Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технология воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения

Доклад. Технология воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию конспект доклада. "Технология воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения", который основан на принятии ФГОС. В публичном докладе затронуты основные цели и задачи духовно-нравственного воспитания, формы работы с обучающимися образовательного учреждения в данном направлении, раскрыты основные принципы и результаты использования технологии по ФГОС. Предоставлена сравнительная характеристика на примере урока по "Основам религиозных культур и светской этики". Также приведен пример использования данной технологии в новом учебном предмете "Шахматы".
Цель: знакомство участников методического объединения с технологией духовно-нравственного воспитания.
Содержание материала.

Технология (мастерство, умение; слово, учение) - это система предложенных алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату.
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание.
Духовность – отношение человека к душе, духу, Богу, Церкви, вере. (В.И.Даль)
Нравственность – способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено: «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.

Основные направления духовно-нравственного воспитания.
Цель: целенаправленное формирование морального сознания, развитие духовности, нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
- формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей;
- образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
- развитие толерантности в общении обучающихся;
- формирование уважительного отношения к старшему поколению, развитие интереса к истории Родины, воспитание чувства гордости за историю и социально-культурные достижения родного края.

Эти направления и задачи нашли отражение в обязательном предмете в начальной школе – «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе.
Согласно ФГОС, изучение предметной области данного предмета должно обеспечить:
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
-воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
-знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

В этом учебном году на смену курса "Основы религиозных культур" ввели предмет "Шахматы".
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз:«Мы все – одна семья».

Принципы духовно-нравственного воспитания:
принцип ценностной ориентации
, т.е. формирования системы ценностей подростка;
принцип личностно ориентированного подхода использование особых форм и методов работы с учётом психологических особенностей каждой возрастной социальной группы;
принцип системно-организационного подхода скоординированная целенаправленная работа всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
принцип сохранения исторической памяти народа понимания реалий настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего;
принцип воспитания на традициях культурных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России), боевых (бережное отношение к героизму прошлого, празднование великих для России событий и дат), трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства);
лингвистический принцип (сохранения и развития русского язы¬ка как средства межнационального общения и языка своей нации).

Воспитание нравственной культуры младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей.
В нравственном воспитании культуры младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника.


Результаты использования технологии по ФГОС.
- Личностные результаты.
- Метапредметные результаты (результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную, жизненную деятельность).
- Предметные результаты.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
- формирование образа мира как единого и целостного, воспитание доверия и уважения к истории и культуре родного Отечества;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы исторических и культурных традиций народа России;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области гуманитарных и социальных дисциплин;
-умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс Самоуправление в начальной школе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Урок по ритмике в 1 классе | Открытка с розами из атласных лент на День рождения своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2898 дней назад (16 декабря 2016)
Просмотров: 8429
+1
Голосов: 1
Мария Анатольевна Блинова # 17 декабря 2016 в 05:52 +1
Цель автора знакомство участников методического объединения с технологией духовно-нравственного воспитания.
Результатом явилось:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы исторических и культурных традиций народа России;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области гуманитарных и социальных дисциплин;
-умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.Голос.
Мария Михайловна Михайлова # 20 декабря 2016 в 08:52 +1
Очень важная тема в наше время.Хотелось бы, чтобы все педагоги подходили к своей работе так же ответственно, как автор данной статьи.
Ольга Макаровна Брухно # 4 апреля 2017 в 14:21 +1
Статья отличается логикой и конкретикой изложения материала. Понравилась последовательность автора: от принципов духовно - нравственного воспитания до конкретных примеров проведения курса "Шахматы". Материал можно использовать для самообразования классного руководителя.