Лесная скульптура - один из видов декоративно-прикладного творчества
Автор: Жбанов Александр Семенович, учитель ИЗО и технологии МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия
Материал будет полезен для учащихся 5 классов и старше, учителей технологии и педагогов дополнительного образования.
Цель: Ознакомление с лесной скульптурой как одним из видов декоративно- прикладного творчества
Задачи: Ознакомить с основными понятиями и особенностями лесной скульптуры, поделиться опытом работы в данной области, развивать воображение, умение видеть красоту вокруг себя, прививать любовь к природе, желание оберегать ее.
Все мы, по ряду разных причин, бываем в городских парках культуры и отдыха, в лесных массивах, ходим по ягоды и грибы, любим отдыхать на берегу речки… В таких местах нередко можно встретить валяющуюся под ногами корягу, которую мы часто просто отбрасываем, чтобы она не мешала другим. Мало кто задумывается внимательно посмотреть на нее. А ведь можно увидеть что-то невероятное, необычное, похожее на птицу, животное, разглядеть интересный образ. Всем известный мордовский скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, приложив руку к подобным вещам, создал бесценные скульптурные произведения, ныне известные всему миру.
"Моисей"
"Пламенный"
Скульптуру, большая часть которой создана самой природой, принято называть лесной.
Лесная скульптура или, как ее еще называют, корнепластика выражена в переплетении корней, сучьев, веток, в различных наростах.
Такие части деревьев, подмеченные внимательным взглядом художника и доработанные им в той или иной степени, предстанут перед глазами зрителя. Ценность лесной скульптуры еще в том, что в них присутствует некая недосказанность, что позволяет каждому человеку по-своему трактовать представленный образ. Для детей, да и для взрослых -это почти тоже самое, что уметь разглядеть образ в облаках на небе…
Работа над лесной скульптурой начинается с поиска. Мы с детьми ежегодно совершаем экскурсии на природу в близлежащий лес. Это, как правило, происходит 19 мая, на день нашей «пионерии». Там, наряду различными конкурсами, они получают задание найти интересную веточку, корень дерева либо нарост и суметь показать в них какой-то образ.
Занимающиеся лесной скульптурой должны помнить основное правило: нельзя губить и портить живые деревья и кустарники, необходимо использовать только части отживших растений.
Наиболее подходящие «трофеи» мы приносим в школу, где они получают вторую жизнь.
Сюжеты, темы композиций, виды работ часто подсказывает сама природа. Эти, так называемые, «лесные находки» обрабатываются для придания им большей выразительности, превращаются в скульптурные образы, в произведения декоративно-прикладного искусства. При работе заготовка очищается от грязи, при необходимости добавляются некоторые элементы, используется наждачная бумага, иногда морилка, часто лак.
Работа ученика 5 класса «Маленький инопланетянин». Нарост на дереве. Практически всю работу выполнила сама природа. Автор лишь почистил, подкрасил глаза и «устроил» на подставку.
Еще один вариант использования нароста на дереве. Работа ученика 6 класса получила название «Павлин»
Сухие ветки яблонь, да и любых других деревьв прекрасно послужат дополнением различных композиций.
Работа ученика 7 класса « Белый журавль»
Автор работ ученик 8 класса
Даже простая сломанная ветром ветка займет достойное место в помещении.
Работа ученика 5 класса
А этот кусок сухого дерева похож на образ какого- то животного
Но мы его поставили в вертикальное положение, «настрогали» рыбок, и теперь он служит подводной скалой. Коллективная работа.
Недолго думая, появилась голова оленя. Автор ученик 7 класса.
На эту сухую ветку наткнулся ученик 6 класса. Обработал наждачной бумагой, слегка покрыл лаком.
Таким образом, из «причуд» природы, которые часто валяются под нашими ногами, можно сделать красивые вещи. Надо лишь присмотреться, подобрать, принести домой, включить воображение и немного поработать. Всего то….
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование на срезе дерева. Мастер-класс с пошаговым фото
Проектирование и разработка тестовых заданий для мониторинга и оценки качества учебных достижений
Тестовые задания для мониторинга и оценки качества учебных достижений по изобразительному искусству
Создание Рождественской композиции по библейским мотивам своими руками