Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока математики для 3 класса "Площадь треугольника. Решение практических задач"

Конспект урока математики "Площадь  треугольника. Решение практических задач"
Образовательное учреждение – МАОУ гимназия № 26,  г. Томска
Предмет: математика (по системе Л.В. Занкова)
Класс 3
Планируемый результат: использовать готовые модели (диаграмма) для объяснения явлений,   используя дополнительные источники информации (на электронных носителях, в Интернете)  находить факты, относящиеся к жизни.
Цель: установить связь между площадью прямоугольника и треугольников, получившихся в этом прямоугольнике; вывести формулу площади прямоугольного треугольника, развивать умение самостоятельно находить информацию, формировать умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли, воспитать  уважение к товарищам.
Продолжительность – 1 урок
Аннотация
Обучающиеся работали с готовыми электронными образовательными ресурсами. Мультимедийное пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» содержит все области знаний, снабжено  видео и аудиофрагментами,  анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.  Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия охватывает такие предметы, как русский язык, окружающий мир и математика. Обучающиеся на уроке находят необходимую информацию по ссылке  и в сети Интернет.
На уроке присутствует как индивидуальная работа, так и работа в группе, которая позволяет всем детям участвовать в обсуждении, высказывать,  проверять свои предположения, делиться своими догадками.
Оборудование: нетбуки,  презентация, выполненная в  программе ActivBoard, мультимедийное пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», использование сети интернет, использование папки «Сервер-общая папка» (на рабочем столе).
Введение в тему
Что видите на слайде?
  




Территория Томской области, Красная площадь Москвы, футбольное поле  и поле, засеянное пшеницей.
Что общего между этими иллюстрациями? (Все это можно отнести к площади, то есть о каждой местности можно сказать понятием «площадь»).
Формулирование темы
Сформулируйте тему урока.(Площадь фигуры)
Это новая для нас тема? (Нет)
Тогда зачем мы взяли ее на урок? (Видимо, наши знания расширятся по данной теме).
Актуализация знаний.
Вспомните,  что вы  знаем по теме (Определение площади, формулу нахождения площади прямоугольника и квадрата)
Ситуация успеха
Откроем мультимедийное пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», математика 1 часть, урок задание № 13.
Какие знания нам  пригодятся для того, чтобы правильно выполнить задание? (Знание формулы нахождения  площади прямоугольника, знание таблицы умножения).
Задание: определи площади прямоугольных полей. Щелкни по верному значению.
Подробно задание говорит  помощник: прямоугольные поля одинаковой длины засажены разными культурами (ячмень, овес, рожь). Нужно определить их площадь. Ты помнишь: сторона квадратного метра равна 1 метру. Учитывая это, догадайся, сколько квадратных метров содержится в поле, засаженным ячменем? Щелкни по правильному ответу. Теперь определи площадь участка поля, засаженного овсом. Сколько в нем квадратных метров?  Щелкни по правильному ответу. Определи значение площади прямоугольного участка, засаженного рожью. Щелкни по верному ответу.
По каким критериям будем оценивать задание? (Правильность выполнения задания).

Во сколько баллов оценим это задание?
1 вариант: оценить в 3 балла. Нахождение площади каждой фигуры – 1 балл. Итого – 3 балла.
2 вариант: 1 балл, так как тема пройдена уже давно и отработана. Поэтому оценить нужно строго.
Обучающиеся предложили два варианта оценивания.
Задание № 13: выполните задание самостоятельно.
Обучающиеся выполняют самостоятельно проверяют с помощником
Оцените выполненное задание.
Обучающиеся оценивают 1 балл или 0 баллов
Задание выполнено всеми обучающимися успешно.
Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Значит, доказали, что площадь прямоугольника вы умеете находить.
Ситуация затруднения.
Откройте математика 1 часть, задание № 20. Тема: нахождение площади треугольника.
Задание: Вычисли площадь той части поля, которая не принесла урожая. Введи числа в заготовки.
Ребята,  площадь какой фигуры вам необходимо найти? (Площадь треугольника)
Знаем формулу  нахождения площади треугольника? (Нет)
Послушайте подробно задание.
Подробно задание говорит  помощник: А как узнать площадь треугольника? В треугольник затруднительно уложить квадратные мерки. Но, все же, у него есть площадь. Посмотри, поле квадратной формы со стороной 8 метров плотно засеяли одной культурой.  Затем часть поля обработали удобрением.  Теперь поле разделено на 2 равные части в форме треугольника Зеленая часть поля плотно покрыта урожаем, а вот на другой стороне ничего не растет. Видна только коричневая земля. Попробуй с помощью вычислений определить площадь той части поля, которая не принесла урожая.
Попробуйте самостоятельно выполнить задание, опираясь на уже полученные знания.
Обучающиеся выполняют самостоятельно.

Проверка выполненного задания.
Было ли затруднение? (Да)
В чем возникло затруднение? (Не умеем находить площадь треугольника)
Что получили в итоге выполнения задания? (Обучающиеся говорят решение)
Какие знания и умения вам пригодились? (Умение находить площадь квадрата)
Постарайтесь вывести по данному решению формулу нахождения площади треугольника
Обучающиеся обсуждают  в группах
Какие знания приобрели за урок? (Научились находить площадь треугольника)
Решение практической задачи
Послушайте стихотворение
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
Почему я взяла о хлебе стихотворение? (Обе геометрические задачи были о зерновых, которые посажены на полях).
Значение каких слов неизвестно вам?
Словарная работа
1. До XVIII в. хлеб в России пекли из цельной муки, то есть получаемой после помола зерна, от которой иногда отделяли только отруби. В конце XIX в. была разработана система сит, позволявшая делить муку на 5—6 видов. Таким образом, в XIX в. любая мука, поступающая с мельниц в пекарни, проходила процесс пеклевания, и называлась пеклеванной. В связи с этим отпал, утратил смысл термин пеклеванный хлеб, так как хлеб из цельной муки ныне уже нигде и никто не печет. Весь хлеб  —сортовой, а мука — вся прошедшая через сита.
2. Ха́ла — еврейский традиционный праздничный хлеб.
У нас в России каждый год многие площади полей засажены зерновыми, в том  числе, пшеницей. Но каждый год собирают разное количество урожая.
Откройте сервер-общую папку (на рабочем столе), документ Диаграмма
Диаграмма: Урожай пшеницы в России за предыдущие года (данные в миллионах тоннах, например, 20 млн. тонн)


На диаграмме показана урожайность пшеницы в России за несколько предыдущих лет. Как вы думаете, диаграмма полная? (Нет. Нет данных за 2013 год)
Задание для работы в группах:
1. Прочитайте  диаграмму
2. Пользуясь Интернетом, найдите данные об урожайности пшеницы в России в 2013 году
3. Сделайте вывод
Обучающиеся работают в группах
Если обучающиеся не смогут самостоятельно найти нужную информацию в сети Интернет, то они  могут воспользоваться Сервер-общей  папкой на рабочем столе, куда предварительно отправила ссылку на статью «Урожай пшеницы в России в 2013 году снизился почти в полтора раза»
Проверка задания
Что вы прочитали по диаграмме? (Самый неурожайный год 2010., в 2009 году собрали больше всего урожая).
Какую информацию нашли о 2013г? (В 2013 году 38 млн.тонн)
На доске заканчиваю диаграмму.
Что видите? (В этом году был еще беднее урожай).
Задание: постарайтесь понять причины, по которым может быть снижение или увеличение урожайности данной культуры. Как вы расскажете друзьям, если будете  выступать в роли агронома.
Кто такой агроном? (Агроном – это специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии).
Обсудите в группе, можете воспользоваться интернетом,  причины хорошего или плохого урожая пшеницы.
Обучающиеся работают в группах (обучающиеся могут воспользоваться той же статьей и выбрать информацию о причинах неурожая)
1. Недостаток влаги
2. Недостаток света
3. Неблагоприятная температура (Стрессы из-за высокой температуры, заморозки)
4. Защита от вредителей и болезней. В ряде стран, в том числе и в России, был проведен эксперимент. В результате его почвенная бактерия из дружественной превратилась в недруга. Поражая почву, она вызывает у злаковых непереносимость к засушливым условиям и возвратным заморозкам, которых на нашей территории достаточно (удобрения)
5. Контроль сорняков

Подведение итога.
Какие умения развивали при выполнении этого задания? (Умение находить самостоятельно информацию, работать в группах, делать выводы).
Рефлексия
В этой задаче мы столкнулись с необычной  практической задачей, которую вы решали в группе. Подумайте, как успешнее работать с такими заданиями: одному самостоятельно или в группе? Почему?
Все ли члены вашей группы участвовали в работе?
Дружно ли работали в группе?
Поднимите руку, кто доволен сегодняшней работой на уроке?
Спасибо за урок. Вы были все молодцы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 3 класса корреционной общеобразовательной школы-интернат VIII вида Конспект урока математики в 3 классе Конспект урока математики в 3 классе по теме: «Умножение суммы на число» Конспект урока по математике для 3 класса

Похожие статьи:

Самостоятельная работа по математике для 3 класса по теме «Устные приёмы умножения и деления»

Конспект урока математики для 3 класса

Конспект урока математики в 3 классе с применением образовательной технологии: деловая игра

Математическая сказка для 3 класса

Олимпиадные задания по математике, 3 класс

Учим словарные слова (капуста, карандаш, класс, коньки, корова) | Учим словарные слова (машина, медведь, мороз, молоко)
Опубликовано: 3928 дней назад (22 марта 2014)
Просмотров: 12444
+4
Голосов: 4
Ирина Васильевна Федотова # 22 марта 2014 в 19:05 +2
Татьяна Сергеевна, мой голос вам! Очень интересный урок!
Головина Татьяна Сергеевна # 22 марта 2014 в 19:07 +1
Спасибо
Наталия Александровна Клюка # 23 марта 2014 в 01:03 +2
Прекрасный, современный урок с использованием нетбуков и электронных образовательных ресурсов. Кроме того при изучении нового материала использован проблемный метод обучения, когда учитель не сам объясняет новую тему, а ставит перед детьми проблему (найти площадь треугольника) и они самостоятельно ищут решение. Роль учителя сводится к тому, чтобы умело направлять этот процесс, давая детям возможность почувствовать себя "первооткрывателями". МОЛОДЕЦ, Татьяна Сергеевна!!! Голосую с удовольствием +1!!!
Валентина Николаевна Мельникова # 23 марта 2014 в 20:15 +2
Татьяна! Интересный урок! Использование современных технологий! Детям повезло с педагогом! +1
Головина Татьяна Сергеевна # 23 марта 2014 в 20:21 0
Спасибо, Валентина,  за комментарий.
Анастасия Геннадьевна Давыдова # 25 марта 2014 в 19:31 +1
Татьяна Сергеевна, очень интересный урок, увлекательный, занимательный, я думаю, что такие уроки проходят на УРА!
Вера Викторовна Янченко # 4 июля 2014 в 12:38 +4
Хороший инновационный урок, в духе времени и в соответствии с интересами учащихся. Используется различные методы работы и самостоятельная работа, с последующим оцениванием друг друга, и словарная работа, проведенная в очень интересной форме, и работа в группах, и дифференцированный подход. Дети все время были заняты, изучая, анализируя, закрепляя тему материала. Голосую +1! Удачи Вам, Татьяна Сергеевна!
Головина Татьяна Сергеевна # 4 июля 2014 в 14:08 0
спасибо, Вера Викторовна. за комментарий. Буду рада, если возьмете для своей работы из моего опыта.
Наталья Борисовна Никитина # 11 сентября 2014 в 21:39 0
Отличный урок! Очень хорошо описана сама технология проведения урока. В уроке четко прослеживается соблюдение субъект- субъектных отношений, рациональное деление урока на части, логической смене этапов урока. Работа полностью соответствует новым ФГОС. На уроке прослеживается целесообразное использование групповых методов для достижения поставленных целей урока. Спасибо!
Головина Татьяна Сергеевна # 12 сентября 2014 в 18:22 0
Спасибо, Наталья Борисовна, что ознакомились с моей работой. Благодарна за комментарий.