Конспект организованной образовательной деятельности
«Зима. Признаки зимы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Автор: Мучкаева Ирина Валерьевна, учитель - логопед, МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 187 «Умка», г. Архангельск.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Зима. Признаки зимы». Материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам логопедических групп.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Форма проведения ООД: подгрупповое занятие (5 воспитанников).
Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимы (2 шт.), игрушка снеговик (мягкая), предметные картинки (сосулька, снежинка, одежда людей), схема - план.
Цель: познакомить с основными признаками зимы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширить знания у детей о зиме, зимних признаках;
- Продолжать учить детей составлять простые распространенные предложения с помощью опорных схем;
- Развивать связную речь посредством проговаривания полного предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание посредством прослушивания загадки, стихотворения;
- Развивать зрительное восприятие, внимание в ходе рассматривания сюжетной картины;
- Продолжать отрабатывать навыки речевого дыхания в процессе выполнения задания «снежинка».
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Методические приемы: игровая ситуация, рассматривание сюжетной картины, беседа, диалог, проведение динамической паузы, использование упражнения по развитию речевого дыхания.
Ход ООД:
I. Организационный момент
Учитель - логопед: Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришел снеговик, он расскажет нам о зиме (педагог показывает игрушку - снеговика и сюжетную картинку с изображением зимы)
Учитель - логопед: Что изображено на картине? Какое время года?
Дети: зима
П. Основная часть
1. Сообщение темы
Учитель - логопед: Правильно! А как вы догадались, что это зима?
Дети: есть много снега
2. Объяснение темы
Учитель - логопед: Да, вы правы. Зима приходит, когда выпадает снег, появляются сугробы, лед, а также зимой бывает вьюга и метель. Что такое вьюга?
Дети: вьюга - когда ветер кружит вверх снег.
Учитель - логопед: Что такое метель?
Дети: метель – когда ветер как будто метет снег.
Учитель - логопед: А еще зимой люди надевают теплую одежду, так как на улице очень холодно, звери в лесу прячутся, бывает мороз. Что такое мороз? (показывает картинки).
Дети: когда на улице очень холодно, и он рисует на окнах красивые, причудливые узоры.
Учитель - логопед: Молодцы! Как вы, думаете, из чего состоит снег?
Дети: из воды и снежинок.
Учитель - логопед: Из снежинок появляется снег, сугробы , во время вьюги, метели снежинки кружатся и кружатся, то вверх, то вниз. Что это? (показывает картинку).
Дети: снежинка.
Учитель - логопед: Посмотрите и скажите, какая она?
Дети: она тонкая, прозрачная, ледяная, красивая, легкая, пушистая
(у каждого в руках игрушка - снежинка).
Учитель - логопед: Послушайте и отгадайте загадку:
Белоснежная сестричка
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет.
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
О чем говорится в загадке?
Дети: о зиме.
Учитель - логопед: Как автор в этой загадке называет зиму?
Дети: белоснежная сестричка.
Учитель - логопед: Как вы понимаете: «Все укроет одеялом»
Дети: всю землю покроет снегом
Учитель - логопед: Какую колыбельную споет зима земле?
Дети: отвечают
3. Динамическая пауза
Учитель - логопед: Ребята, представьте себе, что вы снежинки. Подул ветер, и снежинки полетели (включается музыка, дети произвольно кружатся).
Ветер утих, и снежинки сели на землю, и стало кругом белым-бело.
4. Упражнение «Снежинка» (развитие речевого дыхания)
Учитель - логопед: Ой, ребята, смотрите , снежинки на моей одежде, на вашей. Сдуй¬те их.
Вдох носом и выдох: долгий; рот трубочкой.
Учитель - логопед: Молодцы! Садитесь на свои места.
5. Работа со стихотворением
Учитель - логопед: Послушайте внимательно стихотворение:
«Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет воспитатель на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?» (читается 3 раза).
Учитель - логопед: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: о зиме.
Учитель - логопед: Как описывает ав¬тор снег?
Дети: белый, мохнатый.
Учитель - логопед: Что делали дети во дворе?
Дети: расчищали двор от снега и льда лопатой.
Учитель - логопед: Что сказала воспитатель?
Дети: отвечают.
6. Работа по сюжетной картине
Учитель - логопед: Все ребята молодцы! Теперь посмотрите, какую картину нам приготовил снеговик (показываем сюжетную картину).
Учитель - логопед: Какое время года изображено на картинке?
Дети: зима.
Учитель - логопед: Почему вы так решили?
Дети: нарисовано много снега.
Учитель - логопед: Зима на картине какая?
Дети: белая, снежная, холодная, ...
Учитель - логопед: Снег зимой какой?
Дети: белый, пушистый, холодный...
Учитель - логопед: Сугробы зимой какие?
Дети: высокие, большие.
Учитель - логопед: Солнце зимой какое?
Дети: оно уже не такое яркое как, летом, оно уже не греет.
Учитель - логопед: Кого еще изобразил художник на картине?
Дети: детей.
Учитель - логопед: Зима веселое или грустное время года для детей?
Дети: веселое.
Учитель - логопед: Почему?
Дети: можно кататься на санках, коньках, с горки.
Учитель - логопед: Знаете ли вы, что зима может быть грустной? Для кого?
Дети: для птиц.
Учитель - логопед: Почему?
Дети: им нечего есть зимой, мало ягод, листьев.
Учитель - логопед: На дальнем плане изображены дети, чем они заняты?
Дети: ответы детей.
Учитель - логопед: Какие еще зимние развлечения вы знаете?
Дети: ответы детей.
Учитель - логопед: Ребята, попробуем составить небольшой рассказ, используя схему - план (на схеме: снежинка, сугроб, солнце, дети).
Дети: составляют рассказы по очереди.
III Итог
Учитель - логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости? О чем мы сегодня говорили? Какая зима бывает? (холодная, снежная….).
Список использованной литературы:
1. Кармаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2012. - 191с.
2. Козырева О.А. Логопедические технологии.- Ростов н/Д: Феникс,2017.- 192с.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима
Конспект НОД в старшей группе на тему: Снежинки
Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: Зимующие птицы
Похожие статьи:
Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе
Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз
Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС