Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка занятия для учащихся третьего года обучения с презентацией. Животный мир Кузбасса

Животный мир Кузбасса. Конспект для учащихся начальной школы
Автор: Ветлугаева Яна Сергеевна
Цель: формирование представления учащихся о животном мире Кузбасса, его неповторимости, красоте и уникальности.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с природой родного края, разнообразием животных, их значением для человека.
2.Развивать память, умение сравнивать и делать выводы; умение работать в группе.
3.Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края.
План занятия:
1.Вступительная беседа и сообщение темы и цели занятия.
2.Изучение нового материала. Общая характеристика животного мира Кузбасса.
3.Работа в группах. Животные тайги, смешанных лесов, степей и лесостепей Кузбасса.
4.Закрепление изученного материала.
5.Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1. Сообщение темы и цели занятия.
- Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами познакомились с растительным миром Кузбасса. Мы узнали, какие растительные сообщества есть в нашем крае, познакомились с некоторыми растениями нашей области и с их полезными свойствами. Сегодня мы продолжим знакомиться с природой Кемеровской области, мы поговорим о животных, населяющих наш край.
2. Изучение нового материала. Общая характеристика животного мира Кузбасса.
Природные ландшафты Кемеровской области очень разнообразны, это и определило разнообразие животного мира, населяющего наш край. В Кузбассе обитает примерно 450 видов позвоночных животных, из них 74 вида – это млекопитающие, более 300 видов – птицы, 6 видов рептилий, 5 амфибий и 42 вида рыб. Многие представители животного мира Кузбасса являются редкими, охраняемыми, и занесены в Красную книгу Кемеровской области.
Среди постоянных жителей нашей области самые крупные – бурый медведь и лось. Они обитают преимущественно в таежной местности. В горной и равнинной тайге живут также бобр, росомаха, барсук, рысь, лисица, выдра, горностай, ласка, колонок, белка, бурундук и летяга. В горной местности встречаются сибирские северные олени, марал и кабарга. Ещё один олень нашего края – косуля – обитает в смешанных лесах и в лесостепях. В степях и лесостепях живут также волки, хорьки, суслики, хомяки, сурки, полевки.
Из птиц в нашей области и зимой, и летом обитают рябчик, глухарь, тетерев, серая куропатка, дятел, поползень, синица, сойка, ворона, сорока, дрозд и воробей. В зимний период прилетают снегири, белые куропатки и свиристель. Летом по берегам водоемов гнездятся гуси, утки, журавли, кулики, выпи. Огромную помощь в борьбе с вредителями полей и огородов оказывают хищные птицы – это совы, лунь, конёк, балабаны.
Водоёмы Кемеровской области еще недавно славились своими рыбными богатствами. И сейчас в чистых таежных и горных реках водится таймень, ленок, сиг, елец, налим, щука, чебак, язь и еще около 30 видов рыб. Но хозяйственная деятельность человека, загрязнение рек, строительство различных сооружений на реках и их берегах пагубно влияет на водных обитателей Кузбасса.
Количество беспозвоночных животных и насекомых, живущих на территории Кузбасса, включает более тысячи видов, и они пока еще недостаточно хорошо изучены. Более того, каждый год открываются новые для нашей области виды. Но тем и интересна уникальная природа Кузнецкого края!
3. Работа в группах. Животные тайги, смешанных лесов и степей и лесостепей Кузбасса.
- Список животных Кемеровской области включает в себя представителей разных размеров, ведущих наземный, подземный, воздушный, водный или околоводный образ жизни, приспособленных к условиям существования в различных ландшафтах и природных зонах. Потому каждый из них – это удивительное творение природы. Каждый из них заслуживает более близкого с ним знакомства... Но даже простой перечень животных - жителей Кузбасса - займет много времени. Говорить о животных нашего края и их образе жизни можно бесконечно. Поэтому мы сегодня познакомимся лишь с некоторыми из них, но таких, без которых невозможно представить наш Кузбасс.
- Работать сегодня мы будем в группах.
- Сейчас вы разделитесь на три группы по 4-5 человек в каждой. Каждая группа подготовит сообщения о животных, населяющих определенное растительное сообщество.
Первая группа подготовит сообщение «Животные тайги Кузбасса».

Зона тайги – самая большая природная зона Кузбасса. Тайга отличается суровостью климата, поэтому животные, обитающие в тайге, отлично приспособлены к ее климату. Тайга кормит множество животных, среди которых одни питаются семенами хвойных деревьев, почками и побегами кустарников, разнообразными насекомыми, ягодами и грибами, а другие ведут хищный образ жизни, нападая на живую добычу.

Вторая группа подготовит сообщение «Животные смешанных лесов Кузбасса».

Смешанные леса занимают меньшую территорию, чем тайга. В основном это ель и сосна, немного березы и осины. Некоторые животные этих лесов в прошлом были многочисленны, но затем в результате неумеренной охоты были истреблены и сохранились только в заповедниках. Других удалось восстановить в природе, благодаря охранным мероприятиям (бобры).

Третья группа подготовит сообщение « Животные степи и лесостепи Кузбасса».

Характерная черта степей – это отсутствие лесов на огромных равнинах, покрытых богатой травянистой растительностью, изменчивостью растительного покрова в связи с малым количеством осадков. Деревьев в степи нет, потому что там им не хватает влаги. Климат в степи достаточно теплый: жаркое засушливое лето с редкими дождями и умеренно теплая зима. Для степи типичны виды животных, отличающиеся острым зрением и способностью к длительному и быстрому бегу. Большая часть птиц на зиму улетает.

- Каждый из участников группы получит карточку с описанием и фотографией животного, обитающего в том или ином растительном сообществе. Когда группы будут готовы, каждая представит свою выполненную работу.
- Приступаем к работе (см. Приложение 1).
В течение 15 минут учащиеся изучают информацию о предложенном им животном на карточке, готовят сообщение, затем вся группа поочередно представляет классу свою работу. Учащиеся рассказывают о животном, его образе жизни, одновременно учителем демонстрируется презентация, состоящая из фотографий этих животных.
4. Закрепление изученного материала.
Выполнение учащимися кроссворда «Животные Кузбасса» (см. Приложение 2).
5. Подведение итогов занятия.
- Природа Кузбасса прекрасна и богата. У нас есть тайга, которая является домом для животных. На лугах цветут необычайной красоты цветы. Уникальное земное сокровище есть у нас в Кузбассе – это травы, среди них очень много лекарственных. В реках и озерах плещется рыба.
Но с каждым годом состояние природы становится все хуже и хуже. Человек все чаще вмешивается в ее жизнь. Снижается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, озёра превращаются в болота. Человек считает себя властелином природы, но он заблуждается, потому что звери, птицы, рыбы без нас могут прожить, а мы без них – нет.
Трудно найти человека, который не был бы рад общению с природой. Но нужно понимать, что в природе все взаимосвязано, и нельзя не быть другом животным и не любить растения. Только мы с вами можем сохранить красоту и богатство Кузбасса.
- Мы познакомились лишь с некоторыми животными, населяющими Землю Кузнецкую. Но есть и другие, такие же удивительные и прекрасные творения природы. С ними, с образом их жизни мы обязательно познакомимся далее! До встречи на следующих занятиях.

Приложение 1.
Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 1 (Животные тайги)
Бурый медведь


Медведь – животное всеядное. Питается ягодами, орехами, ловит рыбу, лягушек, птиц, любит мед. Сытый медведь не станет тратить силы на охоту, но когда пищи мало, медведь превращается в опасного хищника. Он нападает на любого зверя, теряет страх перед человеком. Медведь выглядит неуклюжим, но бегает очень быстро, замечательно плавает и лазает по деревьям.
Весит бурый медведь иногда до 700 кг, а длина его тела доходит до трех метров. С приближением зимы медведь жиреет: под кожей он накапливает толстый слой сала. Имея такой запас, он легко переносит зиму, впадая в спячку на целых полгода. Но медвежий сон чуток, если медведя потревожить, он просыпается и бродит, шатается в поисках новой берлоги. Такого медведя называют шатун, и это самое опасное животное в лесу. Любое живое существо для него добыча. Потеряв осторожность от голода, он заходит в деревни таскать скот. Может напасть и на человека.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 2 (Животные тайги)
Росомаха


Росомаха внешне похожа на маленького медведя. Днем росомаха отсыпается в укромных местах, а с наступлением темноты выходит на поиски пищи. Основная пища для нее – падаль, поедая ее, росомаха проводит санитарную уборку леса. При наличии падали росомаха не будет тратить силы на охоту, но иногда голод все-таки подталкивает ее охотиться. Росомаха не умеет ловить мышей и зайцев. Ее добыча – крупные животные – лось, косуля, кабарга. Росомаха – очень ловкая, смелая и сильная. У нее есть длинные острые когти, большие зубы. Но даже при этом свалить здорового лося, который в 10 раз тяжелее ее, она не может. Поэтому она выискивает отбившегося от матери олененка или больного слабого оленя. Охотится она из засады: прячется в ветвях деревьев и ждет, когда появится добыча. Свалившись сверху на оленя, росомаха мощными челюстями загрызает жертву. За раз росомаха много не съест – большую часть туши она припрячет про запас.
Зимой в берлоге у мамы-росомахи появляются 2-3 детеныша, о которых она заботится целый год.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 3 (Животные тайги)
Соболь


Соболь знаменит своим красивейшим мехом. Зимой его шубка особенно красива: нежная, шелковистая – в такой не замерзнешь. А летом зверек похож на худую кошку. Соболь хорошо бегает по земле и также превосходно лазает по деревьям. Летом соболь охотится на мелких грызунов и птиц, ловит рыбу, а осенью ест кедровые орехи и ягодки брусники. Соболь поселяется в дупле, под поваленными деревьями, в норах, предварительно утеплив их сухой травой. В сильные морозы соболь может не выходить из своего убежища несколько дней, питаясь своими припасами.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 4 (Животные тайги)
Горностай


Этот небольшой изящный зверек – ловкий и безжалостный хищник. Тонкое гибкое тело позволяет горностаю с легкостью проникать в норы водяных крыс, хомяков, бурундуков. Хозяев он съедает, а их норки становятся для него домом. Горностай настолько силен, что способен одолеть и зайца, который в несколько раз больше него. Охотится он также на лягушек, ящериц, птиц и даже насекомых, а в голодное время ест ягоды, и даже отбросы на помойках годятся ему в пищу. Горностай приносит большую пользу человеку: за год он уничтожает 3 тысячи мышей и полевок.
Горностай хорошо приспособился и к сибирским морозам, и к жаркому лету. Летом шубка у него коричневая, под цвет земли, и очень легкая. К зиме он линяет, и у него вырастает густой белоснежный мех. Но кончик хвоста по-прежнему остается черным.
Весной в семье горностаев прибавление: самка приносит от трех до восемнадцати малышей весом всего по три-четыре грамма.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 5 (Животные тайги)
Клёст


Идешь по еловому лесу и видишь: на земле куча чешуек от шишек. Поднимешь голову – а на ветках – клесты ловко расправляются с шишками. В этом им помогает интересное строение клюва. Концы верхней и нижней половинок клюва у них располагаются крест-накрест. Такой необычный клюв помогает им легко извлекать из шишки семена. Клесты – большие любители еловых шишек. На елях шишки висят круглый год, поэтому клесты не отправляются в теплые края, а остаются зимовать: еды и здесь хватит. А раз корма много, то почему бы не обзавестись потомством? Именно это клесты и делают: в суровые февральские морозы они вьют теплые гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Их они тоже выкармливают семенами сосны и ели.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 1 (Животные смешанных лесов)
Кабарга


Кабарга – родственник оленей. Рогов она не имеет, зато у самцов вырастают длинные верхние клыки. Питается кабарга травой, мхом, ягодами, лишайниками. В зимнее время корм для нее – веточки кустарников и хвоя.
Кабарга живет на крутых склонах гор, поросших хвойным лесом. В местах, где она обитает, человеку не пробраться: склоны гор очень крутые. А кабарга здесь передвигается без труда, ловко перепрыгивает с камня на камень, совершенно не скользит. А все потому, что задние ноги у нее сильные, длиннее передних, поэтому она так бесшумно и легко прыгает по скалам.
Кабарга – осторожное и пугливое животное, ее тревожит каждый шорох. К тому же в лесу у нее много врагов – это рысь, росомаха, волки, лисицы.
Занесена в Красную книгу Кемеровской области.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 2 (Животные смешанных лесов)
Марал


Марал – это могучий, стройный олень с крепкими, сильными рогами. Живут маралы в гористой местности, там они часто выходят на луга, чтобы кормиться. Пища маралов – это веточки деревьев и кустарников, сочные травы, грибы. Каждый год зимой маралы сбрасывают рога, чуть позже у них вырастают новые – еще более ветвистые и тяжелые. Сцепившись рогами, самцы тем самым показывают свою силу. Такие столкновения проходят бескровно. Победитель будет главным в стаде, а проигравший убегает.
В оленьих рогах – пантах – содержится особое лекарственное вещество – пантокрин. Для его получения создаются фермы, на которых разводят маралов.
Занесен в Красную книгу Кемеровской области.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 3 (Животные смешанных лесов)
Лось


Лось – житель северных лесов. Длинная шерсть и слой жира сохраняют тепло. В морозы лось ложится в сугроб и укрывается в снегу от холода. Хвоя, лишайники, веточки – это корм для лося в зимний период. Лето, когда для хищников есть много добычи, более безопасное время для лося. Но когда приходит зима, волки и медведи-шатуны угрожают лосю. Оружие лося против них – это его огромные рога и мощные копыта. Одним ударом копыта лось может убить волка, да и медведю не поздоровится. Только сильный голод может толкнуть хищников выйти против него.
Занесен в Красную книгу Кемеровской области.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 4 (Животные смешанных лесов)
Рысь


Рысь – крупная дикая кошка. Рысь отлично маскируется, её шубку песочного цвета нелегко заметить в зарослях. Лапы у нее мягкие, тело гибкое. Притаившись у заячьей тропы, она терпеливо поджидает добычу. Затем неслышно подкрадывается и бесшумно в прыжке настигает жертву. Если атака не удалась, рысь не бросается в погоню – она не преследователь, а засадный охотник. Мыши, зайцы, тетерева – повседневная добыча рыси, но нападает она также и на лису, барсука. Рысь очень сильна, способна одолеет и косулю, кабаргу, оленя. Так как они зимой проваливаются в снег, и быстро бегать не могут. А у рыси лапы широкие, покрытые шерстью, по снегу она передвигается как на лыжах.
Рыси почти не боятся людей, но встретить их в природе сложно – они очень скрытные, живут в глухих лесах, поодиночке, каждый на своем участке.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 5 (Животные смешанных лесов)
Белка


Живет белка в лиственных и таежных лесах. В густых ветвях или в дупле, выдолбленным дятлом, белка обустраивает себе гнездышко из веток, утепляет его мхом. Внутри него тепло и сухо даже в морозы. В гнездышке всегда есть запасы еды, и в сильные холода белке не приходится выходить из него. Летом весь день белка бегает, собирает орешки, ягоды, фрукты и грибы, чтобы покушать и подготовить запасы на зиму. К зиме засушивает грибы и ягоды, а орехи прячет в мох. Но зимой белка может забыть про свои припасы, и некоторые семена весной прорастают. Так белки оказывают лесу большую услугу, выполняя роль садовников.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 1 (Животные степи и лесостепи)
Сурок


Сурок – это грызун, живущий в степи, питается злаками, травами. Лапы у сурков сильные, короткие, с крепкими когтями, ими они в земле роют норы, ходы. А ненужную землю, которая при этом образуется, сурки выкидывают наружу. Так образуются холмики, это не что иное, как наблюдательные посты сурков. Когда сурок-сторож замечает опасность, он тревожно свистит, тем самым предупреждает остальных, и те прячутся по норкам. Сурки – дружелюбные существа и живут большими семьями. Днем они все вместе кормятся сочной травой, ночью спят. На зиму сурки укладываются в спячку, и беспробудно спят до наступления весны.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 2 (Животные степи и лесостепи)
Суслик


Суслик – это небольшой грызун. Для человека суслик – вредитель полей и огородов. В весеннее и летнее время он поедает молодые побеги злаков, а в осеннее – созревшее зерно. Накопив жира, грызун подготавливается к зимней спячке. Он приносит в нору сухую траву и зарывает все входы и выходы землей. Зарывшись в подстилку, он сворачивается калачиком и засыпает. Но каждые десять дней он просыпается, потом снова засыпает. Весной, выбравшись на поверхность, суслик любит погреться на солнышке, стоя столбиком у норы. Если суслика потревожить, он громко свистит и прячется в нору.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 3 (Животные степи и лесостепи)
Хомяк


Этот грызун немного крупнее крысы, зато толстый, и щекастый. Свои безразмерные защёчные мешки хомяк набивает тем, что растет на полях и огородах: зерном, семенами гороха, кукурузы. На зиму хомяк делает припасы и хранит их в кладовках в своей норе. Как похолодает, впадает в спячку. Иногда он просыпается, поест и дальше спит. Весной хомяк питается зелеными побегами, корешками растений, ест насекомых и даже полёвок. Эти зверьки – настоящая гроза полей и огородов. К тому же они довольно драчливые и кусачие.

Работа в группе
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Карточка № 4 (Животные степи и лесостепи)
Выпь


Весенними вечерами со стороны болота доносятся звуки, которые напоминают мычание: «Буу-буу». Их издает выпь – не большая коротконогая цапля. За этот крик выпь прозвали водяным быком. Выпь прилетает на пруды и болота, когда еще не сошел снег. Как только снег растает, они начинают строить гнезда. С наступлением вечера выпи выходят на охоту, их еда – это лягушки, тритоны, насекомые, рыба. А днем птицы отдыхают в зарослях камыша или травы. При виде опасности они вытягивают шею и замирают, вытянув вверх свой длинный клюв, и благодаря своему окрасу становятся неотличимы от травы, соломы. Если подует ветерок и трава заколышется, то птица начинает покачиваться вместе с ней. Если пройти рядом, то можно даже не увидеть ее.

Приложение 2.
Кроссворд
Тема: «Животный мир Кузбасса»
3 год обучения

Задание: ответьте на вопросы кроссворда, ответы впишите под соответствующими номерами.

Вопросы к кроссворду:
1.Лесная птица, любитель еловых шишек (клёст).
2.Лесной хищник, «санитар» леса (волк).
3.Небольшой олень. Рога отсутствуют. У самцов есть длинные клыки, имеется брюшная железа, которая вырабатывает мускус (кабарга).
4.Отгадайте загадку:
Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица (Белка).

5.Крупный зверь семейства Кошачьи. У нее короткий хвост, на ушах кисточки (рысь).
6.Отгадайте загадку:
Бел как снег,
Пушист и мал.
В саже хвостик замарал (горностай).

7.Животное, которое не восприимчиво к укусам пчел. Хорошо плавает, лазает по деревьям, быстро бегает, может проходить короткие расстояния на задних лапах (медведь).
8.Кого называют «сохатым»? Это самое крупное животное Кемеровской области (лось).
9.Отгадайте загадку:
С давних пор живу в Сибири,
Без нее я не могу.
Самым ценным мехом в мире,
Я прославил всю тайгу (соболь).

10.Всеядное млекопитающее семейства Куньих. Внешне зверек похож на барсука или медведя. Благодаря наличию мощных лап, длинных когтей и хвоста легко лазает по деревьям. Имеет острое зрение, слух и чутьё (росомаха).
11.Небольшой изящный олень. Уши длинные, заострённые. Окраска одноцветная: летом – рыжая, зимой – серая (косуля).

Список использованной литературы
1. Биологическое разнообразие Алтае-Саянского экорегиона.- Кемерово, 2003. - 150 с.
2. Бровкина Е.Т. Животные леса. – М.: Дрофа, 2008. – 63 с.
3. Бровкина Е.Т. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2014. – 63 с.
4. Очеретний А.Д. Красная книга. Животные нашего леса. – М.: ЭКСМО, 2013. – 96 с.
5. Система особо охраняемых природных территорий Алтае-Саянского экорегиона. Кемерово, 2001. - 173 с.
6. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Твоя первая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2013. – 96 с.
7. Школьник Ю.К. Животные наших лесов. Все лесные звери России. – Москва: ЭКСМО, 2014. – 64 с.
Презентация на тему: Животный мир Кузбасса

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 3-4 классе «Краски природы» Конспект классного часа в начальной школе по теме «Подари улыбку» Сценарий внеклассного мероприятия по математике, 3-4 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 3-4 класса ко Дню птиц

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Театрализованное представление для младших школьников

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Участник №222 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Внеклассное занятие для учащихся четвертого года обучения с презенртацией по теме: Бытовые отходы
Опубликовано: 3543 дня назад (11 марта 2015)
Просмотров: 9789
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Наталья Викторовна Борисова # 23 марта 2015 в 18:23 +1
Отличный материал!Я сама с удовольствием ознакомилась с животным миром Кузбасса. Отличные фото зверей. Все такие милые.Для детей, безусловно, интересно такое занятие! Спасибо за Ваш труд!