Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: Зимний труд
План-конспект урока по окружающему миру, 2 класс
Тема: Зимний труд. Класс: 2 Количество учеников: 23 Тип урока: урок открытия новых знаний Цель урока: сформировать знания о зимнем труде в старине и сейчас. Задачи урока:
- познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения;
дать представление о том, как в современной жизни зимой
люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел.
Планируемые результаты: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.
Формы работы: групповая.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А Новицкая М.Ю. , компьютер, проектор , презентации
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Орг.момент. Здравствуйте, ребята я рада вас всех видеть. Сегодня урок у вас буду вести я – Ирина Анатольевна.Сегодня нам предстоит работать в группах. Давайте разучим девиз работы в группе:
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко,
И всегда интересно.
Не забывайте об этом.Ученики встают из-за парт.Приветствуют учителя.Садятся за парты. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Ребята, посмотрите на куклу, изображенную на фотографии. Припомните, где мы уже видели подобную куклу.
- Как ее звали? (Традиционная кукла «Многоручка» — это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Народная обрядовая кукла. «Многоручка» изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание — дело, в котором кукла должна помочь.)
- В какое время года мы с ней встречались? (Если не встречались то: « Как вы думаете в какое время года делали эту куклу?)
-Зачем кукле –многоручке столько рук?
-Какие осенние работы вы запомнили?
-Как люди летом и осенью готовятся к зиме?
А вот и наш помощник. Интересно, что он хочет с нами обсудить?» Учитель обращается к ней к кукле помощнику: «Здравствуй! Ты, кажется, хотела с нами о чем-то поговорить?»
Кукла-помощник: «Здравствуйте! Я догадалась, зачем зимней кукле-многоручке столько рук. Работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмет в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнется. А так зимой делать нечего!»
Ответы детей:Кукла-многоручка. Осенью.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. III. Постановка проблемы
- А вы, ребята, как думаете — много зимой дел или мало?
- Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока?
- О чём мы будем говорить? Ответы детей.Труд людей зимой
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. IV. Открытие нового знания IV. Открытие нового знания
-Как вы думаете, старинная это кукла или современная?
-Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков?
Задание: определите по картинкам зимние работы.
Работа в группах:
1 группа: зимние работы в старину
2 группа: зимние работы в настоящее время
3 группа: ухаживаем за животными и растениями зимой
Проверим, как выполнили задание:
1 группа - «Зимние работы в старину»
( во время работы в группах включить русскую народную песню)
Очень хочется подробнее узнать о работах в старину поподробнее. А поможет нам в этом учебник (с.44).
Кто-то из учеников прочитает текст учебника, а вы, ребята приготовьтесь ответить на вопросы:
1.-О каких старинных зимних работах мы узнали?
2.-Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают?
Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуем сейчас скрутить распушенную вату в нить.
Дать послушать песни, которые пели во время прядения.
Учитель просит их поделиться впечатлениями (описать, трудно ли было, слушались ли пальцы).
После того как девушки справились с прядением начиналось гуляние. К девушкам приходили парни и они играли в различные игры. В одну из них мы сейчас поиграем, а называется она Аленушка и Иванушка
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
А теперь перенесемся в наши дни.
Проверим, как выполнили задание:
2 группа - «Зимние работы в настоящее время»
3 группа- «Ухаживаем за растениями и животными зимой».
Сейчас мы с вами прочитаем текст на странице(46-47) и постараемся ответить на вопросы:
- Как вы считаете, зачем надо убирать снег на дорогах и тротуарах?
- Почему часто зимой мы видим огражденные здания? Для чего это делается?
- Как люди заботятся зимой о домашних животных?
- В каких помещениях должны находиться домашние животные зимой?
- Как люди заботятся зимой о домашних растениях.
- Что делают люди зимой, чтобы растение росло лучше, дольше было цветение? Обсудите это в группах. Сейчас поиграем,
1группа – изображают, как надо ухаживать за растением
2 группа – озвучивают действия 1-ой команды.
Ребята, я хочу подарить вам цветок за которым вы будите ухаживать.
- В каких видах зимних работ принимали участие вы сами?
Зима – это время веселых забав. Знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сегодня я приготовила загадки о зимних забавах:
1. Во дворе с утра игра, разыгралась детвора. Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» - значит там игра…
2. Две курносые подружки мчатся, мчатся друг за дружкой. Обе ленты на снегу, оставляют на бегу..
3. Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим …
4.За веревочку коня в горку я тащу. Ну а с горки быстро я на коне лечу!
5. Бьют прицельно по мишеням,– раз, другой, четыре, пять. И помчались под уклон. Что же это?
6. Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой, меня били, колотили, ледяной водой облили. И скатились все потом с моего горба гуртом.
Ребята, а вам хотелось бы сейчас развлечься?
Физминутка «Имитация»
Имитация русской народной песни.
Коммуникативные УУД: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации
Регулятивные УУД: саморегуляция к мобилизации сил и энергии. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой
Работа в тетради.
С.24 задание 2
Заполни пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.
Хорошие условия для хранения_____________ люди создают в зернохранилищах - ________,
_______________. Домашних животных зимой держат в _______________________. Там должно быть __________, __________.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу ___________. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают _______________.
Комнатные растения зимой поливают __________.
Проверка
Самооценка
Оцените свою работу.
Хорошие условия для хранения овощей люди создают в зернохранилищах –сухо и прохладно.
Домашних животных зимой держат в теплых помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком. Комнатные растения зимой поливают реже и не так обильно.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез. VIII. Подведение итогов. Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали.
-Какие виды работ сохранились до наших дней?
-Какие новые зимние заботы появились у людей?
- И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук — чтобы чай за десятерых пить?
- А для чего? Давайте прочитаем вывод урока в учебнике. (Один из учеников читает вывод на с. 47 учебника.)
Личностные УУД: умение самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств.
Коммуникативные УУД: умение слушать других и доносить свои мысли до других. IX Рефлексия - У вас на партах есть снежинки. Каждый возьмите снежинку и подумайте кого и за что вы можете поблагодарить на уроке. Личностные УУД: умение оценивать себя.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
V. Первичное закрепление
- Как вы думаете, старинная это кукла или современная?
- Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков?
Задание: определите по картинкам зимние работы.
Работа в группах:
1 группа: зимние работы в старину
2 группа: зимние работы в настоящее время
3 группа: ухаживаем за животными и растениями зимой
Проверим, как выполнили задание:
1 группа - «Зимние работы в старину»
(во время работы в группах включить русскую народную песню)
Очень хочется подробнее узнать о работах в старину поподробнее. А поможет нам в этом учебник (с.44).
Кто-то из учеников прочитает текст учебника, а вы, ребята приготовьтесь ответить на вопросы:
1.-О каких старинных зимних работах мы узнали?
2.-Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают?
Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуем сейчас скрутить распушенную вату в нить.
Дать послушать песни, которые пели во время прядения.
Учитель просит их поделиться впечатлениями (описать, трудно ли было, слушались ли пальцы).
После того как девушки справились с прядением начиналось гуляние. К девушкам приходили парни и они играли в различные игры. В одну из них мы сейчас поиграем, а называется она Аленушка и Иванушка
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
А теперь перенесемся в наши дни.
Проверим, как выполнили задание:
2 группа - «Зимние работы в настоящее время»
3 группа- «Ухаживаем за растениями и животными зимой».
Сейчас мы с вами прочитаем текст на странице(46-47) и постараемся ответить на вопросы:
- Как вы считаете, зачем надо убирать снег на дорогах и тротуарах?
- Почему часто зимой мы видим огражденные здания? Для чего это делается?
- Как люди заботятся зимой о домашних животных?
- В каких помещениях должны находиться домашние животные зимой?
- Как люди заботятся зимой о домашних растениях.
- Что делают люди зимой, чтобы растение росло лучше, дольше было цветение? Обсудите это в группах. Сейчас поиграем,
1 группа – изображают, как надо ухаживать за растением
2 группа – озвучивают действия 1-ой команды.
Ребята, я хочу подарить вам цветок за которым вы будите ухаживать.
- В каких видах зимних работ принимали участие вы сами?
Зима – это время веселых забав. Знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сегодня я приготовила загадки о зимних забавах:
1. Во дворе с утра игра, разыгралась детвора. Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» - значит там игра…
2. Две курносые подружки мчатся, мчатся друг за дружкой. Обе ленты на снегу, оставляют на бегу..
3. Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим …
4.За веревочку коня в горку я тащу. Ну а с горки быстро я на коне лечу!
5. Бьют прицельно по мишеням,– раз, другой, четыре, пять. И помчались под уклон. Что же это?
6. Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой, меня били, колотили, ледяной водой облили. И скатились все потом с моего горба гуртом.
Ребята, а вам хотелось бы сейчас развлечься?
Физминутка «Имитация»
Имитация русской народной песни.
Дети обсуждают и выполняют задание
Проверка (дети называют старинные виды работ зимой)
Практическая работа
Дети пробуют, имитируя движения пряхи, скрутить нить из ваты.
Проверка (дети называют зимние виды работ зимой в настоящее время):
-Уборка снега
- Снегозадержание
- Сохранность урожая
- Забота о домашних животных и растениях.
Рассказ учащихся
Игра «Ухаживаем за растениями»
Имитируют зимние забавы
Хоккей
Лыжи
Коньки
Санки
Биатлон
Горка
Коммуникативные УУД: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации
Регулятивные УУД: саморегуляция к мобилизации сил и энергии.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Работа в тетради.
С.24 задание 2
Заполни пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.
Хорошие условия для хранения_____________ люди создают в зернохранилищах - ________,
_______________. Домашних животных зимой держат в _______________________. Там должно быть __________, __________.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу ___________. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают _______________.
Комнатные растения зимой поливают __________.
Проверка
Самооценка
Оцените свою работу.
Хорошие условия для хранения овощей люди создают в зернохранилищах –сухо и прохладно.
Домашних животных зимой держат в теплых помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком. Комнатные растения зимой поливают реже и не так обильно. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез. VIII. Подведение итогов
Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали.
- Какие виды работ сохранились до наших дней?
- Какие новые зимние заботы появились у людей?
- И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук — чтобы чай за десятерых пить?
- А для чего? Давайте прочитаем вывод урока в учебнике. (Один из учеников читает вывод на с. 47 учебника.)
Ответы детей. Личностные УУД: умение самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств.
Коммуникативные УУД: умение слушать других и доносить свои мысли до других. IX Рефлексия - У вас на партах есть снежинки. Каждый возьмите снежинку и подумайте кого и за что вы можете поблагодарить на уроке. Личностные УУД: умение оценивать себя.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.