Формирование функциональной грамотности на уроках математики в школе
Самообразование на тему «Функциональная грамотность. Формирование функциональной грамотности на уроках математики»
Цели темы самообразования:
- способствовать формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся через применение различных образовательных технологий;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики в рамках перехода на ФГОС;
- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; Задачи темы:
1. Обеспечить внедрение в практику своей деятельности инновационных способов, форм и технологий обучения, ориентированных на формирование и развитие у обучающихся математической грамотности.
2. Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования.
3. Овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
4. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики.
5. Повысить мотивацию и качество знаний учащихся, развить творческие способности, логическое мышление.
6. Создать условия для полноценного развития деятельности учащихся во время обучения математике, для их нравственного, интеллектуального, духовного развития.
7. Воспитывать социально-активную, интеллектуально-развитую личность.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. С введением Федерального государственного образовательного стандарта в российских школах понятие «функциональная грамотность» приобретает все большую актуальность.
Термин «функциональная грамотность» впервые прозвучал на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности, проводимой под эгидой ЮНЕСКО в Тегеране 1965 году.
А. А. Леонтьев:
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все, постоянно приобретаемые в течение жизни, знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
1. Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
3. Способностью строить социальные отношения.
4. Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Наталья Федоровна Виноградова - российский ученый в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор.
Основные направления формирования функциональной грамотности.
Есть много разных направлений ФГ (несколько вариантов на слайдах).
В исследовании PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть направлений:
- математическая грамотность
- читательская грамотность
- естественно – научная грамотность
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции [/b]- сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде и при участии в решении глобальных проблем.
-креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. - Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и
достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер. Виноградова Н.Ф. Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников всех возрастов.
Одна из ключевых проблем формирования функциональной грамотности это психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
-неустойчивое внимание;
-недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
-недостаточное развитие способности к переключению;
-леворукость;
-недостаточное развитие мелкой моторики;
-нечеткость в воспроизведении временной последовательности и пространственной;
-снижение слуховой и зрительной памяти;
-недостаточная способность к запоминанию;
-слабо развитое словесно-логическое мышление;
-пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
-неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности.
Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Способы формирования ФГ на уроках математики:
- изменение основных средств обучения (учебные ситуации и задания);
- нестандартные формы методической работы;
- новые формы внеурочной деятельности.
(нетрадиционные формы методической работы, к числу которых относят: проектирование, брифинг, инструктаж - краткое мероприятие, в ходе которого организатор доводит до присутствующих некую информацию, педагогический бой, брейн-шторм, мозговая атака, эстафета педагогического мастерства, КВН, музыкальная гостиная, разгадывание педагогических кроссвордов, литературная газета, тематические выставки и т.д.) Средства для формирования функционального математической грамотности: учебные задания, учебные ситуации (таблица умножения на 9 на пальцах, китайский способ сложения чисел, запоминание значения Пи)
Для развития ФГ у обучающихся (с нормой интеллекта и с отклонениями) обязательно имеет место технология проблемного обучения: зачем для чего изучать математику.
В общеобразовательных школах при подготовке к ОГЭ первые 5 заданий как раз направлены на ФГ обучающихся. Но сложнее объяснить ребенку, для чего ему знать тригонометрические функции, логарифмы, графики функций, интегралы…
В коррекционной школе ФГ формируется с 1 класса и абсолютно на каждом уроке, и практически на каждом этапе урока, т.к. первостепенная задача коррекционной школы – это социализация особенных детей. На каждом уроке при работе с обучающимися с ОВЗ присутствует развитие ФГ. Начиная с организационного этапа («какое сегодня число, сколько сегодня уроков, во сколько начался урок, сколько шагов до столовой, сколько тебе лет») до рефлексии, где каждый делает вывод, где в реальной жизни ему могут пригодиться знания, полученные на уроке. С элементарных понятий один - много, большой - маленький, одинаковые, равные по величине, учатся различать форму предметов, называть геометрические фигуры; формируется умение по словесному описанию находить предметы по названию, цвету, размеру и т.д.
Также, экономические отношения играют в наши дни огромную роль. С первых дней в школе необходимо формировать финансовую грамотность обучающихся. Так, первое представление о деньгах дети получают, играя в магазин, но настоящую цену заработанному они узнают, когда вступят в самостоятельную жизнь. Им нужно знать и уметь: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его, уметь пользоваться безналичным расчётом (банковской картой).
Параллельно с формированием математической грамотности формируется функциональная финансовая грамотность.
Функциональная финансовая грамотность – умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Особенности содержания занятий для школьников с ОВЗ.
В работе с обучающимися ОВЗ необходимо учитывать принцип доступности, не допуская излишнего упрощения материала.
Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
В специализированных учебниках и рабочих тетрадях приводится большой выбор задач из реальной жизни.
Трудности, которые могут возникнуть у любого ребенка при решении задач:
- «большая задача – не хочу читать», пока ребенок читал – забыл, о чем читал … (нарушение понятийного чтения).
- для многих учеников задачи не вызывают большого интереса, т.к. они далеки от представленных ситуаций. Здесь на помощь приходит фантазия учителя, т.е. некоторые задачи адаптируются учителем под своих учеников, учитывая их социум и жизненные навыки (пример из учебника, сборник задач Евгения Ал.).
Примеры задач для 8 класса, обучающихся по специальной адаптированной программе.
Беседа о важности витаминов в организме.
Такого рода занятия помогают повысить у обучающихся мотивацию к изучению предмета, развивать аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.
Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требую повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Для этого акцент делается на то, что задача может иметь несколько решений.
В моей практике в работе с особенными детьми, подобные логические суждения способны делать единицы, в лучшем случае обучающиеся выполняют задания по представленному шаблону.
В 10-11 классах подросткам предлагаются такие задания (примеры и задачи), в которых не только повторяют учебный материал по предмету, но и получают дополнительные знания, умения и навыки:
-решение задач с недостающими данными;
- задачи профильной направленности, где предлагается помочь строителю подобрать материал, повару составить определенный рецепт, учитывая количество продуктов, закройщику раскроить материал и пр.
- задачи на нахождение цены, количества, стоимости;
- решение геометрических задач, связанных с жизнью (сколько нужно закупить плинтуса для комнаты стандартной формы 5 на 6 кв. метров)
- задачи на составление бюджета семьи. Рассматриваются вопросы: «Что такое бюджет?», «Из чего складывается бюджет семьи?», «На что может расходовать деньги семья?».
С младшем звене широко используются интерактивные технологии в формировании математической грамотности. В игровой форме развиваем математические представления: «Расставь по порядку», «Дорисуй цифры», «Посчитай», «Сравни» и др. Наглядность материала и доступность информации – принципы коррекционной педагогики.
Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает математическую грамотность, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функциональной грамотности личности. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для школьников с нарушением интеллекта основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Таким образом, функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Вывод: развитие математической функциональной грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграция в общество.
Функциональная грамотность. Формирование функциональной грамотности на уроках математики. Презентация