Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Образы природы в русском народном искусстве

Статья из опыта работы воспитателя детского сада. Образы природы в русском народном искусстве.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы- этого самого естественного источника красоты. Природа- не только великий учитель и великий воспитатель. Природа- источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место отведено природе. Природа лучше чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного восприятия, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу- первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Работа начиналась с разработки тематического плана, была сформулирована цель и поставлены задачи. Одним из важнейших условий решения поставленных задач является правильно организованная предметно- развивающая среда, которая является условием для формирования у детей основ эстетического воспитания. С этой целью был создан мини центр «Береза- русская красавица». В нем разместили альбом «Береза прекрасна во все времена года», репродукции картин знаменитых художников Левитана «Березовая роща», А.И.Куинджи «Березовая роща», дидактические игры «Одень красиво березку», «Составь узор из листочков», раскраски с изображением березы в разные времена года.
На начальном этапе с детьми провели беседу«Береза прекрасна во все времена года»показав красоту русской березы в разные времена года,рассматривались иллюстрации, репродукции картин знаменитых художников. Дети научились внимательно рассматривать картины, чувствовать красоту, выделять основные средства выразительности (цвет, композиция). При этом развивалось эстетическое видение, умение различать оттенки настроения в живописи. Цель проделанной работы- это вызвать интерес детей.
Была проведена экскурсия в парк. Целью которой было вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы, восторг и восхищение от листопада.
Беседы, экскурсии, непосредственно образовательная деятельность сопровождалась использованием фольклора связанным с березой (загадки, пословицы, поговорки, потешки, небылицы, сказки, приметы). Разучивали хоровод «В золоте березонька», песню и хоровод «Во поле березка стояла», «Ай, да березка!», «В золоте березонька». При этом у детей воспитывался эстетический вкус и любовь к русской речи. Играли с детьми в народные подвижные игры «Венок» (из березы), «Березка», «Где спрятался венок?». Используя русские народные игры позволили решить сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи. Дети через игровые тексты, распевки, заклички познали красоту русской речи.
На прогулке проводился цикл наблюдений за изменением внешнего вида березы, подчеркивалась красота осеннего дерева. Дети наблюдали, как береза каждый день меняет свой облик. Ввели в словарь детей слово: белоствольная. Собирали и засушивали листья березы для оформления гербария и изготовления подделок. Предлагали детям выложить из листьев разные узоры и картинки на земле, скамейке, асфальтовой дорожке.
Для самостоятельной художественной деятельности детей предлагали оборудование и тонированную бумагу разных размеров и форм, материал для аппликации и конструирования из бумаги. Рисовали березу в разные времена года (зимнюю, летнюю, осеннюю, весеннюю), развивали способность к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Была организована непосредственно образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей по темам «Русская красавица», «Береза кудрявая», «Березка». Дети водили хороводы, пели русские народные песни, лепили, рисовали, делали аппликации, конструировали, играли в русские народные игры, знакомились с русскими традициями.
Дети посетили историка - краеведческий музей с целью расширения представлений о видах традиционных народных ремесел (изделий из бересты). Познакомились с технологиями художественной обработки березовой коры: изготовлением игрушек (шаркуны, шур-шары, свистульки) и бытовых предметов (посуда, мебель, бижутерия), плетение, теснение, выжигание, аппликация. У детей появился интерес к народной культуре, уважение к мастерам декоративно- прикладного искусства, бережное отношение к материалу.
После посещения музея пополнился мини центр интерактивной коллекцией берестяных изделий. Оформили альбом «Удивительная береста» с целью ознакомления детей с видом традиционного русского ремесла, изделиями из бересты. Детям прочитали«Сказ про старика Луконю», тем самым расширив представление о художественных материалах, которые человек находит в природе и преобразует по закону «единства пользы и красоты». Проводилась беседа «Город мастеров», продолжая знакомить с берестой, как видом традиционного народного искусства.
После посещения музея вместе с детьми конструировали берестяные бусы, украшения из бересты.
Организовав конкурс рисунков «Люблю березку русскую», дети учились рисовать березу нетрадиционной техникой, подбирая красивые цветосочетания.
Итогом проделанной работы стала презентация альбома «Береза- русская душа», дети чествовали березу, пели, водили хороводы, украшали ее разноцветными лентами, играли в народные игры, вспоминали пословицы и поговорки, загадки, выполняли коллективную аппликацию.
Продолжив свою работу по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожественного подхода через ознакомление с образами природы в русском народном искусстве (липа и дуб в сравнении).
Пополнили мини центр иллюстрациями, репродукциями картин, дидактической игрой «Одень дерево листочками», «Назови отличия». Оформили альбом «Сила и красота земли русской». Продолжили рассматривание иллюстраций и репродукций картин, отмечая особенности внешнего вида и силуэта дуба и липы. Вызвав интерес детей, формировали эстетическое отношение к окружающей действительности, показав красоту деревьев в разные времена года. Сходили на экскурсию в парк с целью вызвать интерес детей и эмоциональный отклик на красоту зимней природы.
Беседы, экскурсии, непосредственно образовательная деятельность сопровождались использованием фольклора связанным с липой и дубом (загадки, пословицы, поговорки, потешки, небылицы, сказки, приметы).
Была проведена непосредственно образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Дерево лапотное да медовое»,«Богатырь лесов русских».Цель: дать представление о значение липы и дуба в жизни и быте русских славян, вызвать эмоционально- эстетический оклик на красоту дерева.
Продуктивная деятельность «Листья дуба и липы танцуют и превращаются в...». Цель: вызвать у детей желание делать лепные картины, развивать фантазию, творческое воображение, «Листочки на окошке» (витраж). Цель: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листьев липы и дуба, развивать чувства формы и композиции.
Наблюдали за веточками дуба и липы. Дети сравнивали их по внешнему виду.
Итогом проделанной работы стало развлечение «Сила и нежность земли русской». Через образы природы воспитывали интерес к русскому народному искусству.
В ходе проделанной работы была достигнута цель по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожественного подхода через ознакомление с образами природы в русском народном искусстве.



Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Проект для младшей группы детского сада. Водичка | Долгосрочный проект для дошкольников по теме «Красота природы»
Опубликовано: 3118 дней назад (12 мая 2016)
Просмотров: 4195
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!