Дидактические игры для младших дошкольников
Автор: Губеева Наиля Гаптулловна, МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №104 "Бэлэкэч".
Игру проводила с детьми 4 лет. Современные экологические игры со строительным материалом в детском саду.
«...Дети, — писал К. Д. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии... лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом...».
Игра привлекает всех – она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более игра необходима в системе дошкольного воспитания – ведь она является основой любой деятельности ребёнка этого периода жизни. Игра – это альтернатива действительности. Главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка. Цель экологических игр – научить бережному отношению к природе, всему живому.
Рассмотрим одну из игр.
«Цветочек».
Дидактическая цель: учить детей внимательно осматривать растения и находить отличия в разное время суток; показать, как можно им помочь, то есть улучшить среду обитания; воспитывать бережное отношение ко всему живому; объяснить, что для живых существ необходимы хорошие условия жизни (почва, влага, тепло и свет).
Ход игры.
Воспитатель предлагает вспомнить сказку Г.-Х.Андерсена «Дюймовочка». Затем в гости к детям приходит Дюймовочка, которая появилась из красивого цветка. И она предлагает ребятам познакомиться с жизнью цветка в разное время суток.
Чтобы объяснить детям один день из жизни цветка, можно прибегнуть к строительному материалу. Посмотрите, дети, на ваших столах элементы от цветка, давайте, соединим детали так, чтобы получился бутон. А теперь наш цветок начал раскрываться, солнышко всё больше и больше согревает его. Цветочек от тёплых нежных лучей солнца очень сильно раскрылся. Вдруг подул сильный ветер, и наш цветочек обронил лепестки. К сожалению, жизнь цветка коротка. Поэтому необходимо их беречь, не срывать, не топтать.
В конце игры Дюймовочка благодарит ребят за хорошую работу и говорит, что надеется на бережное отношение не только к цветам, но и ко всем растениям. Обещает приходить к ним по чаще и помогать открывать всё новые и новые секреты о жизни растений.
Упражнение «Цветок».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: спокойная расслабляющая музыка, фотографии различных цветов или живые цветы.
Описание упражнения:
Под спокойную расслабляющую музыку показать детям фотографии различных цветов, если есть комнатные цветы – пусть они подойдут к ним, потрогают листочки. Можно предложить полить цветы. Спросить, какой цветок им понравился больше всего? Каким бы цветком они хотели стать? Затем сказать:
«Вы выбрали замечательные цветочки! И сейчас вы можете превратиться в них. Давайте попробуем!
Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти вы! Начинайте медленно вставать. Расти-расти…и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо.
Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему.
Примечание:
По завершению упражнения можно предложить детям нарисовать цветок, которыми они были и придумать про него историю.
Также с детьми можно сделать и интегрированное НОД. Например, взять конструирование с лепкой и сопровождать его ещё и художественным словом. Для начала дети строят уже знакомую им цветочную поляну. Побеседовать с детьми а кто может жить на ней? Дети вспоминают знакомых им насекомых. Из множества выбираем несколько или один вид. Мы выбрали муху и улитку. Половина детей лепит муху, а другая — улитку. Затем они находят себе место на поляне. И в заключении обязательно сочиняем вместе с детьми. Если затянули с лепкой, то можно вынести сказку-придумку на другое время. Дети, вернувшись с прогулки обычно просят почитать сказку, а воспитатель может воспользоваться просьбой и предложить детям вспомнить, что они построили и придумать сказку самим.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Дидактическое пособие для младшей группы «Рыбалка»
Развивающая игра по конструированию для детей 3 лет
Похожие статьи:
Дидактическая игра по математике для младших дошкольников
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста с проблема в развитии
Дидактические игры по физическому развитию во 2 младшей группе ДОУ
Методика использования дидактических игр в детском сада в младшей - средней группе
Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов