Конспект урока математики
Автор: Шикина Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ «НШДС №71», г.Нижнекамск РТ
Описание: данный урок ориентирован на учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта по программе VIII вида для детей с умственной отсталостью.
Тема: Умножение чисел 8 и 9. Закрепление.
Цель: совершенствовать навыки табличного умножения чисел 8 и 9, а также умение решать задачи.
Задачи:
• развивать объяснительную речь, логическое мышление, развивать интерес к математике;
• воспитывать трудолюбие, интерес к чтению сказок.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте девиз сегодняшнего урока:
Ученье везде найдёт примененье. (Таблица)
- Как понимаете? (Что изучаем, нам пригодится в дальнейшем обучении и в жизни.)
• Скажите, какой большой и важной теме посвящены все последние уроки? (Умножению и делению.)
• Сегодня на уроке мы продолжим тему умножения и будем решать примеры и задачи на умножение чисел8 и 9.
- Сегодня у нас не просто урок, а увлекательное путешествие в сказку.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте…
III. Актуализация знаний.
1.Устный счёт.
- Жили-были поросята,
Три весёлых дружных брата.
Летом бегали, играли,
Холода совсем не ждали.
- Угадали? Какая это сказка? (Три поросёнка.)
- Как звали поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).
- Какой поросёнок был самым умным? (Наф-Наф)
- Наф-Наф очень любил математику и старался научить своих ленивых братьев. Он дал братьям задание: к числу 9 нужно прибавлять по 9 и записывать ответы в звенья цепи. Но поросята не сумели этого сделать. Поможем им?
2. Классификация геометрических фигур. Состав однозначных чисел.
-Вскоре осень наступила,
Поросят предупредила:
« Нужно строить всем дома,
Скоро к вам придёт зима».
Из соломы домик свой
Младший сделал под сосной.
Крышу лёгкую сложил,
Зимовать под ней решил.
- В форме, какой геометрической фигуры Ниф-Ниф сделал окошки в своём домике?( - В форме круга). На доску прикрепляется соломенный домик Ниф-Нифа.
- Заселим окошки числами. Для этого вспомним таблицу умножения числа 8.
- Как называются числа при умножении? (-Первый множитель, второй множитель, произведение).
-Средний тоже не дремал,
Дом из веток собирал.
Думал в шалаше зимой
Жить холодною порой.
- В форме, какой геометрической фигуры Нуф-Нуф сделал окошки в своём домике? (- В форме квадрата).
- Почему вы решили, что это квадрат? (-У квадрата 4 равные стороны и 4 прямых угла).
- Заселим окошки числами. Для этого вспомним таблицу умножения числа 9. ( Учащиеся «заселяют» окошки числами.)
-Ну, а старший брат трудился
И, конечно, не ленился.
Из камней он строил дом,
Чтобы жить спокойно в нем.
- В форме, какой геометрической фигуры Наф-Наф сделал окошки в своём доме? (-В форме прямоугольника). (На доску прикрепляется домик Наф-Нафа).
- Почему вы решили, что это прямоугольник? (- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны.)
- Заселим окошки числами. Для этого повторим умножение числа на 0.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
IV. Пальминг (метод Г. А. Шичко).
Сядьте поудобнее. Локти поставьте на
парту. Спина прямая, голову не наклоняйте. Мизинцы - на переносицу, как мостики очков. Закройте глаза ладошками. Под ладошками темно.
…Представьте себе тихий, ясный, немного морозный осенний денёк. Низкое солнышко уже не греет, но блестит ярче летнего. И куда попадает его луч – там открывается чудесная, сказочная картина. На фоне бледно-голубого неба яркими красками выделяется осенний лес. Свежий ветер тихонько шевелит упавшие листья. Перелётные птицы ровными клиньями отправляются на юг.
На лужайке играют три весёлых поросёнка, повизгивая от удовольствия
Теперь их ничто не беспокоит, ведь домики они себе уже построили…
Но поросята даже не подозревают, что за ними наблюдает злой, голодный, страшный волк. Он хочет съесть поросят. Открывайте глаза, надо их спасать.
V. Закрепление знаний табличного умножения числа 3.
1. Решение примеров.
- Поросята увидели волка, очень испугались и разбежались по своим домикам.
- На полянку волк пришёл,
Из соломы дом нашёл.
Дунул сильно – и у дома
Улетела вся солома.
- Ниф-Ниф бросился бежать к среднему брату, но на своём пути встретил «дорожку примеров на умножение и сложение». Их нужно решить, тогда он
попадёт к Нуф-Нуфу.
6x8+10
3x9+13
- Младший тут же прибежал
К шалашу, где средний ждал.
Волк шалаш решил сломать...
К старшему пришлось бежать.
- Но на их пути тоже появилась «дорожка примеров на умножение и вычитание». Примеры нужно решить, тогда поросята попадут в дом к Наф-Нафу.
9x9-25
8x8-13
2. Нахождение ошибок в примерах.
- Сколько волк ни дул на дом Наф-Нафа, сколько ни царапал, ни один даже самый маленький камешек не двинулся с места. Тогда волк увидел трубу. «Вот через эту трубу я и проберусь в дом» - подумал волк. Он нашёл лестницу. А лестница оказалась не простая. Это «лестница неправильных примеров». Решим один пример правильно, сломается одна перекладина. Решим второй пример правильно, сломается другая и т. д. И тогда волк не сможет залезть на крышу.
5x9=46 6x8=56
3x7=32 7x9=49
3. Физминутка.
- Поросята немного успокоились и решили сделать зарядку. Отдохнём и мы.
Лентяи – поросятки
Не делали зарядки.
(Покрутили головой в разные стороны, руки на поясе).
И стали неуклюжи.
(Руки в стороны, вверх).
Не вылезти из лужи
(Наклонились, шагают)
Никак, никак, никак.
(Руки на пояс, повороты в стороны).
А наши-то ребятки
Все делают зарядку.
(Руки в стороны, сгибают и разгибают в локтях).
И делают как нужно,
Шагают в ногу дружно.
(Руки перед собой)
Вот так, вот так, вот так.
(Шаги на месте).
4. Решение задачи.
- Пока поросята отдыхали, волк всё же сумел пробраться на крышу и решил пролезть в трубу.
Поросятам нужно срочно решить задачу. Если решат правильно, то заслонка откроется, появится правильное число и волк упадёт в котёл с горячей водой.
Возьмите карточки и прочитайте задачу:
Для кладки трубы Наф-Наф использовал кирпичи. Кирпичи он укладывал рядами. Если в 1 ряду трубы 3 кирпича, сколько кирпичей в 8, 9 рядах?
- Что в задаче известно? ( - В 1 ряду 3 кирпича).
- Что нужно найти? (- Сколько кирпичей в 8,9 рядах)?
- Как будем решать задачу?
- Запишем условие задачи и решим её.
1 р. – 3к.
8 р. - ? к.
Решение:
3х8=24 (к.)
Ответ: 24 кирпича в 8 рядах.
- Волк забрался на третий дом.
И полез в трубу на нём.
С кипятком в котёл упал,
В лес со страха убежал.
5. Самостоятельная работа по карточкам.
- Рассмеялись поросята.
Стали вместе жить три брата.
Больше волк не приходил,
Стороной их обходил.
- С тех пор поросята больше не ленились, полюбили математику и стали придумывать интересные задания. Одно из них которых они предлагают вам. Откройте тетрадь на печатной основе с.78 №2. Выполняйте задание.
VI. Итоги урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что мы повторили и закрепили? (умножение чисел 8,9, геометрические фигуры, решение задачи).
- На прощанье поросята подарили вам полянку с цветами. Каждый из вас получит цветок с этой полянки. Цветок с пятью лепестками получает…, цветок с четырьмя лепестками получает…, цветок с тремя лепестками получает…
VII. Домашнее задание.
Стр. 77, №5
VIII.Завершение урока.
- Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки…
1, 2, 3, 4, 5.
Рекомендуем посмотреть:
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Конспект урока по математике - 4 класс УМК «Школа 2100»
Конспект урока-путешествия по математике в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Похожие статьи:
Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе
Конспект урока математики, 4 класс. Разработка. УМК «Школа России»
Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника
Конспект урока математики в 4 классе (программа Занкова) по теме: «Решение уравнений разного уровня сложности»
Урок-путешествие по математике в 4 классе