Профориентация учащихся в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ
По образному выражению поэта Волошина, человек рождается дважды, второй раз тогда, когда выбирает профессию.
Сегодня среди группы воспитательных задач в дополнительном образовании важное место занимает педагогическое сопровождение профессионального выбора ребенка. Ранняя профориентация, профессиональное самоопределение учащихся регламентируются нормативно правовыми документами. Так Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех учащихся. Входящий в его паспорт проект «Билет в будущее» ставит задачу по формированию ответственного отношения к осознанному выбору своей будущей профессии. Приказ №196 регламентирующий деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, одним из направлений деятельности указывает профессиональную ориентацию учащихся.
Дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса, при этом его атмосфера создает огромный потенциал для развития значимых для ребенка ценностей и его профессионального самоопределения. С одной стороны, ребенок проявляющий интерес к определенному виду деятельности, а зачастую и высокую мотивацию. С другой стороны педагог – увлеченный своим делом, являющийся для ребенка источником опыта и конечно же актуальная, с многообразием форм и методов дополнительная общеразвивающая программа.
Говоря о возможностях ДОП в рамках профориентации,
условно можно выделить следующие группы программ:
- программы социально-гуманитарной направленности, формирующие представления о профессиях, способствующие выбору профессий;
- программы не выводящие на конкретную профессию, но перекидывающие мостик к предпрофессиональным и професссиональным программам;
- программы выводящие на конкретную профессию;
- летние краткосрочные программы.
В нашем учреждении реализуется ДОП социально - гуманитарной направленности, формирующая у учащихся знания о мире профессий – «Мир профессий».
Программа, направленная на формирование психологической готовности старшеклассников к осознанному профессиональному выбору с учетом индивидуальных возможностей, способностей, возможностей – «Твой выбор».
В прошлом учебном году была разработана программа «Шаг в будущее». Ее отличает практико-ориентированный характер и сетевая форма взаимодействия. Где родился там и пригодился гласит народная мудрость. Знать объективный рынок труда своего района, вскрыть его проблемы и перспективы развития, познакомить с организацией работы предприятий, яркими представителями профессий, учебными заведениями г. Нижнеудинска и г.Тулуна.
Методы в основе которых лежит способ организации занятий по программе «Шаг в будущее»:
- наглядный /видео и мультимедийные материалы;
- практический экскурсии;
- профессиональные пробы. Испытание моделирующие элементы профессиональной деятельности.
При реализации данной программы используются ресурсы муниципального кабинета профориентации школьников созданного в 2013 г. на базе нашего учреждения.
Летние каникулы – особая 5 четверть в дополнительном образовании. Краткосрочные летние программы еще одна возможность помочь ребятам осознанно выбрать профессию. В лагерях дневного пребывания реализуются программы «Ландшафтный дизайн» и «Живой мир».
ДОП «Живой мир», летняя краткосрочная, рассчитанная на 18 часов, где ведущая направленность естественно-научная, а дополнительная социально-гуманитарная.
Цель программы: создание условий для формирования у детей экологической культуры, ознакомления с профессиями, связанными с содержанием животных и выращиванием растений.
Содержание программы позволило расширить представления детей о многообразии мира профессий по классификации «человек - природа». У ребят была возможность общения с представителями животного и растительного мира, с представителями профессий, связанных с содержанием животных, выращиванием растений на территории лагеря «Пчелка». Структура летней краткосрочной программы содержит все компоненты, как и дополнительная программа.
Учитывая актуальность задачи профориентации, педагоги нашего учреждения используют профориентационные возможности своих программ, занятий, отбирают с учетом этого их содержание, по возможности включают экскурсии на предприятия. Так реализуя программу по обучению основам лепки, «Соленое тесто», я знакомлю ребят с профессией пекаря. В игровой форме закрепляю их знания. Осваивая ручные швы по программе «Мастерская поделок», обращаю внимание ребят на личностные качества швеи.
Сегодня актуальны дополнительные общеразвивающие программы, направленные на развитие гибких навыков надпрофессиональных компетенций - критическое мышление, креативность, коммуникация, координация и сотрудничество. Именно они позволят учащимся быть успешными в тех профессиях, которые сегодня даже еще не появились.
Рекомендуем посмотреть:
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы
Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями
Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования
Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп