Проектирование и разработка тестовых заданий для мониторинга и оценки качества учебных достижений
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который вы сможете использовать на уроках ИЗО.
Определение целей тестирования
Тестовые задания разработаны с целью тренировочного тестирования воспитанников Образцового детского коллектива «Сказочная мастерская «Кудесники» по модифицированной образовательной программе «Удивительный мир красок». Данная программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с Государственным стандартом общего внешкольного образования, проходит апробацию.
Программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования разработана с учетом логики учебного процесса начального образования, межпредметных связей, формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся. В программе отобраны самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами. Они привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, красочными и интересными. Обучение осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей младшего школьного возраста 7-11 лет, без предварительного отбора. Состав групп постоянный, количество обучающихся в группах 15-20 человек.
Занятия по данной программе включают теоретическую и практическую части. В основном преобладает практический вид деятельности, где отрабатываются теоретические навыки.
Обучения по ОП предусматривает различные
виды контроля результатов обучения:
1.
Текущий, который осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма позволяет воспитанникам оценивать не только чужие работы, но и свои.
2.
Промежуточный и Итоговый, где происходит качественная оценка деятельности воспитанников в объединении.
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводится аттестация обучающихся, проверка уровня знаний по трём уровням освоения программы:
«В» - высокий, освоение программы более 80%;
«С» - средний, освоение программы более 50%;
«Н» - низкий, освоение программы менее 50%.
По итогам аттестации воспитанники переводятся на следующий год обучения.
В дальнейшем возможен вариант разработки тестов для
итоговой аттестации воспитанников с целью установления фактического уровня знаний и умений теоретической части программы и выдачи «Свидетельства» об обучении по ОП «Удивительный мир красок».
- Тестовые задания отвечают целям образовательной программы «Удивительный мир красок», соответствуют возрасту воспитанников.
- Имеют достаточную степень трудности.
- Вопросы сформулированы в соответствии с грамматическими правилами, просты, при этом содержат достаточно информации для правильного ответа.
- На каждый вопрос есть правильный вариант ответа.
- Предлагаемый вариант невербальной поддержки уместен и разнообразен, интересен детям младшего школьного возраста.
- Так как испытания воспитанников проходят во второй половине дня, и специфика дополнительного образования заключается в качественном образовании, то при помощи тестов легко отслеживать усвоенный материал, делать контрольные срезы в данном объединении.
- Тесты могут быть использованы учителями начальных классов по изобразительному искусству.
5. Руководство к тесту.
5.1. Назначение и педагогическое содержание тестовых заданий.
Тестирование – форма оценки достигнутых ЗУН, позволяющая объективно установить уровень индивидуальных учебных достижений обучающихся.
Тестовые задания разработаны с целью
контроля знаний теоретической части образовательной программы «Удивительный мир красок»:
критериально-ориентированное тестирование.
По средствам предъявления тест является бланочным.
По степени однородности задач - гомогенный – предназначен для контроля ЗУН по одному предмету – изобразительному искусству.
Тестовый материал для заданий отбирала, чтобы он соответствовал следующим критериям:
- значимость темы;
- научность;
- системность;
- соответствие учебным целям.
5.2. Показания к применению и ограничения
Оптимальное время тестирования – 40 минут.
Тестирование проводится во второй половине дня, так как это дополнительное образование, в 16.00.
Возраст детей – 10-11 лет.
К тестированию не допускаются больные дети.
5.3. Состав теста
Формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы (задания с выбором одного правильного ответа):
№ 6, 8, 11-14, 17-24;
- задания на установление соответствия: № 6, 16;
- задания на установление правильной последовательности № 4, 15;
- задания открытой формы (на дополнение) № 1-3, 9, 10;
- задания открытой формы (свободного изложения) № 25.
6.
Инструкция для ведущего.
1.
Условия проведения теста:
• Тест проводится на занятиях изобразительного искусства (ИЗО) согласно расписанию. Начало в 16.00.
• Тест проводится в кабинете ИЗО, где находятся 10 столов и 20 стульев, т.е. за каждым столом располагаются 1-2 ученика в зависимости от наполняемости группы.
• В качестве инструмента используются простые карандаши и стирательные резинки. Необходимо иметь запас простых карандашей в количестве 20 шт, стирательных резинок – 20 шт.
• Перед началом тестирования необходимо оценить состояние обучающихся. Желательно не допускать к тестированию учеников, находящихся в состоянии возбуждения или депрессии.
2.
Каждому ученику выдается:
• тестовая тетрадь, включающая инструкцию и предупреждение для учащихся, тестовые задания;
• бланк для ответов соответствующего варианта;
3.
Временные ограничения. Тестирование проводится в течение одного урока (40 мин), включая организационный момент (2-3 мин.). После звонка, который является сигналом окончания решения тестовых заданий, каждый ученик по очереди кладет на стол организатора отдельно тестовую тетрадь, бланк для ответов.
4.
Инструктирование учащихся занимает значительное время, поэтому с инструкцией следует самым подробным образом ознакомить тестируемых на пробном тестировании.
7.
Инструкция по проверке и анализу полученных результатов
За каждое правильно выполненное задание даётся 1 бал,за невыполненное – 0 баллов.
Итоги пробного тестирования сведены в таблицу, где испытуемые:
1 – справились с заданием, 0- не справились с заданием.
Просчитав % выполнения задания по каждому воспитаннику, присваивается уровень освоения программного материала.
Литература
1. Майоров А. Н. «Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников»: лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.
2. Медкова Е.С. Как разбудить в ребёнке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства): лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.
3. Сокольникова Н.М. Краткий словарь. – М: Титул, 1996.
4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – М: Титул, 1996.
5. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – М: Титул, 1996.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М: Титул, 1996.
Для невербальной поддержки тестовых заданийиспользованы рисунки воспитанников:
1. Масликовой Сюзанны, 10 лет
2. Гатиной Елены, 10 лет
3. Гатиной Яны, 11 лет
4. Плотко Евгении, 12 лет
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Рисование на срезе дерева. Мастер-класс с пошаговым фото
Тестовые задания для мониторинга и оценки качества учебных достижений по изобразительному искусству
О лесной скульптуре для учащихся 5 класса
Похожие статьи:
Конспект урока чтения по теме «Прощание с Азбукой»
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»