Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 3 классе. Части речи в русском языке

Конспект урока русского языка в 3 классе
Автор: Шикина Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ «НШДС №71», г.Нижнекамск РТ
Описание: Данный урок - урок открытия новых знаний предназначен для 3 класса, программа "Школа 2100". Конспект урока разработан по ФГОС.
Предмет: Русский язык
Тема: Части речи в русском языке.
Цель урока: - овладение приёмами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию (в схему, таблицу); - развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними;
I.Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения.
- Оценивать свою работу мы будем с помощью таких сигналов: Зелёный цвет - «Великолепно. Всё понимаю». Желтый – «Хорошо. Интересно. Но иногда есть затруднения. Понимаю не всё». Красный – «Трудно. Не понимаю, о чём идёт речь».
У учащихся на столе карандаши 3-х цветов (зелёный, жёлтый. красный)
II. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности
А)Мини беседа
- Как вы понимаете эти пословицы?
- «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», "Грамоте учиться всегда пригодится!" (Высказывания детей)
- А хотите ли вы быть грамотными?
- Тогда "в добрый путь!"
Б)Каллиграфическая минутка: минутка красивого письма; орфографическая минутка
- Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число(учащиеся выполняют задание).
- Выделите самую красивую букву.
Вы прошли большой раздел во 2 классе «Орфограммы».
- Найдите в записи все известные вам орфограммы.
Семнадцатое декабря. Классная работа. (Проверка ,доказывают вслух, сверяются).
- Помогите мне, оцените знания своих друзей (оценивают работу напарника).
- Порадуйтесь за своего товарища (пожатие руки соседу по парте).
III.Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? (Предполагаемые ответы).
- Слова русского языка жили в сказочном теремке, в котором было много комнат. Подул ветер, открылись окна и разлетелись слова. Как их вернуть обратно в теремок?
Эти слова оказались на ваших партах ( на партах лежат слова: звучат, детские, голоса, погода, стоит, холодная). (Думают. Работают в паре. Варианты ответов могут быть разные. Желающие могут выйти к доске объяснить свою версию).
IV. Открытие новых знаний. Поиск решения.
1. Наблюдение за словами в предложении.
- Понятно ли вам будет, о чём я хочу сказать, если в нашей речи мы часть слов уберём? (Нет, не понятно. Смысл потерялся.)
На доске запись: Весело голоса. Звучат детские.
- Из чего же состоит наша речь?( Из слов).
- Можно ли сказать, что это части нашей речи?(Да)
Работа по учебнику.
с.3 Упр.205.
- На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Слово в 1-м предложении отвечает на вопрос «что делают?»)
- пропустите одну строчку (дети оставляют строчку, поэтапно выполняют задания).
- Какие слова, можно вставить вместо точек. Можно ли написать разные слова? (Это слово должно отвечать на вопрос что делают и подходить по смыслу в предложении).
Записываю на доске: Что делают?
Выписываю варианты детей под вопросом:
бегут
смеются
играют
поют
танцуют
- Что обозначают все эти слова?(действие)
Записываю над вопросом: действие
Что делают?
- Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос "что делают?" и обозначают действие).
- Давайте рассмотрим 2-е предложение.
- На какой вопрос отвечает пропущенное слово? (Какие?)
Запишите вопрос: какие?
Ваши варианты слов?
весёлые
красивые
радостные
- Что обозначают эти слова: признак
Аналогично выполняется работа со следующим предложением. (Дети заканчивают схему:
действие признак предмет
что делают? какие? кто? )
- Ребята, давайте сделаем вывод.( В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.)
2. Формулирование темы и цели урока
- Как называются эти группы слов? (Части речи.)
Подпишите над схемой тему урока: Части речи. (Дети записывают на пропущенной строке тему урока.)
- Над чем же мы будем работать на уроке? (Мы будем выяснять, на какие вопросы отвечают слова, и какой частью речи они являются.)
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
в пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись.
3.Наблюдение за частями речи.
а) упр.206
Выполняется задание "пошагово". Запись слов группами в начальной форме:
кто? что? что сделала? какая? когда?
что сделает?
объявление дала отдельная однажды
улитка сдается
квартира (дать)
калитка
покой
тишина
(тишь)
огород
(огороды)
Работа в парах
Проверка. ( Ребята читают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.)
- К каким словам не смогли задать вопрос? (к предлогам)
- Почему? Как они называются? (Есть маленькие слова - предлоги к ним вопрос поставить нельзя.)
- Для чего они нам нужны?( Для связи слов в предложении)
- Сделайте новый вывод.( Не ко всем словам можно поставить вопрос.)
Оцените свою работу.( Цветовой сигнал.)
VI. Первичное закрепление.
- Прочитайте определение на с.5 учебника.
- Что же такое части речи?( большие группы слов)
- Как вы понимаете, что деление слов на части речи - это закон языка?( Все слова в русском языке относятся к какой-то группе и отвечают на свой вопрос.)
Упр.209. Рассмотрите рисунок. (Ученики объясняют смысл рисунка)
- Какие вопросы задают малыши? (Кто это? Что это? Что он сделал? Какой?)
- Знакомы ли вам эти вопросы? (Да, знакомы. Это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи.)
VII. Итог урока.
- Какие части речи вы знаете?( имя существительное, имя прилагательное. глагол, предлог, междометие )
- Чем они похожи?( у всех есть вопрос)
- В чём разница?( вопрос у всех свой)
Вывод.( Части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает.)
VIII. Домашнее задание.
По выбору: 1. с.5 упр.208. или с.6 упр. 210
2. Выучить классификацию частей речи.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс Конспект урока русского языка в 3 классе Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное Дидактические задания по русскому языку, 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Участник №2 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Конспект урока математики в 4 классе. Умножение чисел 8 и 9. Закрепление
Опубликовано: 3524 дня назад (30 марта 2015)
Просмотров: 5399
+5
Голосов: 5
Елена Михайловна Попова # 31 марта 2015 в 08:08 +2
Здравствуйте.Ваш урок имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала в ходе беседы; изложение нового материала в системно -деятельностном подходе; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.К сожалению нет инструктажа по домашнему заданию.Спасибо за урок.
Вера Васильевна Усольцева # 30 мая 2015 в 23:06 +1
Урок мне понравился. Используются разнообразные методы и приемы. Прослеживаются этапы урока. На уроке мы видим постановку проблемного вопроса. Я считаю урок интересным и содержательным.
Мария Анатольевна Гановичева # 6 июля 2015 в 08:39 +1
Здравствуйте, Ирина Евгеньевна.
Сегодня уроки по ФГОС очень востребованы. И сразу вопрос: разве цель и задачи смешивают вместе?
Структура урока продумана Вами рационально, используются разнообразные приемы активизации деятельности: применяется сказка, групповая работа, индивидуальные карточки.
Стоило включить в текст работы иллюстрацию, которую Вы обсуждали. Почему два разных д/з? Дифференцированный подход?
Конспект продуманный и добротный, голосую за Вас!
Мавлида Мухаметгалеевна Кильдибаева # 21 января 2019 в 11:42 0
Здравствуйте, Ирина Евгеньевна. Ваш урок соответствует требованиям ФГОС, поставленные задачи и цели достигнуты.Использованы разнообразные методы и приемы. Спасибо за работу.