Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Применение технологии индивидуализации при работе с детьми с ОВЗ

Применение технологии индивидуализации при работе с детьми с ОВЗ
Одной из задач дополнительного образования детей, согласно Концепции развития дополнительного образования до 2030 г., является «увеличение охвата дополнительным образованием детей…(в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья)». Уделяется пристальное внимание включению в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, т.е. инклюзивное образование, в процессе которого происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, создаются все условия для их творческого развития. В сфере дополнительного образования есть все предпосылки для работы с данной категорией детей. Педагоги нашего коллектива уже многие годы сотрудничают с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», реализуя программы художественной и физкультурно-спортивной направленности. Центр посещают дети с физическими и интеллектуальными нарушениями, речевыми нарушениями, а также множественной структурой дефекта в развитии.

Обоснование актуальности
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развиваются речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. На основе дополнительных общеразвивающих программ мною были разработаны и реализуются адаптированные дополнительных общеразвивающих программ «Соленое тесто» и «Бисерное рукоделие». Актуальность этих программ обусловлена тем, что их содержание направлено на развитие моторных навыков, а значит и на социализацию ребенка в целом. Для данной категории детей развитие мелкой моторики это, прежде всего, их социализация (навыки самообслуживания в быту), общение со сверстниками и взрослыми, ведь неоспорим факт взаимосвязи развития речи и развития мелкой моторики. Сухомлинский говорил о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Несмотря на то что существуют много упражнений, игр, техник декоративно - прикладного творчества, направленных, в том числе, и на развитие мелкой моторики, считаю, что именно занятия лепкой из соленого теста и бисероплетением являются эффективным средством.

Целевая группа: дети 5-18 лет с нарушением речи, нарушением интеллекта, задержкой психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика
По программе «Соленое тесто», рассчитанной на 2 года обучения занимаются дошкольники с нарушением речи, задержкой психического развития.

Особенности моторной сферы учащихся с нарушением речи:
Недостаточная координация движений. Снижение скорости и ловкости выполнения движений. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточная координация движений пальцев кисти руки. Недоразвитие мелкой моторики в целом.

Особенности формирования высших психических функций детей с нарушением речи: отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Нарушена ориентировка в пространстве. Характерна ригидность мышления. Отстаёт в развитии нагляднообразная сфера мышления.

Познавательная деятельность - в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности. Сохранна смысловая память. Логическая память снижена. Эмоционально-волевая сфера - быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители. Внимание - низкая устойчивость. Трудности распределения. Замедленная переключаемость. Отсутствие концентрации на задании.

Особые образовательные и социокультурные потребности детей с ЗПР
Исключение наиболее сложных заданий, требующих самостоятельности; трудных с технической точки зрения, выполнение которых предполагает обращение к дополнительным источникам информации и т. п. Моделирование заданий с чёткими, понятными вопросами и инструкциями. Возвращение к ранее изученным темам

По программе «Бисерное рукоделие», рассчитанной на 3 года занимались дети с нарушением интеллекта (умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна).

Особенности формирования моторной сферы учащихся с умственной отсталостью: нарушение координационных способностей. Отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств. Нарушение основных движений.

Особенности формирования высших психических функций детей с умственной отсталостью: ощущения, восприятие искажено или не сформировано. Нарушена избирательность. Нарушена обобщённость. Характерны трудности восприятия пространства и времени. Мышление - характерна несформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Характерна некритичность. Познавательная деятельность - характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании). Опыт крайне беден. Отсутствует учебный мотив. Память - лучшее запоминание внешних признаков. С трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Свойственна эпизодическая забывчивость. Эмоционально-волевая сфера - слабость собственных намерений, побуждений. Большая внушаемость. Отсутствие контроля над настроением.
Внимание - низкая устойчивость. Трудности распределения. Замедленная переключаемость. Отсутствие концентрации на задании.

Цель: создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей посредством самовыражения через изготовление изделий декоративно-прикладного творчества.

Задачи:
Обучающие:
- дать представления о лепке и бисероплетении, как о популярных видах декоративно – прикладного искусства;
- учить практическому применению в быту навыков изготовления изделий: подарков к праздникам, сувенирных украшения для себя, для дома;
- формировать навыки безопасного пользования различными материалами и инструментами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательные процессы;
- развивать творческое воображение;
- коррегировать психические процессы.
Воспитательные:
- приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
- воспитывать трудолюбие и усидчивость;
- формировать навыки аккуратности.

Условия реализации
Материально – техническая база
Занятия проходят по расписанию на базе Центра психолого - педагогической реабилитации и коррекции «Доверие». Помещение ЦППРиК соответствуют всем санитарным и противопожарным нормам. Учебный кабинет оснащен учебно-дидактическим материалом, материалами и инструментами для лепки и бисероплетения. Укомплектован необходимым количеством мебели, соответствующей числу и возрасту детей, посещающих занятия.
Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, занятия становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

При реализации программы используются следующие ресурсы:
Портал Лукошко сказок
Портал Солнышко
Лучики блог для детей и о детях.
Методика практики
В своей работе я использую технологию индивидуализации. Использование любой педагогической технологии имеет определенный алгоритм последовательных действий (цепочку). Мой опыт работы по использованию технологии индивидуализации начинается с выявления субъективного опыта ребенка. Главная ценность - сам ребенок, со своими индивидуальными особенностями. Важно найти с ним взаимопонимание. На этом этапе я провожу диагностирование и заполняю индивидуальные профили развития на каждого ребенка. Лучше узнать особенности ребенка мне помогает контакт с родителями, психологом и дефектологом ЦППРиК «Доверие». Я учитываю состояние здоровья ребенка, уровень развития моторики, эмоциональное восприятие, умение контактировать со сверстниками и взрослыми.

Следующий этап – составление перспективного планирования, с учетом выявленных индивидуальных особенностей и учетом выбора детей. Далее технология индивидуализации предполагает включение детей в самостоятельную работу. Использую нелинейную конструкцию занятия. После объяснения дети выполняют практическую работу самостоятельно. При этом, я направляю их деятельность, стараясь одних мотивировать на большее, других вовремя поддержать, чтобы избежать неудачи. Давать усложненные задания важно постепенно, оставляя для ребенка возможность, работать на доступном уровне. От меня требуется такое продумывание практических работ, чтобы присутствовала самостоятельность, помощь педагога была минимальной и в то же время разнообразие, для того чтобы поддерживать интерес к занятиям.

Еще один важный этап данной технологии заключается в создании ситуации успеха для ребенка. Мы все знаем слова Сократа о том, что «в каждом ребенке солнце, нужно только дать ему светить». Следует понимать что ситуация успеха – это не просто похвала педагога или родителей. Это важное эмоциональное мгновение для ребенка, когда он чувствует себя «другим». Научился тому, чего не умел, получилось то, что вызывало трудность. И вот он сам россыпь бисера и бусин превратил в букетик цветов, а холодный комочек теста в яркую фигурку животного. Положительные эмоциональные моменты сохраняются в памяти ребенка надолго, и у него появляется еще большее желание к творчеству. Завершающим этапом использования данной технологии является рефлексивный анализ. После завершения практической работы по каждой теме, я обращаю детей назад, к осмыслению своей собственной деятельности. Для проведения рефлексии использую прием «Незаконченное предложение», смайлики для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его деятельности по освоению программных навыков мне позволяет индивидуальная форма обучения. Такая организация учебного процесса осуществляется для детей со статусом – ребенок-инвалид. Я имею возможность направлять каждое действие ребенка на занятии. Особенно это важно при овладении навыками бисероплетения, где необходима слаженная, ритмичная работа обеих рук. Занятия бисероплетением воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаться. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений. Знакомясь с техникой бисероплетения, дети увлеченно выкладывают бусины различной формы, диаметра и цвета вначале на салфетку, чередуя цвет и форму. Включается такая мыслительная операция, как сравнение. Затем ребенок берет в руки проволочку и нанизывает бусины. Уже на этом этапе в работе задействованы обе руки: большой и указательный палец правой держит проволоку, а указательный палец левой руки придерживает бусинки. Каждое из упражнений по низанию имеет практическое назначение (браслет, бусы для куклы или для мамы) и нацеливает ребенка доводить начатое дело до конца. Следующим навыком освоения становится умение проходить в одну бусинку «навстречу». Обе руки действуют слаженно, чередуя боковые и встречные бусинки ребенок создает узор. Это различные варианты цепочек: «крестики», «колечки», «лодочки». Наряду с мелкой моторикой развивается двигательная память. Овладение основной техникой параллельного плетения происходит постепенно. Увеличивая количество «встречных» бисеринок занятие за занятием ребенок открывает перед собой красочный мир насекомых из бисера. Каждая работа достойна похвалы, все они оформляются в тематические панно. Техники петельного и игольчатого плетения дети осваивают, превращая яркий бисер в чудесные цветы и веточки, так похожие на настоящие. Работа с бисером требует согласованного и точного движения пальцев рук, поэтому как никакой другой вид рукоделия способствует развитию мелкой моторики пальцев. Помимо этого дети учатся подбирать гармонично сочетающиеся цвета бисера, тренируются в математическом счете. Готовя рабочее место и убирая его в конце занятия, дети проявляют самостоятельность. Так же это способствует формированию моторики (баночки, коробочки). В начале занятия обязательна гимнастика для пальцев рук со словами (пальчиковые игры), в ходе занятия упражнения для снятия усталости глаз. Особое внимание на занятиях уделяю соблюдению правил по ТБ. Стараюсь обогащать словарный запас детей. Все действия мы проговариваем. Дети считают количество бисеринок для ряда, называют цвет бисера, детали миниатюры, похожие на какие –либо геометрические фигуры. Пальцы рук при этом постоянно находится в работе, дают импульсы в речевые центры мозга. Занятие бисероплетением помогает развивать правую и левую руку в равных возможностях. Способность работать руками наравне, согласованно благотворно влияет на развитие памяти, мышления, речи. На занятиях я обязательно поддерживаю, хвалю детей. При необходимости оказываю дозированную помощь, но помогаю только тем способом, который все же позволяет ребенку самому довести начатое до конца. Вовремя вношу необходимую коррекцию в деятельность ребенка, в зависимости от его возможностей, чтобы у него не пропал интерес к занятиям. Это могут быть бусины другого диаметра, фигурка с меньшим или большим количеством дополнительных элементов. Ребенок шаг за шагом продвигается в своем умении, работает при этом в оптимальном для себя темпе. Такая форма работы, бесспорно, позволяет достигать поставленных задач.

Помимо индивидуальной формы работы реализация образовательных программ осуществляется и в групповой форме. Работая с группой детей, я так же стараюсь максимально раскрыть возможности каждого ребенка. Планирую свои занятия следующим образом: сначала обучаю определенному способу лепки или же технике плетения, затем дети выполняют работу самостоятельно по образцу. В этот момент индивидуально работаю с детьми, нуждающимися в большем внимании, работающим в медленном темпе еще из-за недостаточной способности к самостоятельной работе. Выполненные практические работы отличаются между собой, но каждая из них является законченной. Так, например, по теме «Полуобъемная лепка на основе. Подводный мир» у кого- то одна аквариумная рыбка, у других - морское дно и дети могут соотнести вылепленных рыбок с их названиями

Дети постепенно овладевают приемами ощипывания маленьких комочков теста от большого, скатывания прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, учатся лепке по частям и из целого куска, использовать стеки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или взрослым. Можно говорить о том, что занятия лепкой— это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Лепка самый осязаемый вид художественного творчества, который благотворно влияет на детей с ОВЗ и инвалидностью

При построении занятий я учитываю основные методические принципы обучения детей с ОВЗ: смена видов деятельности; повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия; игровая форма обучения, динамические паузы.

Опыт реализации: программа «Бисерное рукоделие» реализовывалась с 2016 по 2019 г., программа «Соленое тесто» реализуется с 2019-2020г. по договору о сетевом взаимодействии с ЦППРиК «Доверие»

Результативность: занимаясь по представленным программам, ребята принимают участие в выставках муниципального уровня, выставке для лиц с ограниченными возможностями здоровья «Невозможное возможно». Такой опыт, безусловно, позволяет им чувствовать себя успешными, раскрыть творческие способности, что благотворно сказывается на психическом здоровье данной категории детей, их социализации. Хочется подчеркнуть, что занятия по данным программам способствуют развитию не только моторной сферы, сферы мышления и памяти, но и немало важной эмоционально-волевой сферы. Учащиеся проявляют такие базовые эмоции как интерес, радость. Это выражается в сконцентрированности и внимательности на занятиях, в огромном удовольствии от результатов своего труда, от участия в выставках декоративно-прикладного творчества. По результатам выставок оформляются творческие альбомы работ. Пример - Альбом «Пасхальное настроение» Филипченко Ольги.

Проведение диагностики, заполнение индивидуальных профилей развития позволяет делать выводы о положительной динамике обучения. Индивидуальный график мониторинга позволяет судить, на каком уровне освоения программы находится каждый ребенок.

График мониторинга строится на координатной плоскости XOY, где по оси OX откладывается фамилия и имя ребенка, а по оси OY- полученные средние баллы в %.

Линия синего цвета – это входящая диагностика в сентябре, линия красного цвета - в середине года (декабрь), а линия зеленого цвета – диагностика в конце 1 года обучения

Коллективный график мониторинга строиться по тому же принципу, при этом по оси OX-откладываются показатели диагностики, а по оси OY- полученные средние балы всех учащихся.

Вывод: максимально раскрыть возможности каждого ребенка и создать условия для его развития мне позволяет использование технологии индивидуализации обучения. Здесь приоритетными являются индивидуальный подход и индивидуальная форма работы. Данную технологию принято считать проникающей технологией, так как индивидуальный подход, как принцип обучения осуществляется во многих технологиях. Разработанный в обучении индивидуальный подход сводится чаще всего к разделению обучающихся на сильных, слабых, подготовленных и не очень, к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала, подведению в конечном итоге к одному «знаменателю». Совсем другую целевую ориентацию преследует процесс индивидуализации – помочь ребенку в нарабатывании собственных приемов работы, построении индивидуальной образовательной траектории. Технология индивидуализации способствует личностному росту ребенка, что очень важно в системе дополнительного образования.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Сценарий игровой программы в дополнительном образовании "Волшебный мир бисера" | Профориентация учащихся в дополнительном образовании детей
Опубликовано: 875 дней назад (1 июля 2022)
Просмотров: 753
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!