не открыты слайды. Я так и не понял, есть ли на них значения слов ЧЕЛО-ЛОБ, УСТА - ГУБЫ, ОЧИ - ГЛАЗА, ДЕСНИЦА - РУКА, ЛАНИТЫ - ЩЁКИ? Хорошо, что в физкультминутке использованы устаревшие слова.
Галина Григорьевна Кичигина # 27 сентября 2015 в 22:19 +1
Здравствуйте , Валерий Григорьевич! спасибо за голос! Почему не открыты слайды, не понятно. Значения устаревших слов появляются по щелчку, по мере объяснения их учащимися.
Валерий Григорьевич Вершинин # 28 сентября 2015 в 10:31 0
Галина Григорьевна! Вот теперь все слайды есть, всё хорошо проиллюстрировано. Молодцы!
Елена Вячеславовна Акимова # 8 октября 2015 в 19:54 0
Здравствуйте! Очень интересный урок. Грамотно построен. Обязательно возьму Ваш конспект себе на заметочку.