Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительское собрание «Буллинг в школе». Конспект

Родительское собрание в школе на тему «Буллинг в школе: причины, последствия, помощь»
Цель: повысить компетентность родителей в отношении понятия «буллинг», обозначить основные признаки того, что ребенок подвергается «буллингу» в группе сверстников.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «буллинг»;
- формировать активную педагогическую позицию родителей;
- научить родителей распознавать ситуации травли;
- познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга.

Аннотация.
Одной из актуальных проблем последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В.
Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний.
В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам,
более слабым по статусу, физически или психологически.
В настоящее время буллинг рассматривается учеными как серьезная проблема, влекущая не только психологические и социальные последствия (апатия, тревожность, раздражительность, одиночество, агрессивное и
суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, риски вовлечения в криминальные группировки, дезадаптация и т. д.), но и соматические (головокружения, головные боли, нарушения сна, энурез,
физические травмы).
Сложившаяся ситуация в образовательной системе подчеркивает необходимость профилактики буллинга, ориентированную на обучающихся, их родителей и педагогический коллектив.
Одной из задач профилактики буллинга является психолого-педагогическое просвещение родителей.
Проведение профилактических мероприятий позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.

Содержание материала
Все знают, что в любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для большинства школьников. Одни участвуют в этом процессе непосредственно, в качестве агрессора или жертвы. Другие — большинство — пассивно, как очевидцы и свидетели.
Всемирная организация здравоохранения проводит периодический мониторинг аспектов поведения школьников, влияющих на их здоровье. Один из разделов посвящён насилию в школах. Вот картина в цифрах. По данным за 2018 год регулярному насилию в наших школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.
Но как-то так получилось, что у процесса, в который вовлечены миллионы детей и подростков (и, возможно, десятки миллионов взрослых), нет обобщающего русского названия. Поэтому психологи и педагоги стали пользоваться англоязычным термином «буллинг» (bullying), который как раз и означает всё вместе: моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство.
Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема. В странах Евросоюза не раз проводились совещания на уровне министров образования и вырабатывались законодательные меры по его профилактике. Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и даже международном уровне. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это явно невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, - а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий.
Люди привыкли думать, что организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально неразвитые дети из «неблагополучных» семей, пытающиеся таким образом компенсировать свою ущербность. На самом деле в этой группе могут оказаться вполне приличные детки вполне приличных родителей. Ущербность, конечно, имеет место быть, но другого, скорее нравственного порядка: готовность идти к цели по головам, неумение сопереживать и сочувствовать, искажённость моральных ориентиров, гипертрофированное стремление к лидерству и популярности.
Вожака всегда поддерживает группа последователей, состоящая из детей, которые не могут или боятся противостоять влиянию лидера, боятся сами оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, привыкшие к насилию дома или просто развлекающиеся таким образом.
Все дети очень разные, и особенностью, из-за которой сверстники могут начать обижать ребенка, может стать абсолютно любая его черта: внешность, успеваемость, черта характера. Однако это теоретически. А на практике большинство учителей благодаря своему опыту могут сразу сказать, каких детей обижают в школе.

Чаще всего это:
Дети с ярко выраженными особенностями внешности (маленький или очень высокий рост, полнота, какой-либо дефект или черта, выделяющие ребенка среди других);
• Дети из неблагополучных семей. Часто они одеты хуже других детей в классе, плохо учатся, опаздывают;
• Медлительные, рассеянные и невнимательные по природе дети;
• Дети, которые выглядят «забитыми». Это может быть школьник, который уже перенес какие-то унижения и обиды от сверстников, а может быть и первоклашка опять же из неблагополучной семьи, который забит в прямом смысле этого слова.
• Агрессоры. Вспыльчивые, драчливые, они готовы броситься на каждого, чей взгляд показался им недостаточно дружелюбным. Такое поведение может вызвать не страх, а напротив, насмешки одноклассников, которые будут дразнить задиру специально.

С другой стороны, попасть под прицел насмешек может и самый уверенный, спокойный и «благополучный» ребенок. Небольшой промах или раскрытый напрасно секрет о первой любви могут вызвать серьезный и отрицательный для ребенка отклик в детском коллективе.
Итак, в роли жертвы может оказаться практически любой. Группа может затравить даже физически и интеллектуально сильного ребёнка. Но чаще всего, жертву выбирают из детей-изгоев и «не таких» как все. Критерий может быть почти любой, достаточно прицепить ярлык: тупой или сильно умный, наглый или тихоня, быдло или мажор, коротышка или дылда, не так разговаривает, не так одевается, ботан, гомик, рыжий, чурка…
Ничуть не лучше, если ваш ребёнок сам участвует в насилии и тем более является заводилой. Большинство из таких детей растут одинокими, так как дружба, основанная на страхе, не бывает искренней и прочной. Сам школьный тиран почти всегда это чувствует и нередко страдает от этого.

Сами дети часто скрывают, что их преследуют и травят одноклассники: обращайте внимание на тревожные«звоночки». Нужно немедленно выяснить, всё ли в порядке, если ребёнок:
постоянно находится в подавленном настроении;
• стал получать низкие оценки;
• ищет предлоги, чтобы не идти в школу;
• по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
• приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями;
• то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
• отказывается выходить играть во двор;
• часто приходит домой с синяками и ссадинами;
• не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
• стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах.


Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга
Универсального ответа на этот вопрос быть не может. Слишком многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности вашего ребёнка. Жертва буллинга чувствует себя одинокой, ей как никому нужен друг, защитник, советчик. Кто должен им стать, если не родитель? В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет. Поговорите с ребёнком, пусть он знает, что вы на его стороне и готовы помочь. Только постарайтесь обойтись без выпытывания подробностей, если он не готов их обсуждать, и без навязчивых, обязательных к исполнению советов. Прежде чем давать их, взрослый должен сам как следует разобраться в ситуации, обдумать её, почитать литературу или ещё лучше — поговорить с психологом. Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».
Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.

Стоит ли вмешиваться?
Некоторые родители сгоряча хотят разобраться с обидчиком самостоятельно, пригрозив или даже применив физическую силу. Не поддавайтесь эмоциям! Помимо того, что вы вступаете в нечестный «бой», ребенку такая помощь сделает только хуже, ведь он станет в глазах сверстников ябедой.
Кто-то советует ребенку научиться давать сдачи – это тоже не лучший путь. Так вы дадите сыну или дочери понять: кто сильнее, тот и прав. Искаженная реальность, жестокость и агрессия – разве так вы хотите решить проблему вашего ребенка?
Разговор с родителями зачинщика конфликта может быть хорошим вариантом, но следует учитывать то, какие это люди (если, к примеру, родители асоциальные, пьющие, беседа вряд ли сложится). В любом случае разговаривать надо спокойно, без нападок, стараясь понять и вторую сторону. Ведь никто не хочет признать, что это его отпрыск в чем-то виноват.

Кому жаловаться, если ребенка обижают в школе?
Беседа с классным руководителем может быть результативной, если он заинтересован в детях, действительно старается помочь своим подопечным и решить их проблемы. Воспитательная беседа учителя принесет эффект особенно в младших классах, когда авторитет педагогов еще высок.
К сожалению, иногда помочь может только обращение в вышестоящие инстанции. Напишите заявлению инспектору по делам несовершеннолетних, поговорите с завучем или директором школы. Вы можете отправить письмо с жалобой в Министерство образования, а также в местный департамент образования. В случае если речь идет о серьезных нарушениях прав вашего ребенка, ничто не будет лишним. Ведь школьник проводит в стенах учебного заведения большую часть своего времени, а страдания, приносимые обидчиками, наносят ему глубокую психологическую травму.Если не вы, то кто ему поможет?

Стоит ли перевести ребенка в другую школу?
Перевод в другую школу остается крайним вариантом в случае, если больше ничего не помогает. Учитывайте, что адаптация к новому коллективу – это дополнительный стресс. При этом никто не может гарантировать, что в другой школе ситуация не повторится просто из-за страха ребенка и его настроя на волну неудач.

Как сделать ребенка более уверенным в себе?
Хороший вариант – спортивная секция. Но цель в таком случае должна быть не научить ребенка драться, а именно придать ему уверенности в себе. Такой же эффект может принести и любое другое серьезное занятие, к которому можно привлечь ребенка – рисование, музыка, уход за животными. Вдобавок новый, внешкольный коллектив позволит почувствовать свободу от школьных отрицательных установок. А успешный, морально сильный человек, даже если он выглядит не так, как все, своим самоощущением постепенно вызовет уважение даже у самых отпетых хулиганов.
Дайте ребенку понять, что он – Личность, достойная уважительного к себе отношения. Поддержите его и помогите реализовать себя вне школьных стен.
В любом случает, «спрятать» ребенка от проблем нельзя. У детей недостаточно развиты коммуникативные навыки, они учатся, взаимодействуя с разными людьми. Не надо занимать позицию «уберите его из класса», дети должны переживать разные моменты и учиться решать конфликтные ситуации, иначе в будущем им будет очень сложно. Значит, мы – взрослые – должны помочь научиться правильно реагировать на внешние раздражители.

А если ребёнок является инициатором буллинга, это тоже проблема? Почему он это делает? ( насилие в своей семье, импульсивный характер, агрессивный, физически сильный ребёнок, нарушитель дисциплины) Что делать тогда? (создать обстановку для изменения поведения, не наказывать – это разовая мера, понять мотивацию)

В любом случае,
1. Обратить внимание на своего ребёнка
2. Научить различать ситуации шутки и буллинга
3. Давать ребёнку чувство защищенности
4. Интересоваться школьной жизнью ребёнка
5. Говорить слова поддержки

Давайте обратимся к своему ребёнку со словами поддержки.
Обратитесь к нему со словами поддержки (выдать карточки)
Я рядом
Я в тебя верю
Ты замечательный
Я тобой горжусь!
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!
Ты лучше всех!
Я очень люблю тебя!

Что вы почувствовали? Такие же чувства будет испытывать ваш ребёнок, повторяйте это каждый день. И тогда риск попадания ребёнка в ситуацию буллинга снизится.
Спасибо за беседу!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание, 5 класс. Домашнее задание Первое родительское собрание в 5 классе Родительское собрание в 5-6 классе. Конспект Конспект беседы с родителями. Родительская любовь

Похожие статьи:

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание «Закаливание, профилактика простудных заболеваний», 5-6 класс

Родительское собрание на тему «Предупреждение детского травматизма», 5-6 класс

Родительское собрание отцов в 5 классе

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в школе | План профессионального самообразования учителя математики
Опубликовано: 276 дней назад (21 марта 2024)
Просмотров: 1191
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!