Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок русского языка - деловая игра, 9 класс. Культура речи

Конспект урока русского языка в 9 классе в форме деловой игры на тему: «Культура речи - культура общения»
Цели урока:
(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;
(развивающая) формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
(воспитательная) воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.
Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах
Оборудование: на стенах развешены высказывания великих писателей, философов о слове и языке:
1. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
2. «В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще таких не знаешь слов». Г. Остер
3. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
МОТИВАЦИЯ:
«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:
- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.»
М.Горького
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер – классе?
Вступление
Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной проблеме - культуре речи.
• Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?
• Почему эта проблема так актуальна в последнее время?
В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускается все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью.
• Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?
Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих!
Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.
Сейчас я вам предложу 2 очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно. Проинсценируйте эти ситуации
1. Ученик опоздал на урок, который уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыл тетрадь. Как в такой ситуации ведет себя учитель и ученик
2. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....
(Участники игры анализируют действия учащихся
Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».
Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.
Каждая группа получает 5 предложения со словами, которые нужно правильно прочитать.
1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
3. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.
4. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
5. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
****
1 Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
3. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.
4. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.
5. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.
6. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.
Вывод: постановка ударения в часто встречающихся словах тоже иногда вызывает затруднения.
Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон.
Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному произведению Ильфа и Петрова « 12 стульев» режиссером Л. Гайдаем (Смотрим фрагмент).
- Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?
(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)
Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена, многим не помешает его расширить.
• Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?
Каждая группа получает конверт с заданием: собрать фразеологизм

Мы поговорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.
А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?
Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи».
Приятно ли вам было слушать такие слова?
- Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты.
Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.
Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Очень часто наше молодое поколение использует эти слова в своей речи. Давайте попробуем обойтись без них.
Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)
1. - Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса.
2. - В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.
3. - Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!
4. - Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!

Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.
Цитата из Библии:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим»
Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю.По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.
Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в школьной среде.
Как бороться с этим уродливым явлением?
• каждому самому следить за своей речью;
• принять закон, запрещающий сквернословить;
• прививать культуру речи;
• не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями
Издревле мат именуется сквернословием - «скверно»
В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина... нравственное растление».
Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.
Заключение
Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Опубликовано: 1080 дней назад (5 февраля 2019)
Просмотров: 2254
Рубрика: Мастер-класс
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!