Обучение детей оисованию
Автор: Иванова Юлия Васильевна, воспитатель МБДОУ "ДС №83" город Череповец.
Предлагаю вашему вниманию статью, которая может быть использована, как консультация для родителей и начинающих педагогов или как информация для стендов.
Рисование - это один из любимых видов деятельности практически всех детей. Уже в 1,5 - 2 года малыша можно знакомить с разными художественными материалами (карандаши, восковые и пастельные мелки, краски). Родители и педагоги должны следить за тем, чтобы ребенок использовал их правильно и все материалы были безопасны. Так, например, восковые мелки легко ломаются и дети любят их пробовать на вкус. Но именно этот материал очень удобен для родителей. Мелки не надо затачивать, рисовать можно и краем, и положив мелок плашмя. Обломанные маленькие кусочки тоже пригодятся для рисования. Это стимулирует развитие мелкой моторики у детей, делает пальцы гибкими и сильными. Работа цветными карандашами требует больше внимания со стороны взрослых. Карандаши надо вовремя затачивать,следить, чтобы ребенок держал их правильно.
Однако, рисуя карандашами, дети учатся контролировать силу нажима, развивают координацию рук. Меньше всего для обучению рисованию подходят фломастеры. они привлекают ребенка своей яркостью, но имеют некоторые недостатки. След от фломастера нельзя стереть, как простой карандаш, его невозможно закрасить другим цветом, как гуашью. Если малыш проведет несколько раз по одному месту, то бумага намокнет, появятся катышки. К тому же, рисование фломастерами не требует применения особых усилий. Этот материал хорошо подойдет для оформления плакатов, стенгазет, открыток. Можно украсить фломастерами рамочку для рисунка или какой-то поделки. Все это могут сделать дети старшего возраста, а малышам еще только предстоит всему научится.
В начале своего творческого пути дети рисуют "каракули" или"чирикалки". Не стоит торопить их, а уж тем более специально учить рисовать какие-либо предметы. Всему свое время! Когда малыш "чирикает", он изучает свойства художественных материалов, свои возможности и реакцию взрослых на свои рисунки. Дело это очень серьезное и занимает не мало времени. Не забывайте, что детям приходится все познавать впервые. Одним из них требуется больше времени, чем другим. не надо сравнивать рисунки своего малыша с рисунками других детей. Кому-то доставляет удовольствие сам процесс "чирикания", а есть такие, кто легко все осваивает и быстро движется вперед к новому. Но есть дети, которым необходимо много раз все повторить, еще и еще раз испробовать, хорошенько запомнить и только потом осваивать новый этап работы.
К тому же рисование - это своего рода игра, увлекательный процесс создания чего-то своими руками. Даже "каракули" имеют большое значение для малыша. "Я сделал сам!" - звучит гордо. Ребенок становится сказочником, волшебником и создает на белом листе бумаги свой мир. В это время у детей активно работает воображение, фантазия, память и развивается речь.
Как же помочь детям перейти от "каракуль" к изображению предметов, животных, человека и всего что их окружает. Всегда спрашивайте ребенка о том, что он нарисовал. С уважением и вниманием относитесь к его рассказу. Возможно, вы в его рисунке видите совсем другое или ничего не видите, но малыш точно знает, что у него изображено. Иногда дети придумывают целые сюжеты, рассказывают целые истории. Беседуя с детьми о рисунках, вы поймете, что их интересует, о чем они думают и мечтают. Как только вы будете уверены в том, что ребенок наигрался, вдоволь "начирикался", можно учить его рисовать разные линии, геометрические фигуры. Покажите ему способы работы художественными материалами (штриховка, тушевка, мазки, смешение красок и.т.п.). дети рисуют везде. Они могут стоять у мольберта, сидеть на полу, расположиться около стола стоя или сидя. Главное, научите малыша бережно относиться не только к художественным материалам, но и к своим рисункам,а так же прибирать на место материалы, которыми пользовались. Важным моментом обучения рисованию, является накопление впечатлений. Рассматривайте с ребенком иллюстрации в книгах, репродукции, наблюдайте за явлениями природы, животными и людьми.
Родители и педагоги часто делают такую ошибку. как показ простых и шаблонных изображений (дом - четырехугольник, крыша у дома - треугольник; солнце - круг, а лучи - линии). имея маленький жизненный опыт, малыш будет копировать рисунок взрослого. где же тут радость творчества, самостоятельность, фантазия? Взрослые не должны слишком сильно вмешиваться в процесс рисования. Помогите советом, задавайте вопросы: У тебя замечательная машина, а где же она едет? (дорога, город, деревня) Ой, какая красивая бабочка! Что она делает, где летает? (цветы, небо) Что-то собачка сидит одна, может ей скучно? (дом, будка, еще животные) А дети пусть рисуют сами так, как умеют, как чувствуют!
Рекомендуем посмотреть:
Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой
Рисование по ткани с детьми
Урок рисования в детском саду для старших дошкольников
Рисование солью и гуашью в детском саду
Похожие статьи:
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему Птицы
Изостудия в детском саду
Рисование одуванчиков в подготовительной группе
Уроки рисования для дошкольников
Рисование Деда Мороза с дошкольниками