Дидактическая игра “В лес за яблоками”.
Автор: Губеева Наиля Гаптулловна, воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №104 "Бэлэкэч", город Набережные Челны.
Пояснительная записка.
Данная игра мне пригодилась для НОД по ФЭМП во второй младшей группе, когда мы с малышами знакомились с понятиями один-много, поровну, пополам.
В подготовительной школе группе в режимном моменте использовала для развития логического мышления и для развития речи.
Создание проблемной ситуации побуждает детей активно применять свои знания. Игровая задача и игровое действие вносят в игру занимательное начало, позволяют ребёнку обучаться играя, непреднамеренно получать или повторять ранее полученные знания в интересной для него форме.
Положительным моментом в этой игре является то, что воспитатель может подтолкнуть ребят, задавая разные вопросы, к нескольким путям решения. Можно выбрать самому педагогу ситуацию, которую будут решать дети на занятии или в режимных моментах. В каждом из вариантов игры дети познают новые объекты окружающего мира, стремятся назвать не только их названия, но и строить распространённые предложения, описывая зверей и птиц, их образ жизни. То есть более старшие дошкольники таким образом познают мир (среду обитания животных, их питание, лечение).
Проблемная ситуация, поставленная перед второй младшей группой решилась на уровне их возрастных познаний. Дети знают, что одно целое можно поделить пополам. Кто-то увидел на дереве ещё одно яблоко, и предложил Сове сорвать его.
В подготовительной к школе группе детям заранее читался рассказ о ежах, и уже на основе имеющихся у них знаниях дети предложили и другие варианты ответов. Два первых варианта совпали с ответами второй младшей группы. Затем дети предложили ещё три варианта.
Ежик яблоки не ест, ему нужен лишь их сок. Зная это, дети предлагают Ежонку “полечиться”, так как яблочная кислота убивает паразитов, а потом отдать Козлёнку.
Четвёртый вариант. Устроить конкурс или соревнование, кто выиграл, тому и достанется яблоко.
Пятый вариант. Уступить Козлёнку, он пришёл издалека, а Ежонок живёт в лесу. Он каждый день может искать яблоки.
Ответы детей необходимо поощрять, так как каждый из них имеет право быть правильным. Суть игры в том, чтобы заставаить детей придумывать множество вариантов ответов.
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов один-много, поровну, повторять названия суток (день, ночь), стараться искать множество вариантов ответов, активизировать в речи понятия один-много, поровну.
Ход игры: воспитатель начинает рассказывать забавное приключение, которое случилось в лесу. Не закончив рассказ создаёт проблемную ситуацию, и предлагает решить её ребятам.
Стояли первые погожие осенние деньки. В глубине леса созрели вкусные сочные красные наливные яблочки.
День был безветренный, поэтому и плоды были все на яблоне. Лишь одно яблочко упало на землю.
Обследуя местность, бегал маленький Ежонок. Увидев яблочко, он очень обрадовался, так как очень долго искал хоть одно яблочко.
В то же время впепрыжку скакал Козлёнок. Козлёнок специально пришёл из деревни, чтобы поесть вкусное сладкое яблочко. И между ними завязался спор.
“Я первый его нашёл, оно моё!”, - сказал Ежонок. “А я специально издалека пришёл за яблочком”, - скалал Козлёнок.
На этот шум проснулась Сова. “Что за шум, что за гам, что за спор?”, - спросила она.
Мама Ежиха рассказывала Ежонку, что сова ночью охотиться, а днём спит. Поэтому Ежонок поспешил извиниться. “Прости, нас, тётушка Сова! Мама мне рассказывала, что ты очень мудрая, рассуди нас”, - сказал Ежонок.
“Спасибо, что извинился, рассказывай, в чём дело?”, - сказала Сова.
И каждый рассказал свою версию. Ребята, а как вы думаете, как рассудила их Сова?
В режимных моментах с этим “универсальным” рассказом можно поработать и над развитием речи детей. Ещё раз читаем сказку, ребёнок перессказывает с понравившимся вариантом ответа. Например.
Наступила ранняя осень. В лесу росла яблоня со спелыми яблоками. Погода была безветренной, поэтому яблоки с дерева не падали, лишь одно яблочко лежало на земле.
В этот день Ёжик как всегда прочёсывал окрестности. Увидев яблоко, он очень обрадовался. Но вдруг в этот момент, играя пришёл Козлёнок. И между ними произошёл спор. “Я первый нашёл его, не дам”, - сказал Ёжик. “Уступи его мне”, - сказал Козлёнок, - ведь я специально пришёл из деревни, чтобы поесть яблоки.
На их шум проснуласть Сова. “Вы что расшумелись, спать не даёте”.
“ Тётушка Сова, извини нас, ты в лесу самая мудрая, - сказал Ёжик, - подскажи, кому должно достаться яблоко, ведь я его первый нашёл.
Сова немного подумав, сказала: “Друзья не ссортесь, а попросите-ка лучше меня вежливо, чтобы я вам с верху сорвала ещё одно яблоко!”
Козлёнок так и сделал. Он сказал: “Тётушка сова, сорви мне, пожалуйста, яблочко с дерева”. Сова послушалась и сорвала яблоко, а Козлёнок и Ежик поблагодарили мудрую птицу за это.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет
Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород
Дидактическая игра для младших дошкольников
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени