Составление повествовательных рассказов по восприятию и обобщенному образцу воспитателя
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: предлагаю перспективный план на неделю по реализации работы по составление различных описательных и повествовательных рассказов по репродукциям картин И.Левитана для детей подготовительной группы. Данный материал поможет педагогам ДОУ в реализации дополнительной работы по образовательной области «Речевое развитие», в работе над связной речью, а также как тематический материал для кружковой работы.
1-й день недели «Весна»
Совместная организованная образовательная деятельность «Составление повествовательного рассказа по восприятию и обобщенному образцу воспитателя»
Цель: формирование эстетических чувств у дошкольников, совершенствование монологической и диалогической речи.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин Левитана без упоминания названий репродукций:
«Март» (1895 г.)
«Весна. Последний снег» (1895 г.)
«Весна. Большая вода» (1897 г.)
Вопросы к детям:
— Какое время года изображено на картинах?
— Как вы догадались?
— В какой последовательности надо рассматривать картины, если учитывать временные отрезки весны
(ранняя весна, середина весны, поздняя весна)? («Март», «Последний снег», «Большая вода».)
— Внимательно рассмотрите первую репродукцию картины художника
(«Март»).
Воспитатель читает рассказ.
— «Вот и наступила долгожданная весна. Появились первые яркие солнечные лучи, которые постепенно начали согревать и землю, и деревья, и даже дома. От этих солнечных лучей вся природа оживает. Вот несмелые березки проснулись от зимнего сна, повернули свои веточки к солнышку, и, улыбаясь, приветствуют его. Даже вековые сосны приободрились и распушили свои иголочки, красуясь в солнечных лучах. Прозрачное небо так и отливает своей голубизной на белом снегу. Лошадка тихо стоит возле крыльца, пригрелась на солнышке и не хочет даже пошевельнуться. Кругом стоит прекрасная весенняя тишина».
— Как вы думаете, мы с вами правильно отгадали мысли художника, который написал эту картину?
— Что изобразил художник на своей картине?
(природу, весну, красоту, тишину, радость и т.д.).
— Как вы думаете, почему я в своем рассказе сказала о березках, протягивающих свои веточки к солнцу? Ведь солнышка на картине художник не изобразил. По каким приметам на картине я об этом догадалась?
(по тени от сосны и березок на снегу).
— Какой прием использовал художник, чтобы на картине было видно, что день солнечный, яркий, весенний?
— Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
— Какое настроение у вас вызвала эта картина и почему?
— Как вы думаете, какое название больше всего подойдет к этой картине?
Аналогично ведется беседа по репродукции картины Левитана
«Весна. Последний снег».
Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать повествовательный творческий рассказ по третьей репродукции картины Левитана, которую он назвал «
Весна. Большая вода».
Помощь воспитателя:
— Подумайте, почему художник назвал свою картину «Весна. Большая вода»?
— Необходимо учесть временной отрезок весны.
— Не забудьте упомянуть о солнышке, деревьях, кустарнике, небе и облаках, как можно о них сказать точно и красиво?
Далее заслушиваются, в первую очередь, рассказы детей с хорошо развитой монологической речью.
2-й день недели «Лето»
Беседа воспитателя с детьми по репродукциям картин Левитана
Воспитатель выставляет сразу три репродукции картин Левитана, предлагает детям рассмотреть картины.
«Июньский день» (1890 г.)
«Березовая роща» (1878 г.)
«Деревня на берегу реки» (1883 г.)
Вопросы к детям:
— Можно ли догадаться, какое время года изобразил художник на своих картинах?
— Можно ли догадаться, где художник мог сделать зарисовки к этим картинам?
(в лесу, на берегу реки, около леса или в поле).
Воспитатель предлагает обратить внимание на первую картину художника
«Березовая роща»:
— Как вы думаете, что хотел передать художник в этой картине, чтобы и мы тоже с вами это почувствовали?
(красоту природы, свежесть летнего леса, радостное настроение и т.д.).
— Как мы можем сказать о березках, какие они?
(веселые, ажурные, радостные, певучие и т.д.).
— Рассмотрите травку на картине и расскажите о ней, какая она?
(нежная, несмелая, тихая, прозрачная, ласковая и т.д.).
— Что еще мы видим на этой картине?
(звенящий, радостный, яркий, прозрачный с салатовым отливом солнечный свет).
— Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину?
— Что нам напоминает этот лес?
(парк).
— Что происходит с вашим настроением, когда вы начинаете смотреть на следующую картину Левитана «Деревня на берегу реки»?
(мы будто перелетаем из веселого парка к бабушке в деревню).
— Что можно сказать о природе на этой картине И.Левитана, какая она?
(тихая, спокойная, сонная, застенчивая, застывшая, мечтательная и т.д.).
— А теперь обратите внимание на третью картину Левитана
«Июньский день».
— Можем ли мы догадаться по картине, какое у художника настроение?
(тревожное).
— О чем нам хочет сказать художник в картине?
(начинается ветер, скоро будет дождь или даже гроза).
— Как вы догадались?
(вдали небо серое, тяжелое, березка наклоняюсь, мрачно, даже кажется, что цветы от ветра шевелятся).
— Какие чувства может передать художник в своих картинах?
(радость, нежность, красоту, тревогу, печаль).
Далее воспитатель предлагает детям послушать музыку Чайковского «Июнь», «Июль», «Август» из альбома «Времена года».
3-й день недели «Осень»
Составление описательного и повествовательного рассказа на предложенную тему и по плану воспитателя
Воспитатель сообщает, что сегодня они будут вновь знакомиться с репродукциями картин великого русского художника Левитана.
Выставляются репродукции картин без упоминания названий репродукций:
«В лесу осенью» (1894 г.)
«Большая дорога. Осенний солнечный день» (1895 г.)
«Золотая осень» (1895 г.).
Вопросы к детям:
— Какое время года изобразил художник на своих картинах?
— Какое название мы можем дать первой (второй, третьей) картине Левитана?
— Какую из этих трех картин художник назвал «Золотой осенью»?
— Как вы догадались?
— Почему художник решил написать картину «В лесу осенью», что привлекло его внимание?
(красивые цветы на пригорке в окружении сосен и золотистых березок, напоминающие собранные букеты на зеленом ковре).
— Что привлекло внимание художника во второй картине?
(необычно яркий осенний свет и тени от берез вдоль дороги, как ученическая тетрадь в линеечку).
— Что вы можете сказать об осени на третьей картине Левитана, какая она?
(тихая осень, золотая осень, березы золотые, берега покрыты золотым ковром, даже река кажется золотой).
Воспитатель предлагает детям выбрать картину и составить о ней рассказ по плану воспитателя.
— Составьте рассказ на тему «Чем меня осень порадовала?».
— Сначала расскажите о том, что вы от осени ждали?
— Затем, где вы с ней встретились?
— И в конце, чем она вас удивила, порадовала?
4-й день недели «Зима»
Составление повествовательного рассказа по памяти из личного опыта
Воспитатель выставляет три репродукции картин Левитана
«Лес зимой» (1880 г.)
«Серый день» (1890 г.)
«Деревня. Зима» (1878 г.)
Вопросы к детям:
— Что можно сказать о зиме на картинах Левитана, какая она?
(скучная, злая, сердитая, печальная, мрачная, серая и т.д.).
— Как вы думаете, почему Левитан изображал зиму именно такой?
(ответы детей обсуждаются).
— Какое настроение у нас, когда мы смотрим на картины Левитана, где изображена зима?
— А всегда ли зима именно такая, как ее изобразил художник на этих картинах?
— Какая бывает зима?
(белоснежная, сверкающая, блестящая, морозная, ажурная, звенящая и т.д.).
— Какое любимое занятие у детей зимой?
(кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика, играть в снежки и т.д.).
Далее воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о своем любимом зимнем увлечении.
Заслушиваются творческие рассказы детей по памяти из личного опыта на тему
«Мои любимые зимние увлечения».
5-й день недели «Времена года»
Непосредственно образовательная деятельность «В картинной галерее…»
Составление творческих рассказов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: побуждение детей к составлению повествовательных творческих рассказов по картине великих художников И.Левитана, И.Грабаря. И.Шишкина.
Задачи:
*учить выделять главное в картине, развернутыми предложениями отвечать на вопросы педагога;
*поощрять самостоятельно найденные сравнения, метафоры, эпитеты, описания пейзажа русской природы;
*формировать культуру поведения, умение пользоваться разными формами вежливости;
*воспитывать трудолюбие и творческую активность на занятии.
Материал: репродукции И.Левитана. И.Грабаря, И.Шишкина. Аудиозапись пьес П.И.Чайковского «Времена года» — «Март», «Июнь». «Октябрь», «Январь».
Конспект
Воспитатель предлагает детям отправиться на выставку картин.
— Где может проходить выставка картин?
(ответы детей обсуждаются).
— Что такое музей?
(хранилище предметов, книг и картин).
— Как можно иначе назвать выставку картин?
(картинная галерея).
Вот и мы с вами сейчас отправимся в картинную галерею.
— Какие картины вам хотелось бы там увидеть?
(ответы детей обсуждаются).
Дети вместе с воспитателем переходят в противоположную часть группы, где оформлены выставки картин:
— Посмотрите, ребята, на первом стенде репродукции картин Исаака Левитана «Лес зимой» (1880 г.), «Серый день» (1890 г.), «Деревня. Зима» (1878 г.), «В лесу осенью» (1894 г.), «Большая дорога. Осенний солнечный день» (1895 г.), «Золотая осень» (1895г.), «Июньский день» (1890 г.). «Березовая роща» (1878 г.), «Деревня на берегу реки» (1883 г.), «Март» (1895 г), «Весна. Последний снег» (1895 г.), «Весна. Большая вода» (1897 г.);
— На втором стенде репродукции картин И.Грабаря «Февральская лазурь» и И.Шишкина «Зима в лесу», «Лето», «Осень», «Весна».
Вопросы к детям:
— Какие картины этой картинной галереи вам знакомы, назовите их?
(ответы детей обсуждаются).
Дидактическая игра «Подбери картину».
Воспитатель читает отрывки стихотворений, а дети должны подобрать соответствующую репродукцию картины Левитана.
Доброе лето! Доброе лето!
Сколько тепла в нем
И сколько в нем света!
Лето стучится к нам в окна с утра:
-Вставай, детвора!
(Н.Полякова)
(картина «Березовая роща»)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
(А.Толстой)
(картина «Июньский день»)
С вечера все спится,
На дворе темно.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...
(А.Фет)
(картина «Деревня. Зима»)
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели.
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора.
(П.Образцов)
(картина «Март»)
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной!
(И.Суриков)
(картина «Деревня на берегу реки»)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли...
(А.Толстой)
(картина «Весна. Последний снег»)
Вот и мороз... Забыта осень...
Затих, застыл веселый лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожит их нимало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным гром разбудит...
Деревья спят совсем, как люди,
И день за днем растут во сне.
(К.Чолиев)
(картина «Лес зимой»)
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит теплые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
(Я.Аким)
(картина «Весна. Большая вода»)
Лес, точно расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что в оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца...
(И.Бунин)
(картина «Золотая осень»)
Вопросы к детям:
— О чем нам могут рассказать строчки стихотворений?
(ответы детей обсуждаются: о настроении, о природе, о временах года и т.д.).
— О чем нам могут рассказать картины художников?
(ответы детей обсуждаются: о настроении, о природе, о временах года и т.д.).
— Что мы чувствуем, когда читаем стихи о природе?
(мы ее представляем и переживаем вместе с ней: радуемся, печалимся, улыбаемся, хмуримся и т.д.).
— Как называют того, кто пишет стихи?
(поэт).
— Что мы чувствуем, когда рассматриваем картины художников?
(как меняется наше настроение: то печальное, то радостное, то грустное, то веселое и т.д.).
— Как называют того, кто пишет картины?
(художник).
— Можно ли почувствовать природу, прослушав музыку?
(ответы детей обсуждаются).
Дидактическая игра "Музыка + картина".
Воспитатель включает аудиозапись пьес П.И.Чайковского «Времена года» — «Март», «Июнь», «Октябрь», «Январь» и предлагает детям к музыке подобрать соответствующие репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», «Март», «Зима в лесу», «Июньский день».
— Как называют того, кто пишет музыку?
(композитор).
— Как называют того, кто пишет рассказы?
(писатель).
Дидактическая игра «Я писатель».
Воспитатель еще раз включает музыку Чайковского «Времена года». Дети, прослушивая музыку, подбирают к ней соответствующую репродукцию картин И.Левитана и составляют описательный творческий рассказ о природе.
Заслушиваются рассказы детей...
Самостоятельная работа (или в парах, по желанию)
В конце воспитатель обращает внимание на картины других художников: И.Грабаря «Февральская лазурь» и И.Шишкина «Зима влесу», «Лето», «Осень», «Весна» и предлагает детям самостоятельно (или работая в парах) определить настроение художника, характер природы, изображенной на этих картинах, и сравнить их с картинами Исаака Левитана.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ОД с учётом ФГОС для детей подготовительной группы детского сада на тему: Моя Родина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе
Конспект ОД с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы