Сценарий классного часа
Автор: Пашутко Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Воронокская СОШ» Стародубского района Брянской области,
ТЕМА: Классный час «Семья в моей жизни»
Форма проведения: устный журнал. Участвуют две команды. Страницы журнала предполагают различные методы и формы работы: тест, творческие задания, блиц-опрос и другие. Все учащиеся включены в работу. Классный час направлен на воспитание уважительного отношения к семье, её нравственным ценностям.
Семья – основа нравственного становления человека. (А.С. Макаренко)
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н. Толстой)
ЦЕЛЬ: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества
Задачи:
- вооружить учащихся актуальной информацией по проблеме семьи и брака;
- помочь в обретении первичного опыта преодоления противоречий и проблем, неизбежных при построении семейных отношений;
- создать предпосылки для формирования ценностного отношения школьников к семье.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей, подборка высказываний о семье, выявление семейных корней учащихся (дом. задание)
Оформление класса: высказывания великих людей (на доске), в центре слово «семья»
Форма проведения: устный журнал, участвуют две команды
На доске:
- эпиграфы ,
- название темы «7 Я в моей жизни»
- высказывания: 1 – е «Для одних семья – убежище от житейских неурядиц, для других – театр военных действий»; 2 – е «Мелочи жизни в семье словно мины. Их можно обезвредить только уступками»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1.
Орг.момент. Знакомство.
Здравствуйте, я благодарна вам за то, что вы пришли на нашу встречу! Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
В качестве небольшой разминки (или разрядки) попрошу вас стать в кружок. Это возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – это гарантия вашей защищенности. А чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания природы постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас.
Начнём с меня. У меня сейчас переменная облачность. Тихая безветренная погода. Затишье перед бурей. А у вас? ( учащиеся отвечают)
Ну а остальные улыбнитесь, если в душе у вас хорошая погода.
А теперь попрошу вас сесть по командам.
2.
Введение в тему. Учитель читает стихотворение:
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И всё же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать и пережить,
И побывать в стариках и предках.
Учитель: Прослушав сейчас стихотворение и прочитав заглавие классного часа, определите нашу тему. Правильно, «Семья в моей жизни».
3.
Подготовка к восприятию.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте или не очень, с согласия родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или спокойной, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваше стремление к прогнозированию будущей семьи.
Каждый из нас мечтает о счастье, и для каждого оно своё. Однако веками признано, что одним из обязательных его компонентов является семья. Недаром день семьи отмечается во многих странах мира. Кто из вас знает, когда Международный день Семьи (15 мая).
Вопрос учащимся: А что для вас означает семья? Какие ассоциации вызывает это слово? (отвечают учащиеся)
Итак, семья – это и надежный тыл от жизненных неурядиц, и место, где тебя поддержат, когда трудно или совсем плохо, где разделят твою радость и будут гордиться тобой. А ещё семья – это дети, неуёмные, хлопотливые, но придающие ей великий смысл. В хорошей семье не обижают стариков, скрашивают их старость, обращаются к их жизненной мудрости. И даже если стряслась какая-то беда и весь мир отвернулся от тебя, семья будет за тебя бороться и останется рядом до конца.
Но искусству создания крепкой, благополучной семьи надо учиться, читая умные книги, наблюдая за окружающими людьми, семьями родных , близких, знакомых, и общаясь на эту тему, как мы с вами сегодня.
4. Вопрос учащимся: А вы согласны? А давайте посмотрим, готовы ли вы к семейной жизни уже сегодня? Предлагаю вам ответить на вопросы небольшого теста «Готовы ли вы к семейной жизни?
Тест: отметьте в приведенном перечне то, что вы считаете своими обязанностями в семье ( в будущем):
1. Забота о детях.
2. Проверка домашнего задания.
3. Посещение родительских собраний.
4. Решение проблем, с которыми дети будут обращаться к родителям.
5. Организация детских торжеств в саду и школе.
6. Организация семейных праздников.
7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.
8. Выполнение тяжелой физической работы по дому.
9. Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности.
10. Покупка продуктов.
11. Уборка квартиры.
12. Мелкий ремонт по дому. (электроприборы, мебель…)
13. Текущий ремонт квартиры.
14. Поддерживание контактов с соседями.
15. Планирование семейного бюджета.
16. Стирка белья.
17. Оплата коммунальных услуг.
18. Покупка одежды, обуви.
19. Покупка мебели, бытовой техники.
20. Кормление и уход за домашними животными.
Обработка теста:
7 и менее баллов – вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника.
От 8 до 15 – у вас нет особых причин для тревоги, но всё же подумайте, не много ли обязанностей перекладываете на плечи будущего супруга.
16-20 – вы полностью готовы к семейной жизни.
Учитель: (подводит итог): итак, учиться созданию семейной жизни необходимо каждому. И я предлагаю вам включиться в наш диалог, в котором все равны, могут высказывать своё мнение, только не могут остаться равнодушными. Наш диалог пройдёт в форме устного журнала. А участвовать в нём будут две группы.
5.
СТРАНИЦЫ УСТНОГО ЖУРНАЛА
5.1.
Первая страница: «Высказывания о семье»
1 – е: «Для одних семья – убежище от житейских неурядиц, для других – театр военных действий»;
2 – е: «Мелочи жизни в семье словно мины. Их можно обезвредить только уступками»
Задание: Прокомментируйте высказывание (работа 1 мин).
5.2.
Вторая страница: «За и против»
Учитель: Большинство людей на Земле живут в браке. Но есть люди, которые считают, что семья совсем не обязательна, можно прожить без неё. Давайте обсудим эти 2 точки зрения. Задание командам: команды должны привести аргументы: 1-я – «за» создание семьи, 2-я – «против»
(команды работают 2 минуты)
Учитель: (подведение итогов). А вот как взрослые отвечают на этот вопрос:
«Семья – это стержень, основа жизни», «Без семьи человек как пустоцвет: вроде и живёт, а всё без толку», «А для меня семья – это прежде всего дети, они – главный смысл жизни», « Семья - это удача: кому-то повезёт, а кому-то нет. Но пробовать всё равно надо», «Свою супружескую жизнь в молодости я представлял себе иначе. Но во всех бедах виноват сам человек».
5.3.
Третья страница: «Семейные корни».
Учитель: Крепость семьи, её мощь, нравственнее устои и традиции закладываются не одно поколение. Если устои семьи крепки, а традиции нравственно достойные, то все члены семьи могут быть уверены в своём будущем и будущем своих поколений. Люди в таких семьях могут быть спокойны за свою старость, а если нет…
Послушайте одну поучительную сказку.
В одной семье молодые родители жили со своим маленьким сыном и стареньким отцом. У отца уже выпали зубы, он громко жевал, плохо слышал. И молодые родители не разрешали старику сидеть с ними за одним столом. А чтобы он, не дай Бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Малышу же сказали, что для дедушки так лучше, ему никто не мешает. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сынишку за тем, что он пытался что-то смастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что он делает, малыш ответил, что он делает деревянную посуду для своих родителей, когда они состарятся (ведь он их так любит). Родители обиделись на сына.
Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, почему обиделись родители? Какие устои в этой семье? В чем мораль сказки?
(отвечают уч-ся)
Учитель: (как итог): ребенок безоговорочно верит своим родителям, и они должны жить так, чтобы не только на словах, но и на деле проявляли любовь к ближнему, не забывали своих стариков (ведь это как аукнется, так и откликнется).
А вот аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места рождения, особые факты биографии своих предков до 10-15 поколения. Родословной во все времена и во всех странах придавали огромное значение. Для рыцарей важен вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в рыцарском турнире. Для доказательства своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех поколениях предков. Но в наше прагматичное время мы, к сожалению, мало знаем о генеалогии своей семьи. Вашим домашним заданием было: узнать своих предков (проверка)
Ну а теперь творческое задание: Каждая команда должна изобразить на листе бумаги семейный герб и сопроводить его девизом. Напоминаю, что на гербе должны быть символически представлены важные моменты или традиции семьи. Девизом могут служить качества, которые являются признаками счастливой семьи)
(Учащиеся работают 5 мин. Представление гербов)
5.4.
Четвёртая страница: Мы выбираем, нас выбирают»
Учитель: В одном из фильмов героиня с грустью говорит о том, что солнечный лучик нельзя «прикнопить» к стеклу. Наверное, таким же невозможным вам кажется представление желаемых качеств характера или свойств личности вашего избранника. Большинство из вас представляют, что вот увидите человека, войдёте с ним в зрительный контакт, и снизойдёт озарение – вот он (она). И воцарится любовь. Но жизненный опыт многих людей показывает, что когда «спадают розовые очки», начинаются разочарования. Поэтому каждый из вас должен мысленно выстроить образ того, кто станет вашей опорой и радостью на всю жизнь.
Следующее задание состоит в том, что команды должны составить собирательный образ: 1-я команда – идеального будущего мужа, 2-я – будущей жены.
(Учащиеся работают 1-2 мин. Проверка)
Учитель: Представляя образы избранников, многие из вас говорили о том, что связующей основой семьи является любовь. Если она настоящая, она никуда не уходит. Но, к сожалению, за любовь мы часто принимаем романтическую влюблённость, страсть. Вот она со временем исчезает, и нередко на смену ей приходит неприязнь и даже – ненависть. Вы видели, как венчают в церкви? Над головами жениха и невесты держат венцы. Что они символизируют? Это не царские венцы, а мученические. Церковь нас таким образом вразумляет, что люди вступают в брак не столько для наслаждений и радостей (которые, конечно, есть в супружеской жизни); супруги должны знать, на что идут, и набираться великого терпения друг к другу. Если этого нет, то будет то, что сейчас мы видим в изобилии: неполные семьи и брошенные дети.
А так как поддержание тепла семейного очага дело (главным образом) женщины, то вот несколько советов девушкам от психологов: (зачитать)
- успех женщины – не много мужчин, а один.
- ищешь мужа – ищи главу семьи.
- отличай любовь от страсти.
- будь естественной, не притворяйся.
(Прокомментируйте).
5.5.
Пятая страница; «А мы и не знали…»
Учитель: вступление в брак сопряжено с юридическими вопросами. Например, создать семью можно лишь по достижению определенного возраста. Подаче заявления в ЗАГС предшествует оплата госпошлины. При заключении брачного союза стороны должны поставить друг друга в известность о хронических заболеваниях, генетических отклонениях в здоровье, тяжелых патологиях, в противном случае брак впоследствии может быть признанным недействительным.
Я предлагаю вам короткий
блиц-опрос:
1. Назовите возраст, с наступлением которого человек приобретает законное право вступать в брак. (18 лет).
2. Что такое ЗАГС, расшифруйте (запись актов гражданского состояния).
3. Является ли рождение внебрачного ребенка у лиц, не достигших 18 лет, достаточным основанием для вступления в законный брак ? (в отдельных случаях: рождение ребенка, беременность женщины – брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Однако для этого нужно пройти по инстанциям и получить разрешение от органов муниципальной власти).
4. Что такое брачный контракт? (это документ, в котором фиксируются имущественные отношения супругов, семейный бюджет и его расходование, домашние обязанности, ответственность сторон) (*** можно предложить составить брачный контракт).
5. Обретает ли автоматически права отца ребенка человек, который женился на женщине с ребенком? (нет, для этого ему необходимо усыновить ребенка. Это возможно лишь при обоюдном желании супругов и при наличии согласия родного отца, который эти права с момента подписания согласия теряет).
Учитель: (итог) как видим, юридических тонкостей брачных отношений много и вступающие в брак должны в них вникнуть.
5.6.
Шестая страница: «Семейные трудности»
Учитель: Вряд ли кто, вступая в брак, думает о том, что в его семье будут различные неприятности. А ведь они неизбежны. Поэтому вы должны постараться к ним подготовиться. Например, представив себе жизненные трудности, продумать меры по их устранению. Вы можете возразить, что всего не предусмотришь, но если исходить из этой жизненной логики, то вообще ничего не стоит делать, а всё пустить на самотёк.
Задание: каждая команда через 3 минуты должна представить список основных затруднений в семейной жизни.
(учащиеся отвечают через 3 мин).
Учитель: Итак, главное, что отвечают взрослые на вопрос «Что больше всего мешает человеку быть счастливым?» отвечают: «Неумение слышать друг друга. Каждый сам по себе», «Пьянство. Оно может разрушить всё», «Эгоизм. Когда нет понимания того, что нужно близкому человеку», «Сексуальная несовместимость», «Зависть», «Конфликты из-за пустяков. Они, как ржавчина, разъедают жизнь».
5.7. Седьмая страница: «Формула семейного счастья»
Учитель: Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? Каковы же признаки того, что семья счастлива? В чём заключается формула семейного счастья?
Задание: составьте формулу семейного счастья, которую некоторые ищут всю жизнь, да так и не находят.
(учащиеся через 2 мин. отвечают)
6.
Заключение.
Учитель: Да, сколько людей, столько и мнений. Я желаю вам искать и найти заветную формулу семейного счастья. Для этого не надо спешить, иначе за счастье можно принять некий фантом, который окажется обманом.
И закончить урок хочется прекрасным стихотворением И.Молчанова «Семь правил», который также выводит некую формулу семейного счастья. (Читают учащиеся):
1
ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень-очень важных.
2
ученик:
Во-вторых, это главное – любовь.
Всем сердцем, и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе – дети. Что за дом без них?.
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее.
Всегда считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
(При чтении стихотворения создаётся кластер):
СЧАСТЬЕ УЮТ ЛЮБОВЬ ДЕТИ ЗАБОТА
ЧИСТОТА
СЕМЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОМ ТЕРПЕНИЕ ЧИСТОТА УВАЖЕНИЕ
Рекомендуем посмотреть:
Тематический классный час для 9-11 классов
Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни
Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс
Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан
Похожие статьи:
Классный час 8-9 класс по теме Искусство
Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»
Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»
Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс