Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час, 8-9 класс на тему: Что есть природа?

Материал классного часа по теме «Что есть природа?» для учащихся 8-9 классов по материалам книги Н.Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни…»
Автор: Сибгатуллина Гульназ Юнусовна, учитель географии, ОШИ «Лицей имени Н.И.Лобачевского» К (П) ФУ, г. Казань

Описание материала: предлагаю вам конспект классного часа по теме «Что есть природа?» для учащихся 8-9 классов по материалам книги Н.Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни…»Данный материал будет полезен учителям географии, биологии и классным руководителям. Просветительская работа мало помогает формированию ответственности, и рассказы о Красной Книге не спасают от экологических катастроф, создаваемых взрослыми, выходящими из детства. Необходимо проникновение в личностный, внутренний мир ребенка, инициирование его реально проживаемого отношения к природе в конкретной плоти ее и конкретном разнообразии. Необходимо разговаривать о природе, ведь, с детьми это делать очень интересно: они наблюдательны, у них большой опыт общения флорой и фауной, они многое порасскажут, если их вызвать на осмысленные проблемы «Природа и Человек». Через сопоставление натура – культура детям легче понять проблему природы для каждого отдельного человека.

Цель: формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.

Задачи:
- Развить кругозор школьников.
- Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
- Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитывать бережное отношение к планете.
- Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, творческие способности, художественный вкус, стремление детей активно, наравне со взрослыми, участвовать в охране природы.
- Способствовать воспитанию патриотизма, гуманного, ответственного и бережного отношения к родной природе, к богатству Родины.
Часть 1
Природа — дом, в котором живет человек.
Дмитрий Лихачев


Природой мы именуем все то, что существует во Вселенной, органический и неорганический мир. Иногда мы говорим о природе как о месте вне городов («Поедем на природу»), ибо город – мир культуры, то, что возделано человеком. Реже под природой понимают исключительно мир флоры и фауны - это узкий смысл употребления данного понятия.
Наша культура, как единственная среда, в которой может жить человек, располагается в пространстве природы, она возросла в природной нише, возделывалась как искусственный мир в естественном мире природы.
Природа – это дом, в котором мы все живем. Этот дом требует внимания и ухода, в нем разрушительные действия чреваты гибелью жителей. Этот дом предоставляет человеку благоприятные условия, только если соблюдаются высокие гигиенический условия проживания. Загрязнение, захламление, неуважение к нормам жизни в таком удивительном мире немедленно сказываются на всех, кто расположился на Земле, в том числе и тех, кто прекрасный природный дом превращает в помойку для отходов.
Природа – это источник средств существования человека. Здесь черпает человечество основные средства жизни: воздух, воду, солнце, растительные продукты питания, материалы для жилища, одежды. Огромный мир с колоссальными богатствами природных запасов предоставлен человеку разумному, и он должен научиться по – человечески разумно использовать эти богатства. Алчность стремительно развивающейся цивилизации может быть ограничена лишь самим человеком, осознающим свою связь с жизнью природы и уважающей жизнь во всех ее проявлениях.
Человек представительствует природу, он продукт и дитя ее. Поэтому его жизнь целиком зависит от природных условий, которые сохраняются либо уничтожаются безумствующим в погон за благами цивилизации « человеком разумным».
Как всякий дом, природа нуждается в заботе и уходе, внимании и любви. Природа расположилась прямо рядом с нами: школьный двор с деревьями и кустарниками, далее – городской газон с цветами, чуть дальше – зеленый парк с озером и утками на нем, а если проехать дальше – там может оказаться рощица – кусок дикой природы. О, если бы нигде не было страшных следов варварства человека – как радовался бы наш глаз, и сладко щемило сердце от красоты! Смягчилась бы душа черствого человека.
Природа есть школа жизни: изучая закономерности природы, человек открывает для себя общие закономерности бытия, что повышает силы его, как физические, так и духовные.
Природа – носитель Красоты и школа Гармонии. Системность, гармоничность, целостность природного мира всегда восхищали человека. Потрясенный, стоит он, и по сей день перед творениями ее, никак понять не может тайны созидаемой и бесконечно воссоздаваемой красоты. Человек силится возделывать что- то подобное этой естественной, простой, бесхитростной, неповторимой красоте, ища в природе опору. В трудные минуты у природы он ищет отдохновения, она его успокаивает, смягчает страдания, лечит израненную душу, уводит от суетливого бега за подачками цивилизации, помогает, поддерживая, сохранять высокий пьедестал, на который Природа Человека поставила.
В ходе лекции учащимися обсуждаются вопросы:
1. Ты проснулся и увидел голубое небо и солнце – как ты себя чувствуешь? Ты проснулся и услышал, как дождь стучит в оконные стекла, - как ты себя чувствуешь? И каково тебе, когда ты идешь по дороге под зонтиком в дождливую погоду?
2. Вероятно, ты не удивляешься яблоку, оно привычно для тебя. Но возьми его на ладошку и еще раз внимательно разгляди это чудо. Что скажешь?
3. Бедная старушка продает ландыши, которые нельзя рвать – они занесены в Красную Книгу. О чем ты думаешь, глядя на нее?
4. Замечал ли ты вначале весны зеленоватую дымку вокруг деревьев, когда листвы еще нет, но ее появление вот – вот ожидается? Смог бы ты описать либо нарисовать такую картину?
5. Сидел ли ты когда-нибудь на пне в лесу, на камне у моря, на скамейке около сада, на кочке в поле, на корточках рядом с муравейником? Что заставляло тебя сидеть и молча наблюдать что- то?
6. На обочину дороги, на травы, мох между кустов, сосен, елей выбрасываются из окна несущегося автомобиля мусор. Ты видел это? И что ты подумал тога? И как ты себя чувствуешь посреди загаженной человеком природы?
7. С каким суждением ты согласился бы: « Нет прекраснее существа на Земле, чем человек» или « Нет страшнее существа на Земле, чем человек»?
8. Было ли хоть раз, чтобы ты нанес природе ущерб? А было ли такое, что можно назвать твоей заботой о природе?
Часть 2
Работа по осмыслению проблемы «Природа и Человек» идет по двум направлениям: в системе внеклассной деятельности и в русле учебной программы. Например, идет учебная тема «Лесные ресурсы России». Выбираю знакомый детям объект – липу.
Начинаем с наблюдения на прогулке.
В самый разгар лета в лесах, парках и садах горячий сухой воздух напоен медовым ароматом — это цветут липы. «Цветет липа-медонос, в разгаре сенокос»,— говорят в народе. Цветы липы необычны — каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь чуть больше недели будет продолжаться цветение, и за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара.
У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости. В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона — в дуб. В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого — мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки— липовые, а парни— дубовые»,— говорится в русской поговорке. И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай вырубать в лесу жердь, на которую подвешивали колыбель, с новорожденным, для девочки из липы, а для мальчика — из дуба.
Читаем стихи о липе.
Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы.
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий
Не забудь меня!
Как здесь свежо под липою густою
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
Самуил Маршак, Платон Воронько
***
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колеблется, как будто дремлет он.
Так резко сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,
как дымкою, подернуты слегка.
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Афанасий Фет

***
Ворота с полукруглой аркой.
Холмы, луга, леса, овсы.
В ограде мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.

Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.

Они смыкают сверху своды.
Внизу лужайка и цветник,
Который правильные ходы
Пересекает напрямик.

Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.

Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.

Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошёл,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчёл.

Он составляет в эти миги,
Когда он за сердце берёт,
Предмет и содержанье книги,
А парк и клумбы переплёт.

На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажжённые дождём.
Борис Пастернак
Следующий этап - знакомство с художественным полотном Шишкина «Старые липы». Знакомство с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – чародея и певца русского леса. Шишкин великолепно знал русскую природу, особенно русский лес. «Мне иногда кажется, что старые сосны и берёзы беседуют со мной», - говорил он. Родился он в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы, с детских лет полюбил очарование её лесов.
Картина Ивана Ивановича Шишкина «Старые липы» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Раскрытие творческих способностей у ученика и одно из самых эффективных средств развития речи у школьников – это написание сочинения (эссе) по картине. Сочинение по этой теме способствует расширению кругозора детей, развитию их мышления, обогащению их словарного запаса. Картина Шишкина развивает воображение детей, совершенствует умение отбирать нужные для её описания слова и учит школьников грамотно составлять сочинения.
Липа — одно из тех деревьев, части которого, так или иначе, используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу, да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.
Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают.
Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные ветром с дерева орешки падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их особенный неповторимый вкус.
Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. Древние германцы плели из мочала одежду — в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков.
Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам.
Из поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная или распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому из древесины липы мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки.
В южных областях России из липы строили даже дома и различные хозяйственные постройки. Столяры изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек.
Затем переходим к лечебному воздействию природы. Знакомимся с лекарственными свойствами липы.
В фармакологии чаще используются цветы и древесный уголь липы. В народе же для лечения и профилактики различных заболеваний применяются любые части растения. Официально доказана целесообразность применения этого растения в медицине, так как: в цветах липы сосредоточены глюкоза, аскорбиновая кислота, фитонциды и биофлавоноиды, каротин, танин, белковые соединения и масса других веществ. Цветы и древесина в большом количестве содержат эфирные масла, снижающие нервное возбуждение. Листья содержат каротин, витамин «С», слизь и более чем на 12% состоят из сахаров. Являются отличным средством избавления от цинги. Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печи,— приятная и полезная заварка. Горячий цветочный чай с медом-липецом люди исстари использовали как надежное средство при простудных заболеваниях.
Завариваем чай для всеобщего чаепития. Чай символический как благодарность природе…

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан

Похожие статьи:

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Участник №60 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 25 августа 2015 года
Применение современных информационных технологий на уроках географии
Опубликовано: 3170 дней назад (14 августа 2015)
Просмотров: 6658
Рубрика: Классный час
+5
Голосов: 5
Ермакова Наталья Александровна # 16 августа 2015 в 10:59 +1
Здравствуйте,Гульназ Юнусовна! Поздравляю с первой публикацией, очень интересный материл! Принимайте Первый голос!
Гульназ Юнусовна Сибгатуллина # 16 августа 2015 в 16:47 0
Спасибо огромное!
Наталия Александровна Куликова # 16 августа 2015 в 17:06 +1
Здравствуйте, Гульназ Сибгатуллина! Спасибо за приглашение на внеклассный час "Что есть природа?" Очень актуальная, нужная тема, к которой нужно обращаться как можно чаще! В своей работе Вы развиваете наблюдательность и интерес детей к окружающему миру, творческие способности, художественный вкус через знакомство с полотном И.И.Шишкина "Старые липы", создаёте условия для самоощущения детей. Интересная разработка, цель и задачи выполнены. Поздравляю Вас с первой публикацией и желаю новых творческих идей! Примите голос!
Наталья Константиновна Клочкова # 17 августа 2015 в 09:38 +1
Вы подготовили интересный классный час. Цель классного часа достигнута. Тема раскрыта. Данный классный час расширил кругозор детей и способствовал развитию у них навыков общения. Мой голос №3
Светлана Анатольевна Савостьянова # 18 августа 2015 в 19:38 +2
Гульназ Юнусовна, с интересом познакомилась с материалами Вашего классного часа по теме «Что есть природа?». Часть первая в виде лекции, даёт различные определения природы и настраивает на обсуждение вопросов, вопросы актуальные, хорошо подобраны, заставляют детей задуматься, высказать свою точку зрения. Часть вторая заставляет по-новому взглянуть на знакомое дерево – липу. Отличный, качественный материал. Поздравляю с первой публикацией! Спасибо за приглашение, голосую +1!
Елена Владимировна Николаева # 18 августа 2015 в 22:35 +1
Гульназ Юнусовна, спасибо за приглашение! В материалах для классного часа по теме "Что есть природа" Вы поднимаете очень важные проблемы. Не только экологические по отношению к природе, но, я бы сказала, экологические по отношению к душе. Почувствуйте, вспомните, что вы чувствовали...Наши дети много знают о природе, но знания не становятся убеждением и в этом проблема! Нужно говорить, нужно обращаться и к уму, и к чувства. Вам - успехов, голос +1!
Людмила Евгеньевна Дедкова # 3 октября 2015 в 22:02 +1
Классный час отвечает поставленным целям. Подобран объемный и интересный материал. Творческих успехов!