Конспект урока по литературному чтению для 2 класса "Приключения Чиполлино"
Тема раздела: «Сказочные человечки»
Тема: «Приключения Чиполлино»
Задачи:
образовательная: формирование умений отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
воспитательная: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование умения работать в группах и парах.
развивающая: развитие умения аргументировать свою точку зрения и умения выразительно читать.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева литературное чтение, 2 класс, часть 1, карточки с вопросами.
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
II. Вступительная беседа
Учитель: А начнем мы сегодняшний урок с игры, которая называется «Узнай сказочного героя». На слайде будут картинки, а нам нужно будет, понять какому герою принадлежит этот предмет и из какой сказки этот герой. Начнем. Только будьте очень внимательны.
Посмотрите на первый слайд. Как вы думаете кому принадлежит этот домик?
Ученик: Это домик Муми-троля.
Учитель: Верно. А из какой сказки пришел к нам этот герой?
Ученик: «Шляпа волшебника». Сказка Туве Янссон.
Учитель: Посмотрим на следующий слайд. Как вы думаете, кому принадлежит этот кинжал?
Ученик: Бильбо.
Учитель: Из какой сказки пришел к нам этот герой?
Ученик: Из сказки Хоббит, которую написал Джон Толкин.
Учитель: Молодцы ребята. Кому же принадлежит эта баночка меда?
Ученик: Винни Пух.
Учитель: Давайте вспомним, какую сказку мы читали с участием этого персонажа.
Ученик: Винни Пух и все-все-все. Написал эту сказку Алан Милн.
Учитель: Как вы ловко справляетесь со всеми заданиями. Продолжим. И на следующем слайде у нас изображен золотой ключик.
Ученик: Это ключик Буратино. Он пришел из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Написал это сказку Алексей Толстой.
Учитель: Как вы думаете, чьи это такие красивые голубые волосы?
Ученик: Мальвине. И он из сказки «Золотой ключик».
Учитель: А это что такое?
Ученик: Это пиявки.
Учитель: А кто собирал пиявки в лечебных целях, а потом их продавал?
Ученик: Дуремар.
III. Изучение нового
Учитель: Молодцы ребята, вы узнали всех героев. Посмотрите, что я принесла сегодня на урок.
Ученик: Луковица.
Учитель: Как вы думаете, какому герою принадлежит этот предмет?
Ученик: Чиполлино.
Учитель: Из какой книги этот герой?
Ученик: Приключение Чиполлино.
Учитель: Верно. Как вы думаете, из какой страны наш герой?
Ученик: из Италии.
Учитель: Кто же написал Чиполлино?
Ученик: Джанни Родари.
Учитель: Кто-нибудь догадался какая тема сегодняшнего урока?
Ученик: Сказочные персонажи.
Учитель: Верно, а более подробно мы поговорим с вами о Чиполлино.
Учитель: Что вы знаете об авторе?
Ученик: (ответы детей)
Учитель: Джанни Родари (23.10.1920 – 14.04.1980) родился в итальянском городке Оменья. Джанни Родари рос очень болезненным, но, тем не менее, жизнерадостным и увлекающимся ребёнком. Он много читал, сочинял стихи, учился играть на скрипке и прекрасно рисовал. Учился он в семинарии, окончив семинарию в 1937 году, он устроился преподавателем начальных классов. В 1950 году его назначили редактором иллюстрированного еженедельника «Пионер», где год спустя впервые была опубликована сказка «Приключения Чиполлино». Книги Джанни Родари расходились у нас миллионными тиражами. И до сих пор дети и взрослые очень любят его сказки, рассказы и стихотворения.
Учитель: Посмотрите, что я еще сегодня принесла ( помидор, огурцы, лимоны, на слайде тыква).
Какую роль играли эти персонажи в сказки?
Ученик: Синьор Помидор отрицательный персонаж в сказке. Он выгнал куму Тыкву из домика. Его сопровождала свита лимончиков. А карету где ехал синьор Помидор везли огурцы.
Кроссворд
Учитель: Молодцы ребята. Теперь нам предстоит решить кроссворд. У некоторых из вас на партах лежать листочки с вопросами. Давайте прочитаем первый вопрос.
Ученик: Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечательной книги. Он был главой дружной семьи. У него было восемь сыновей, и всем он дал подходящие имена.
Учитель: Как же его звали?
Ученик: Чиполлоне.
Учитель: Продолжим. Прочитаем 2 вопрос.
Ученик: Я - синьор
Красен я и пышен.
А служу я с давних пор
У помещиц - Вишен.
Ученик: Это синьор Помидор.
Учитель: Молодцы. Продолжим.
Ученик: Этого узнает каждый. Он был нанят в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. После свержения принца лимона, синьора Помидора он служит в замке сторожем.
Ученик: Это петрушка.
Ученик: 4 вопрос. Этот герой не имел громких богатых титулов: он не был принцем, не был кавалером, не был синьором, у него было самое рабочее звание. Когда задумывался, он чесал шилом затылок.
Это виноградинка.
Ученик: 5 вопрос. Это очаровательное создание имело доброе сердце, её сочувствие Вишенке и помощь Чиполлино, смелые поступки, находчивость заставляли нас полюбить эту героиню.
Это земляничка.
Ученик: 6 вопрос. Так переводится с итальянского имя нашего главного героя.
Ответ: луковка.
Ученик: 7 вопрос. Этот герой- главный правитель страны, где происходили события. Он имел самый высокий титул, был самым богатым героем этой страны, его стража, армия внешне очень похожи на своего правителя.
Ответ: лимон.
Ученик: 8 вопрос. Этот герой родился в богатой семье, жил в замке, для него был нанят домашний учитель, но из всех детей этой страны он был самым несчастливым мальчишкой.
Ответ: вишенка.
Ученик: 9 вопрос. Этот герой теперь занимается своим ремеслом где-то в чужой стране. Автору до смерти надоело возиться с этим цепким и вертлявым пройдохой, главным ремеслом которого было предательство.
Ответ: горошек.
Физминутка
Учитель: А теперь давайте проведем физминктку.
Учитель: Садитесь. Давайте прочитаем получившееся слово.
Ученик: Чиполлино.
Учитель: Мы вспомнили с вами как зовут всех героев нашей сказки. А теперь давайте с вами откроем учебник на стр 154 и прочитаем отрывок почему же кум Тыква опечалился.
Учитель: Ребята, а как же Чиполлино наказ собаку Мастино? Давайте с вами прочитаем еще раз на стр 157. А читать мы будем с вами по ролям. Выберем трех человек автора, Чиполлино и Мастино. Начинаем читать с самого начала 3 главы.
Учитель: А Чиполлино было жалко Мастино или нет?
Ученик: Да, Чиполлино сожалел о содеянном.
Учитель: Давайте найдем в учебнике, где же написано о том что Чиполлино сожалел.
Учитель: Ребята я думаю вам интересно чем же закончилась эта сказка. Давайте с вами посмотрим.
Ребята, как бы вы охарактеризовали Чиполлино? Какой он?
Ученики: Смелый, храбрый, отважный.
IV. Итог
Учитель: Наш урок подошел к концу. Каких же героев мы сегодня вспомнили?
Ученик: Чиполлино, кум Тыкву, синьор Помидор, король Лимон и т.д.
Учитель: Чему же учит эта сказка?
Ученик: Мужеству в преодоление невзгод. Тому, что нужно помогать друг другу.
Учитель: Спасибо за урок. До новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе