Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интерес к чтению у младших школьников. Как его развивать

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.
Автор: Прокопенкова И.В., учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ "СШ" №17

Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге».
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.
А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники. Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения).
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты. Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.

Рекомендуем посмотреть:

Неделя детской книги в младшей группе Почему дети не читают? Роль родителей в приобщении ребенка к чтению Как привить детям любовь к чтению

Похожие статьи:

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников. Рекомендации и советы для родителей

Праздник книги для младших школьников

Внеклассное мероприятие на тему: Осень, 1 класс | Конспект урока по окружающему миру «Подводный мир», 1 класс
Опубликовано: 2953 дня назад (8 октября 2016)
Просмотров: 14363
Рубрика: Статья
+6
Голосов: 6
Галина Александровна Смекалова # 8 октября 2016 в 13:46 +2
Ирина Викторовна, здравствуйте!
Ознакомилась с Вашей разработкой. Хотелось бы добавить ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ.
Нестандартные уроки всегда очень нравятся нашим ученикам! Спасибо за вариант работы! Изучая, знакомясь с работами коллег - мы развиваемся! Творческих нам и Вам успехов!
Примите мой первый голос! С уважением, Галина.
Тамара Борисовна Вершинина # 9 октября 2016 в 21:56 +1
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Вы затрагиваете очень важную и трудную тему воспитания читателя и интереса к чтению. Ваши предложения по нестандартным урокам, думаю, будут интересны учителям. Спасибо большое! С вашего разрешения беру материал в заметки
Елена Ивановна Самохина # 10 октября 2016 в 22:50 +1
Здравствуйте Ирина Викторовна. Тема развития у детей интереса к чтению очень актуальна. Головы современных детей перегружены персонажамы компьютерных игр и бесконечных мультсериалов. Вы правильно подметили, что усилиями только педагогов делу не поможешь. Родители должны понимать, что книги нужны ребёнку для "работы души". Успехов вам! С удовольствием голосую.
Юлия Евгеньевна Трясина # 11 октября 2016 в 20:37 +1
Спасибо!Проблема обучения чтению является одной из актуальных в
современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её
большой практической значимостью, а эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим
предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения.Поэтому раскрыв эту тему вы заслуживаете высокой оценки в вашей педагогической деятельности...Творческих Вам успехов!
Наталья Владимировна Лебедина # 12 октября 2016 в 12:48 +2
"Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения" - прекрасная разработка, на мой взгляд. Спасибо за публикацию.
P.S. Ирина Викторовна, не забывайте ставить "+" комментариям своих коллег, порадуйте их своим вниманием и оценкой!
Ирина Викторовна Прокопенкова # 18 октября 2016 в 19:08 +1
Наталья Владимировна, спасибо за комментарий. Надеюсь вы воспользуетесь моей статьей в вашей работе.
Олеся Владимировна Пантеленко # 14 октября 2016 в 18:58 +1
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Очень актуальная статья! На самом деле интереса к чтению у современных детей нет, на первом месте стоит компьютер, а потом всё остальное. Родители не придают этому большого внимания и вся ответственность ложится на воспитателей и учителей в вопросе , а будет ли ребенок читать. Я надеюсь, что ваша статья поможет сформировать интерес к чтению. Большое спасибо!
Ермакова Наталья Александровна # 28 октября 2016 в 10:32 0
Доброго дня,Ирина Викторовна! Великолепная и очень актуальная статья! В мире современных технологий очень трудно приобщить детей к чтению литературы,а ведь это удивительный мир! Благодарю за Ваш труд и с удовольствием голосую, голос № 6