Проектная работа на тему: «Применение современных информационных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации к образовательному процессу»
Автор: Сибгатуллина Гульназ Юнусовна
Учитель географии,ОШИ «Лицей имени Н.И.Лобачевского» К(П)ФУ,город Казань
Введение. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Актуальность. Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Внедрение информационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные информационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования в свете требований современного общества.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Многие исследователи (А.А. Кузнецов, В.Г. Кинелев, А.М. Новиков, И.В. Роберт и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование иного образа и способа мышления. Людей приспособленных к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов, жизни человеческого сообщества и деятельности самого человека. В связи с этим актуализируется
проблема использования учителем информационных технологий в учебном процессе.
Анализ обозначенной проблемы определил
цель моей педагогической деятельности: повышение мотивации обучающихся к урокам географии через применение современных информационных технологий; формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий.
Для достижения цели были определены следующие
задачи:
• внедрить в учебный процесс информационные технологии;
• сформировать устойчивый познавательный интерес школьников к интеллектуально-творческой деятельности, за счет компьютерной визуализации учебной информации;
• выявить эффективность в использовании информационных технологий, как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности.
Целевые действия. Для достижения целей информатизации учебной деятельности школьников необходимо организовать:
- применение на уроках средств информатизации (предметная лаборатория учителя: мультимедийные пособия, интерактивные карты, презентации, фотографии, статьи, рисунки; проводить уроки с использованием Интернет, с использованием электронных образовательных ресурсов);
- доступ к средствам информационных технологий, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам;
- самостоятельную работу, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии внешкольных занятий.
- применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий, работа клуба компьютерных презентаций, школьная газета и т.д.).
- определить эффективности проекта методом анкетирования.
Целевой предмет – современные информационные технологии как средство повышения мотивации школьника, средство обеспечения качественного образования и развития личности школьника.
Целевой объект – уроки географии в 7-11 классах.
Целевая аудитория: учащиеся лицея 7-11 классы.
Сроки осуществления проекта:
I. Диагностико-прогностический этап (ноябрь 2014г.)
II. Деятельностно – технологический этап (с 01.12.14г. по 15.05.15г.)
III. Диагностический этап (май 2015г.)
IV. Аналитико – прогностический этап (июнь 2015г.)
Ожидаемый результат. Внедрение информационных технологий при изучении географии позволит:
- повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
- обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;
- сформировать рационально организованную деятельность обучающихся в образовательном процессе;
- сформировать индивидуализировать использование информационных технологий, позволяющих выстроить современный учебный процесс;
- повысить качество обучения географии (развитие личности обучающегося, годовая аттестация, ГИА, ЕГЭ).
- создать банк электронных материалов учащихся, выходящих за рамки учебной программы по предмету.
Критерии эффективности проекта. Для определения эффективности проекта необходимо провести диагностику для определения уровня школьной мотивации, исследование свойств внимания: устойчивости и концентрации в декабре 2014 года и сравнить с результатами диагностики и исследования в мае 2015 года. Результаты тестирования представить в виде диаграммы.
1. Провести исследование свойств внимания: устойчивости и концентрации (тест Бурдона).
2. Провести анкетирование для изучения уровня учебной мотивации учащихся. ("Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса". Авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.)
Заключение. Внедрение современных информационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Что касается результативности, использование информационных технологий способствует повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний. Позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению географии в лицее, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Анализируя опыт использования информационных технологии на уроках, можно с уверенностью сказать, что их применение позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию)
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза
• усовершенствовать контроль знаний
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
• расширить возможность самостоятельной деятельности
• сформировать навык исследовательской деятельности
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
• а, в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Список литературы:
1. Виштынецкий. Е.И., Кривошеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения.//СНПФО- 2014. [Электронный ресурс].
2. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
3. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса. Москва, 2008 [Электронный ресурс].
4. Факторович, А.А. Сущность педагогической технологии. Педагогика. – 2008.
Рекомендуем посмотреть:
Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки
Консультация для родителей «Мотивационная готовность к школе»
Мотивация учебной деятельности обучающихся 3 класса на уроках ИЗО
Проектно – исследовательская работа на тему: День Победы, 5 класс
Похожие статьи:
Как организовать дистанционное обучение в школе